Урок обобщающего повторения по теме "Солнечная система" в форме игры "Что? Где? Когда?", 5-й класс

Разделы: География, Внеклассная работа

Класс: 5

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Солнечная система».
2. Развить активность и познавательную самостоятельность.
3. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к предмету.

Форма: Викторина.

Метод: Исследовательский.

Тип урока: Познавательный.

Оборудование: картины «Солнечная система», «Солнце».

I. Организационный момент

1. Учитель составляет вопросы, направленные как на усвоение основного содержания, так и на развитие кругозора.

2. Учащиеся делятся на группы по 5 человек.

3. Капитаны проводят жеребьевку, определяют, кто начнет игру.

4. Качество ответов оценивает жюри.

II. Проведение игры

Вопросы

1. Мы с вами знаем, что Земля это... планета Солнечной системы и она вращается вокруг Солнца. Но так думали не всегда. Этот человек опроверг церковные сказки о сотворении мира и о том, что Земля- центр Вселенной. Кто был этим человеком? (Великий польский астроном Николай Коперник.)

2. В 1248 году летописец записал: «Было знамение на Луне: была кровавая вся и погибла. И в то же лето царь Батый двинул рать ...» Что за событие описано в летописи? (Лунное затмение.)

3. Древние римляне верили, что их судьбами управляют многие боги. Отцом всех богов был могущественный Юпитер, его жена - богиня Юнона.

А как звали дочь, гонца богов, бога войны, моря, подземного царства? (Венера, Меркурий, Марс, Нептун, Плутон.)

4. Уже давно ученые, проведя расчеты, решили, что между Марсом и Юпитером должна находиться планета. Долго её искали, и вот в ночь под 1 января 1801 года удалось открыть первую малую планету, назвали её в честь римской богини плодородия, затем ещё одну, её окрестили в честь римской богини правосудия, затем были найдены ещё две. Как назвали эти малые планеты и откуда они взялись? (Астероиды: Церера, Паллада, Юнона, Веста. Взорвался Фаэтон.)

5. Почему год разделили на 12 месяцев?

(Причина этому - Луна. Наше русское название Луны- месяц, в течение года Луна обходит вокруг Земли 12 с лишним раз, отсюда и появилась эта мера времени.)

6. Это небесное тело удивительно подвижно. Совершая 3 вида движения в космическом пространстве оно издавна интересовало людей. Ему посвящены песни, стихи, множество пейзажей. Что это за небесное тело? (Луна.)

7. Светящиеся точки, пролетающие по небу, народ прозвал падающими звёздами. Ведь тогда не знали, что каждая звезда – отдельное Солнце. Позднее учёные назвали падающие звёзды метеоритами. Что такое метеорит? (Небесные камни.)

8. В 1066 г. русский летописец писал: «В это время было знамение на западе, звезда превеликая лучи имела как будто кровавые, восходила с вечера после солнце заката и была семь дней, потом были междоусобные войны нашествие половцев на русскую землю, когда бывает кровавая звезда, она всегда предвещает кровопролитие...». О какой звезде идёт речь? (Комета.)

9. 3вёзд на небе очень много, и кажется, что их не сосчитать, что так трудно ориентироваться в этом бесконечном множестве светящихся точек, причудливо украсивших небосклон. Поэтому люди разбили их на определённые группы, назвали созвездиями. Так появились на древних картах звёздного неба созвездия, своими очертаниями напоминавшие людей, животных, рыб, различные предметы.

С чем связаны названия этих созвездий, откуда они к нам пришли? (Из греческой мифологии.)

10. Он впервые рассмотрел на Луне горы и равнины, открыл 4 луны у Юпитера, нашел наглядные доказательства того, что система Коперника справедлива. Кто был этот ученый, чье открытие вызвало недоверие в ученом мире? (Галилео Галилей.)

11. Ещё в древности люди считали его благословенным и добрым божеством. Древние греки называли его богом Гелиосом, римляне – лучезарным Аполлоном или Фебом, а наши предки славяне - богом Ярилой. А каком небесном теле идёт речь? (Солнце.)

12. Мы знаем, что у Урана есть планета двойник – Нептун, а какую планету и почему можно назвать двойником Земли? (Марс.)

III. Итог урока-игры