Система уроков занимательной математики для 5–6-х классов в форме математической викторины

Разделы: Математика


Тема: Система уроков занимательной математики для 5-6-х классов в форме математической викторины (заключительные уроки четверти).

Образовательные и воспитательные цели:

- формирование и развитие творческих и умственных способности учащихся (память, логическое мышление, пространственное воображение и т.д.);
- развитие у учащихся устойчивого интереса к изучению математики;
- демонстрация многогранности и красоты различных задач математики;
- воспитание чувства коллективизма, командного духа, ответственности.

Математическая викторина для пятого класса №1

Условия проведения: класс делится на три команды, выбираются капитаны команд, за каждый правильный ответ команда получает 5 баллов, за ответ на вопрос чужой команды - 3 балла, за нарушение дисциплины - штраф 5 баллов.

Содержание викторины

1 команда

2 команда

3 команда

Продолжи числовую последовательность:

123; 132; 213; 231; 312…

Ответ: 321.

Продолжи числовую последовательность:

135; 9; 246; 12; 357…

Ответ: 15.

Продолжи числовую последовательность:

2; 6; 12; 20; 30…

Ответ: 42 (6 умн. 7).

Кирпич весит 1кг и еще полкирпича. Сколько весит 5 кирпичей?

Ответ: 10кг.

Кирпич весит 2кг и еще полкирпича. Сколько весит 4 кирпича?
Ответ: 16кг

Кирпич весит 1кг 500г и еще полкирпича. Какова масса кирпича?

Ответ: 3кг.

Во сколько раз первое произведение больше второго:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 ?

Ответ: в 5040 раз.

Сколько ударов в сутки делают часы с боем? (Без получасовых.)

Ответ: 156 (рац. счет).

Сколько будет трижды сорок и пять?

Ответ: 125.

Начертить фигуру, не отрывая карандаша от бумаги (по одному участнику от команды, дать подумать 1 минуту).

Начертить фигуру, не отрывая карандаша от бумаги (по одному участнику от команды, дать подумать 1 минуту).

Начертить фигуру, не отрывая карандаша от бумаги (по одному участнику от команды, дать подумать 1 минуту).

Задача на смекалку:

Как с помощью только одной палочки, не ломая её, образовать на столе треугольник?

Ответ: положить палочку на угол стола.

Задача на смекалку:

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной палок?

Ответ: 2; 4; 6.

Задача на смекалку:

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг. Сколько будет весить курица, если она встанет на две ноги?

Ответ: 2кг.

Как записать двойку тремя пятерками?

Ответ: (5 + 5) : 5

Как записать четыре тремя пятерками?

Ответ: 5 – 5 : 5

Как записать пятерку тремя пятерками?

Ответ: 5 ∙ 5 : 5

Конкурс капитанов:

1) Назвать лишнее слово:

- Пифагор,
- Евклид,
- Чайковский,
- Гаусс.

Ответ: Чайковский.

Конкурс капитанов:

1) Назвать лишнее слово:

- треугольник,
- квадрат,
- периметр,
- прямоугольник.

Ответ: периметр.

Конкурс капитанов:

1) Назвать лишнее слово:

- слагаемое,
- делитель,
- цифра,
- разность.

Ответ: цифра.

2) Не меняя порядка цифр, расставьте между цифрами числа 1 2 3 4 5 6 7 8 9, знаки плюсы и минусы, всего три знака, чтобы в результате получилось число 100.

Ответ: 123 – 45 – 67 + 89.

2) Не меняя порядка цифр, расставьте между цифрами числа 1 2 3 4 5 6 7 8 9, знаки плюсы и минусы, всего три знака, чтобы в результате получилось число 100.

Ответ: 123 – 45 – 67 + 89.

2) Не меняя порядка цифр, расставьте между цифрами числа 1 2 3 4 5 6 7 8 9, знаки плюсы и минусы, всего три знака, чтобы в результате получилось число 100.

Ответ: 123 – 45 – 67 + 89.

Перед вами стоят шесть стаканов: три с водой и три пустых. Дотроньтесь рукой лишь до одного стакана и добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались.

■■■□□□

Ответ: Перелить воду из второго стакана в пятый.

Перед вами стоят шесть стаканов: три с водой и три пустых. Дотроньтесь рукой лишь до одного стакана и добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались.

■■■□□□

Ответ: Перелить воду из второго стакана в пятый.

Перед вами стоят шесть стаканов: три с водой и три пустых. Дотроньтесь рукой лишь до одного стакана и добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались.

■■■□□□

Ответ: Перелить воду из второго стакана в пятый.

Сколько нулей стоит в произведении натуральных чисел от 10 до 25?

Ответ:5 нулей.

Чему равна сумма чисел от 1 до 100?

Ответ: 101 ∙ 50 = 5050

Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 26. Найти уменьшаемое.

Ответ: 13.

Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться?*

Ответ: отец, сын, дед.

В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?

Ответ: 4.

У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у этого отца?

Ответ: 7.

Математическая викторина для пятого класса № 2

Условия проведения: класс делится на три команды, выбираются капитаны команд, за каждый правильный ответ команда получает 5 баллов, за ответ на вопрос чужой команды 3 - балла, за нарушение дисциплины - штраф 5 баллов.

Содержание викторины

1. Разминка (Кто быстрее ответит - получает 1 балл.)

- Сколько месяцев в году? (12)

- Назовите шестой месяц года. (Июнь.)

- Сколько всего времен года? (4)

- Сколько месяцев во времени года? (3)

- Какой по счету среди зимних месяцев январь? (2)

- Каков порядковый номер месяца года, заканчивающегося на «Й»? (5, май.)

- Предпоследняя буква второго месяца зимы. (р)

- Название первого месяца осени. (Сентябрь.)

- Кого по осени считают? (Цыплят.)

- Назовите четвертую с начала букву русского алфавита. (г)

- Какая по счету в алфавите буква «Ю»? (32-я)

- Сколько океанов на Земле? (4)

- Назовите первую букву названия столицы Франции. (П)

- Назовите первую букву названия страны, где столица Токио. (Я)

- Сколько дней в високосном феврале? (29)

- Какая буква четвертая в слове ПОДЪЕЗД? (Ъ)

2. Командные конкурсы

А) За 2 мин (по песочным часам) составить как можно больше математических терминов (слов, связанных с математикой) на букву «п» (другой вариант игры – разные буквы всем командам). Подсчет баллов ведется по количеству неповторяемых терминов.

Б) За 2 мин вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа. (Пример: семеро одного не ждут.)

3. Логические задачи

А) Найти закономерность и продолжить числовой ряд двумя числами:

1 команда: 6; 10; 13; 15; 16; … (16; 15)

2 команда:1; 4; 9; 16; 25; … (36; 49)

3 команда: 10; 11; 15; 16; 20; 21; … (25; 26)

Б) Найти закономерность и продолжить числовой ряд двумя числами:

1 команда: 1; 2; 4; 8; 16; 32 … (64; 128)

2 команда:4; 5; 8; 9; 12; 13 … (16; 17)

3 команда:11; 1; 9; 2; 7; 3; 5 … (4; 5)

4. Задачи-загадки

1 команда

Король с бывшей у него в гостях Кошкой играли в загадки.

Король спросил: «Пришел мельник на мельницу, на мельнице четыре угла, в каждом углу – по четыре мешка, в каждом мешке – по четыре кошки, у каждой кошки – по четыре котенка. Сколько всего ног?»

Ответ.

- Это очень просто! – улыбнулась Кошка. - Две.

- Как две? Сосчитай-ка! – возмутился Король.

- А чего тут считать? Ноги только у мельника, а у кошек, всем известно, лапки!..

2 команда

- Сколько стоит «один»?

- Пять рублей, - ответил продавец хозяйственного отдела.

- Сколько стоит «двенадцать»?

- Десять рублей.

- Хорошо, дайте мне «восемьсот двадцать пять».

- С Вас пятнадцать рублей.

Что покупал покупатель?

Ответ: номер для квартиры (1, 12, 825).

3 команда

Скажите точную дату, когда начнется XXII век?

Ответ: Некоторые считают, что XXII век начнется 1 января 2100 года. Это неверно, так как 2100 год принадлежит XXI веку, ведь нулевого года в I веке не было. Итак, XXII век начнется 1 января 2101 года.

5. Задачи на смекалку

1 команда:

В классе 36 учеников. Мальчиков на 3 больше, чем девочек. Сколько в классе может быть мальчиков и сколько девочек?

Ответ: Такого не может быть.

2 команда:

У Коли и Мани было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Мане. На сколько больше тетрадей стало у Мани, чем у Коли?

Ответ: на 4.

3 команда:

В двух классах 70 учеников. В одном из этих классов учащихся на 5 человек больше, чем в другом. Сколько учеников может быть в каждом из этих классов?

Ответ: Такого не может быть.

6. Тренировка памяти

(По одному человеку от команды, фигуры заранее изображены на доске.)

Задание. Посмотреть на фигуры 5 сек, затем воспроизвести на доске или бумаге.

7. Конкурс «Отгадай героя из мультфильма»

Сравните две таблицы, найдите логическую связь между ними, прочитайте предложение и скажите, какому очень популярному герою мультфильмов он принадлежит.

Ответ: «Ребята, Давайте жить дружно!» Кот Леопольд.

8. Конкурс капитанов

А) Перед вами девять равных квадратов, составленных из спичек. Уберите 4 спички так, чтобы получилось пять равных квадратов и не осталось ничего лишнего.

Ответ:

Б) Как из двух спичек получить десять?

Ответ: Римская цифра Х.

Сценарий обобщающего урока по математике в 6-м классе: «Отношения»

(Учебник: Н.Я.Виленкин и др. 6-й класс, 2006 г. 1-я и 2-я части.)

Цель урока:систематизировать, обобщить, повторить знания по данной теме, закрепить умения и навыки учащихся при решении упражнений и задач, развивать память, внимание, познавательные способности учащихся, воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к советам одноклассников, совершнствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

Тип урока:обобщение знаний, закрепление и развитие знаний, умений и навыков, проверка знаний в игровой форме.

Форма проведения урока: урок-соревнование.

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на три команды, каждая команда выбирает капитана. За правильно выполненные задания команда награждается баллами. Это фиксируется на доске. За плохую дисциплину начисляются штрафные очки (до трех очков). Победившая команда награждается пятерками в счет будущей четверти (текущими).

II. Разминка

1) Работа по парам. № 746 учебника, найти в таблице, как можно быстрее, все числа от 26 до 50.

2) Вопросы к командам устно на скорость.

- Что показывает отношение пути, пройденного автомашиной, ко времени её движения?
- Что показывает отношение стоимости купленных яблок к их массе?
- Что показывает отношение объема прямоугольного параллелепипеда к площади его основания?

Ответы: скорость, цену, высоту.

3) Вопрос к команде (1 мин на обсуждение) (№737).

Имеющиеся деньги брат и сестра распределили так, что сестра получила в 3 раза больше, чем брат. Определите:

1 команда – какую часть денег получила сестра, и какую – брат;
2 команда – сколько процентов всех денег получила сестра и сколько – брат;
3 команда – какую часть деньги брата составляют от денег сестры.

Ответы: 1) сестра - 3/4, брат - ¼; 2) 75 % и 25 % 3) 1/3

4) За 1 мин (капитан распределяет обязанности) решить № 742, 744, 745 учебника.

Вставить пропущенные числа, выразить в процентах.

Решить задачу: половина от половины равна половине. Найти это число.

1/6 * 3 = ? : 1/3 = ? - 1,25 = ? (Ответы: 0,5; 1,5; 0,25.)

0,2 = 20 %;

0,15 = 15 %

½ = 50 %

3/5 = 60 %

¾ = 75 %

1/20 = 5 %

1 = 100 %

3 = 300 %

½ * ½ x = 1/2 . (Ответ уравнения: 2.)

Промежуточное подведение итогов разминки. Верный ответ – 1 балл.

III. Логические задачи

На первую парту приглашаются по одному представителю команд на конкурс по решению логических задач.

Задача: Из какого города приехал каждый из них?

Боря, Витя, Гриша и Егор встретились и подружились в Артеке. Они приехали сюда из разных городов: один из Твери, другой из Омска, третий из Екатеринбурга, четвертый из Казани. Из какого города приехал каждый из них, если известно:

1) Боря и мальчик из Казани были помещены в одной комнате. Ни один из них никогда не был ни в Твери, ни в Екатеринбурге.

2) Гриша играл в волейбол в одной команде с мальчиком из Твери. А против них обычно сражался приятель из Казани.

3) Егор и мальчик из Твери увлекались игрой в шахматы.

Ответ: Витя из Твери. Боря из Омска. Егор из Казани. Гриша из Екатеринбурга.

Во время решения логической задачи команда думает над заданием: вписать в пустые клетки числа, чтобы сумма по любым вертикалям и горизонталям равнялась числу 100.

Ответ:

IV. Физкультминутка (Проводят капитаны.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Шаги на месте)
Все мы умеем считать, (хлопки в ладоши)
Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте)
Руки за спину положим, (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох)
Подтянитесь на носочки столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев (показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10 раз)

V. Командный конкурс

За 2 мин кто больше составит слов из слова математика.

Чтобы подвести итог, необходимо вычеркнуть повторяющиеся слова. Каждое оставшееся невычеркнутое слово приносит команде 1 балл.

VI. Командный конкурс

Сколько треугольников (или квадратов) изображено на рисунке:

1 команда
2 команда
3 команда

Ответ: 30.

Ответ: 28.

Ответ: 20.

VII. Конкурс капитанов: (№ 768 учебника)

Капитанам предлагается за 2 мин решить задание, команда в это же время выполняет то же самое.

Если капитаны не справляются, командам дается право помощи.

№768 Найдите отношение величин:

А) 1,5м и 30cм
Б) 1кг и 250г
В) 1ч и 15мин
Г) 50см. кв. и 1дм кв.

Ответы: А) 5; Б) 4; в) 4; г) ½.

VIII. Подведение итогов, награждение