Развитие интеллектуальных способностей через творческое воображение на уроках литературного чтения и русского языка

Разделы: Начальная школа


В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны. Развитие творческих возможностей учащихся возможно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приемы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

Творческое мышление школьника выражается в открытии (субъективно) нового, до того неизвестного: нового способа решения задачи, нового свойства рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале и т.д. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к созданию чего-либо нового, без опоры на образец, развивается в деятельности, требующей проявления творчества.

Известно, что мышление поступающего в школу ребенка, будь то ребенок со слабо выраженным интеллектом или продвинутый в своем развитии, в жизни опирается на чувственные образы - восприятия, представления, т.к. у детей этого возраста слабо развито абстрактное мышление, но в гораздо большей степени сохраняются черты сензитивности для развития воображения и творческих способностей.

Как же связаны между собой воображение и мышление?

Воображение - это основа всякой творческой мысли. Воображение создает новые образы на основе ранее воспринятых явлений и предметов, а мышление обобщает и опосредованно отражает окружающий мир. Результатом воображения является образ, а результатом мышления - выраженные в словах мысли, суждения и понятия о мире.

Исследования С.Л.Выготского показывают, что творческое воображение и интеллект взаимосвязаны. Чем выше интеллект, тем выше творческое воображение; чем больше развит мир фантазии, тем больше интеллект. Низкий интеллект дает и низкий уровень воображения. Было замечено, что там, где у ребенка присутствовала хоть незначительная доля творческой деятельности, имело место и творческое воображение.

Воображение имеет очень важную функцию в поведении и в общем развитии человека. Оно становится средством расширения опыта ребенка, потому что он может вообразить себе то, что он не видел, может представить по рассказу воображаемую картину, которую ранее ни разу не видел и которой нет в его памяти.

В этой форме воображение является совершенно необходимым условием почти всякой умственной деятельности.

Методы обучения, строящиеся на основе соответствующих дидактических принципов, в системе Л.В.Занкова аппелируют не только к интеллекту, но и к чувствам - "вратам добродетели" детей, когда они обсуждают новый, сложный для них вопрос, свободно высказывают свои суждения, мнения. На уроках всегда должна царить радость сотворчества, если дать каждому ребенку почувствовать, что, как и все остальные, он способен, и у него тоже есть "искорка божия". В этом содержатся большие возможности для развития литературного творчества.

На один из самых первых уроков к нам в класс приходит почтальон Печкин с большой сумкой, из которой мы вынимаем письмо и читаем:

"Здравствуй, первоклассник!

Как ты живешь и учишься? Что делаешь после школы? Расскажи о своем любимом занятии. Напиши мне об этом или нарисуй".

Подпись какого-либо литературного героя.

У детей это письмо вызывает большой интерес. Ребята живо откликаются и опускают в сумку рисунки, письма, фотографии.

Один из уроков мы посвящаем "чтению" этих писем. Дети рассказывают, читают. Сколько интересного они узнают друг о друге, как учатся слушать друг друга! Происходит более близкое знакомство и учителя с учениками.

С первого же класса пробуем "сочинять стихи" Начинаем с чистоговорок:

Ра-ра-ра - начинается игра
(детям спать пора,
(занимаемся с утра)
Чу-чу-чу - уроки я учу.

На уроке чтения провожу игры "Кто больше подберет рифм к словам?", "Доскажи словечко:

Белка спряталась в дупло,
Там и сухо и : (тепло)"

Наибольший интерес у детей вызывают загадки. Они имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству и являются своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка.

А уже во втором классе после рассуждения "Когда и зачем появились загадки?" предлагаю им стать авторами загадок. Рассказываю о типах загадок. Сравниваем литературные и народные, и предлагаю выбрать предмет и сочинить загадку. И вот что получилось:

Зимой лежит ковром,
Весной становится ручьем.

Лег на деревья и дома -
В город к нам пришла зима.

Стоит дом просторный,
В нем народ проворный,
С каждым годом он взрослеет
И становится умнее.

Белые бубенчики
На веточке висят,
Если только тронешь,
Сразу зазвенят.

Большой интерес у детей вызвали простые случаи литературной игры буриме, например, дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:

В чистом поле, в белом поле
Было все белым-бело:

Детский вариант:

Возле леса на поляне
Нашу елку замело.

Авторский вариант Бориса Заходера:

Потому что это поле
Белым снегом замело.

На уроках чтения дети очень любят минутки поэзии, на которых сами выступают в роли поэтов. Я не ставлю задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. Это одно из средств самовыражения ребенка. Дети познают не только себя, но и красоту слова и русского языка в целом. Хочу привести некоторые стихотворения:

Листья кружатся, летают,
Все как бабочки порхают.
А один листок отстал,
На ладошку мне упал.
(Настя Комарова).

Моя кошечка игривая,
Забавная, красивая.
Со школы меня ждет,
А приду - мурлычет, поет.
(Никита Великосельский)

Зима, белая зима
Много снега намела.
Буду с горочки кататься,
Буду весело смеяться.
(Наташа Елтышева)

 Но однажды, готовясь к школьному празднику, мы с четвероклассниками сочинили такое стихотворение для нашей ведущей, которая должна была ответить на вопрос, за что она любит осень:

За ее красивые платья,
За ее прелестный наряд,
За ее чудесные листья.
Что по ветру, танцуя, летят.

В этом танце, кружась и ликуя,
Они землю стелют ковром,
По дорожкам, тропинкам бегу я,
Чтоб побыть мне под этим дождем.

Этот дождь так ярок, прекрасен!
Каждый лист - это капля дождя,
А осенний день светел и ясен,
Все чарует, волнует меня.

У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать.

Большую роль в развитии творческих способностей играют сочинения. Сочинение - от старого русского слова "чин", то есть порядок. Сочинять, создавать сочинения - значит приводить в порядок свои мысли, свои знания. Именно сочинение - высшая форма проявления творческих способностей ребенка. В сочинениях дети делятся своими секретами, радостями, тревогами, надеждами. Им нравится писать сочинения, даже тем, чей литературный опыт не совсем удачен. Все сочинения с согласия авторов мы читаем и обсуждаем. При разборе сочинений стараюсь меньше комментировать, а предоставляю ребятам самим оценивать достоинства и недостатки работ. Атмосфера на таких уроках становится особенно теплой и доверительной. Ошибки в сочинениях я подчеркиваю карандашом.

Темы сочинений разнообразные: "Золотая осень", "Почему я лучше всех", "Я - кактус", "Я - березка", "Путешествие капельки (снежинки)", "Моя мама", "Если был бы я:", "Если был бы я учителем", "До свиданья, первый (2-й, 3-й, 4-й) класс!", "Капуста и огурец", "Сказка о :", "Письмо литературному герою" ("Письмо Ване Жукову от дедушки").

При расставании с начальной школой, а это произойдет через два месяца, ребята получат главный подарок - сборник детских произведений, где авторами будут они сами. И хотя эти работы были прочитаны в классе и на родительских собраниях, я думаю, будет приятно еще много раз пережить эти волнующие минуты творчества.

Возраст от двух до двенадцати лет - благоприятный период для развития воображения. По мере увеличения возраста теряется живость, свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений. Поэтому для стимулирования познавательных процессов важно включить учащихся в творчество, используя для этого упражнения, игры, задания, развивающие воображение на уроках русского языка, так как русский язык всегда был и остается главным предметом. Ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

1. Так, при изучении темы "Имя прилагательное" можно предложить такие задания:

а) Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он?

б) Подбери как можно больше слов для описания снега в солнечный день.

в) За одну минуту подбери как можно больше прилагательных к словам день, погода, улица и т.д.

2. Тема "Глагол".

а) Вы любите фантазировать? Что с вами будет через 20 лет? Напишите сочинение-миниатюру "Я через двадцать лет", используя глагол будущего времени.

б) Запиши правила поведения на уроке.

  • Полезные советы.
  • Вредные советы.

в) Напиши правила поведения в общественных местах, употребив глаголы с частицей не.

г) Игра "Загадай объект, используя глаголы прошедшего времени".

д) Игра "Бумчук". Инопланетяне играют в бумчук. Напиши правила игры, употребив глаголы неопределенной формы.

3. Тема "Предложение".

а) Комический эффект. Найди границы предложений.

б) Перевертыши ездока и коня. Исправь ошибку.

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю:

Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне:

Каким образом узнать новое неизвестное на уроке? Каким образом подойти к изучению нового материала?

Можно ввести детей в урок через прогноз темы.

Пишу на доске "Непроизносимые согласные", задаю вопрос:

- Что вы подумали, когда прочитали тему нашего урока? (Будем изучать согласные. Они, наверное, не произносятся, но пишутся).

- Приведите примеры таких слов. (Солнце. Лестница. Праздник. Сердце).

Все смогли сами. Сколько было радости, что не ошиблись, дали точный прогноз.

Можно ввести в тему через проблемные ситуации: "Правописание суффиксов -о, -а в наречиях" (4-й класс).

Детям предлагаю слова: новый, заново, наново, снова.

- Что заметили?

- Лишнее слово "новый", это прилагательное, остальные наречия.

- Оно не лишнее, а главное, от него образовались все остальные слова.

- Среди наречий лишнее слово "снова", на конце "а", а в других "о".

Много общего и отличительного увидели ребята. Рассуждая, уточняя, дети не заметили, как изучили данную тему, научились проверять правописание данных суффиксов. Способ проверки предложили совершенно интуитивно. В данной ситуации мне пришлось лишь чуть-чуть уточнить их мысли.

Подобные задания позволяют необычно начать урок, вызывают интерес к изучаемой теме, активизируют деятельность детей.

Развитию воссоздающего воображения способствуют загадки, ребусы, кроссворды, преобразования слов, деформированные тексты. Творческое воображение развивают задания, которые предоставляют право выбора в зависимости от желания ребенка:

- придумывание продолжений сказки;

- придумывание продолжения изложения (попробуй догадаться, что произошло дальше);

- домысливание, рисование словами и т.п.

Подводя итог вышеизложенному, хочется привести высказывание академика Л.В.Занкова: "Формирование человека проходит множество ступеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом - верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше будем формировать этот опыт. Тем успешнее будет развиваться личность ребенка".