Урок математики в 3-м классе с использованием информационно-коммуникационных технологий

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

  1. Познакомить с понятиями “линейная диаграмма”, “столбчатая диаграмма”.
  2. Продолжать учить читать и записывать информацию с помощью линейных и столбчатых диаграмм.
  3. Развивать вычислительные навыки; умение решать задачи, решение которых основывается на изученном свойстве.
  4. Воспитывать интерес к предмету математике, любознательность; расширять кругозор и мышление учащихся.

Оборудование:

  1. Учебник Математика 3 класс (2 часть) Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких.
  2. Таблички со словами: навигатор, диаграмма, скорость света.
  3. Мультимедийная установка.
  4. Картинка Луны, картинки героев из книги К.Булычева “Тайна третьей планеты”.
  5. Музыкальное сопровождение.

План

I. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить космическое путешествие с уже известными нам героями – профессором Селезневым и его друзьями: Алисой, Севой, Веней и Громозекой. Но в космосе возможны любые ситуации, поэтому проверим и потренируем быстроту вашей реакции.

Итак,

1. Буквенный диктант.

У. В тетради запишите только первую букву слова – ответа на мой вопрос.

– Прямая, которая не имеет ни начала, ни конца. (Линия.)

– Равенство с одним неизвестным. (Уравнение.)

– На него нельзя делить. (Ноль.)

– Союзы и, но …(А.)

– Какое слово у вас получилось? (Приложение 4, слайд 1).

– Куда же мы с вами отправимся в начале нашего путешествия? (На Луну.)

– Те, кто верно составил слово, поставьте на полях + .

(Показ Луны). Слайд 2.

– Что вы знаете о ней? (Это небесное тело, спутник Земли.)

– Итак, мы отправляемся на Луну! Наш звездолет мчится с огромной скоростью. За одну секунду мы пролетаем больше 300 тыс. километров. Это значит, что наша скорость больше скорости света?

– А кто узнал, чему равна скорость света?

(Вывешивается табличка:

Скорость света = 300 тыс. километров в секунду)

– Вы – навигаторы, то есть прокладываете курс нашего корабля.

(Табличка Навигаторы).

– Для этого вам придется выполнить ряд расчетов:

Запись на доске:

68 : 2
16 · 6
70 : 10
4 · 23
96 : 8
1 · 30
51 : 3
18 · 3
 

  У. По какому признаку можно разбить эти выражения на 2 группы? (На действия умножения и деления).

Задание. Работаем по вариантам:

1-й вариант – находит значение выражений с действием умножения.

2-й вариант – находит значение выражений с действием деления.

(Звучит музыка). Приложение 1

3. Проверка. Самоконтроль. Слайд 3.

У. Те, кто решил все правильно, поставьте на полях + .

А теперь, поможем нашим друзьям, они уже прилетели на Луну и ждут нашей помощи.

4. Работа по учебнику.

Стр.3 задание 3 (а, б).

У. Прочитайте задание. Итак, нам надо составить выражение к каждому заданию и найти их значения.

– Кто готов прочитать первое задание, подставив значение переменной?

– Второе задание?

– На выбор, по желанию вы можете выбрать и записать решение любого задания.

Проверка: Двое учащихся у доски.

(а) 14 : 2 = 7 (сут) = 1 неделя

(б) 15 · 2 = 30 (ч) = 1 сут 6 ч

У. Кто выполнил задание верно, поставьте на полях + .

II. Открытие нового знания.

1. Задание № 1 стр. 2 (Слайд 4) .

Цель: Соотнести уже имеющиеся знания с новым видом линейной диаграммы.

У. Можете ли вы по таблице и рисунку рассказать, кто победил в этих соревнованиях?

– Как на рисунке изображено время, которое каждый участник затратил на завинчивание люка?

2. Сообщение темы урока. Работа с текстом ! стр. 2 .

а) Значение слова диаграмма (вывешивается табличка Диаграмма). Слайд 5.

б) Столбчатая диаграмма. Слайд 6.

III. Физкультминутка.

Звучит музыка (по щелчку, слайд 7). Приложение 2, Приложение 3

У. Ребята! Аварийный сигнал! Нужен отдых. Давайте наденем скафандры и выйдем в открытый космос.

(Учащиеся делают плавные движения под музыку).

IV. Первичное закрепление.

а) Фронтальная работа.

Стр. 3 зад. 2 (слайд 8 ).

б) Практическая работа в паре.

– По заданной таблице построй столбчатую и линейную диаграммы. Единичный отрезок на диаграмме = 2 ч.

– Составь к диаграммам вопросы и задай их своему соседу.

(Слайд 9).

в) Проверка учащихся. (Слайд 10, 11).

г) У. Ребята, построение диаграммы мы можем применять в разных областях. Например, я построила диаграмму согласно итогам 1-го триместра в нашем классе.

– Посмотрите. Расскажите, что вы видите. (Слайд 12).

– Здесь мы видим круговую и столбчатую диаграммы.

V. Повторение и закрепление пройденного материала.

У. Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Нам осталось решить одну задачу. Прочитаем ее.

Стр. 4 задача 6. Фронтальная работа. (Слайд 13).

(Устный разбор задачи и запись решения на доске).

Выбор рационального способа решения. (Слайд 14).

S1 = S2

S1 = 2 · 3 = 6 м 2

Sоб = 6 · 2 = 12 м 2

V = a · b · c

V = 12 · 2 = 24 м 3

Ответ: объем контейнера 24 м 3.

VI. Итог урока.

У. Закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали на этом уроке?

– Чему научились?

– Что особенно понравилось вам на уроке?

– Спасибо за урок. Все, кто поставил себе за выполненные задания три плюса, получают оценку 5 за урок.

Молодцы! (Приложение 4, слайд 15).