Современные технологии художественно-эстетического и общественно-полезного воспитания младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Младший школьный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, поэтому большую роль отвожу экологическому воспитанию во внеурочное время. Так как считаю, что умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Ребёнок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, любоваться и экспериментировать, открывают широкие возможности для художественно-эстетического и общественно-полезного воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Поэтому целевые прогулки, экскурсии, наблюдения и опыты, проведённые после уроков, позволяют детям отдохнуть психологически, получить позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, на созидание и творчество.

Экологические знания, получаемые во время таких экскурсий, т.е. сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней, помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек.

Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без, самым серьёзным образом организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счёте, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого отношения закладываются в детстве, поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания. Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и животного мира. Благодаря знаниям по экологии дети научились анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами, не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Под влиянием природы, эстетического отношения к её явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитывается вкус, манеры, привычки, мировоззрение. Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому я учу детей искать и находить новое в уже известном, виденном. Наиболее эффективная последовательность работы:

  • непосредственное восприятие природы;
  • организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий;
  • сочетание метода наблюдения с методами активных действий.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно занять подобающее место в системе художественно-эстетического воспитания.

Также, одним из важнейших факторов формирования и развития личности младшего школьника является окружающая их жизнь: среда в образовательном учреждении; общественная среда с её эстетикой труда, поведения и быта. В своей работе я исхожу из убеждения, что класс, в котором учится и формируется как личность ребёнок, должен быть эстетически оформлен и пронизан художественным содержанием. Созданная, совместно с детьми, “по законам красоты” среда, способствует пониманию детьми прекрасного, формированию эстетического, художественного вкуса, естественному ненавязчивому образованию у них эстетического отношения к окружающему, формированию художественно-творческих способностей.

Формы и методы работы с детьми разнообразны. Остановимся на исследовательской проектной деятельности младших школьников. Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется её целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Наши исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов, что позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и учителем). Таким образом, создаются эстетически оформленные продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует дальнейшему общественно-полезному воспитанию и позитивной рефлексии младших школьников).

Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребёнок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Творческий проект является долгосрочным, по сравнению с исследовательским проектом. Важность такого проекта состоит в том, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребёнку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счёт расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребёнок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

Привлекая к себе в помощники природу, самого естественного источника творческого вдохновения, мои первоклассники научились быть исследователями в этой области. Могут объяснить свой выбор темы, цели. Рассказать о своих предположениях, о возможных источниках информации. В своей работе используем рабочую тетрадь для младших школьников А.И.Савенкова “Я – исследователь”, издательского дома “Фёдоров” 2009г.

Такая организация внеурочной деятельности младших школьников заставляет их реально почувствовать, что значит труд на пользу другому человеку. Впервые дети реально чувствуют, что своим творческим трудом они могут приносить пользу окружающему миру, людям, – это вызывает у них гордость, радость и удовлетворение. А такие чувства необходимо развивать и закреплять.