Обобщающий урок по теме "Имя числительное" с использованием ИКТ

Разделы: Русский язык


Цель урока: Расширить и обобщить знания учащихся об имени числительном.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить с историей происхождения имени числительного; углубить знания об имени числительном.
  • Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.
  • Воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку.

ХОД УРОКА

Компьютерная презентация (Приложение 1, слайд 1)

I. Организационный момент

– Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

II. – Начнём урок с устной разминки

Продолжите предложения

1. Все числительные по значению  делятся на…. (количественные и порядковые)
2. Среди количеств. числительных выделяются…(целые, дробные, собирательные)
3. Количеств.числительные по составу бывают.. (простые, сложные и составные)
4. Дробные числительные, кроме слов... составные (полтора, полтораста)
5. Числитель дроби представляет собой…числительное, знаменатель –… (количественное, порядковое)

Запишите ответы на вопросы, используя числительные

1. Сколько лет жили старик со старухой в сказке  «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
2. Сколько богатырей было в сказке «О мёртвой царевне»?
3. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
4. Сколько было мушкетёров в романе А.Дюма?
5. Сколько было месяцев в известной сказке Маршака? (30 лет и 3 года,7 богатырей,2 зайца,3 мушкетёра, 12 месяцев)

Определите часть речи (слайд  2)

Двойной, двойка, удвоить, пятеро, пятидневный, двадцать пять, шестиклассник, две седьмых, одинокий, два. 

Записать числительные:

1 вариант: с ь на конце   (Приложение 1, слайд 3)
2 вариант: с ь в середине

11, 50, 12, 17, 70, 800, 900, 18, 15, 60.

Склонение дробных числительных (Приложение 1, слайды 4, 5)

Записать словами:

9 5/6 +1/6
7 3/8+5/8

III. Синтаксическая роль имён числительных (Приложение 1, слайды 6, 7).

Подчеркните числительные как члены предложения

  • Семь и семь – четырнадцать.
  • Семеро ребят отправились в поход.
  • Первый луч солнца разбудил девочку.
  • Солнце всходит на Венере всего два раза в году.
  • Прибавьте к десяти шесть.

– Продолжим наш разговор о числительном. В старину на Руси существовали различные меры длины (учащиеся получили предварительное задание: найти в толковом словаре значение данных слов) (Приложение 1, слайд  8)

Сажень – (2,134 м)
Локоть – (54 см.)
Пядь –  (17,78 см)
Вершок – (4,4 см)
Аршин – (71 см)

Эти устаревшие слова встречаются в произведениях авторов, описывающих определённую историческую эпоху. Например, Пётр Павлович Ершов и его знаменитое произведение «Конёк – горбунок»

Задание: Прочитайте отрывок. Какого роста был конёк и какие у него были уши? (Приложение 1, слайды 9, 10)

– Интересно возникновение слова «миллион», которое хотя и обозначает количество, но относится к существительным. Что же интересного в его происхождении? Оказывается, если бы не знаменитый путешественник Марко Поло, в нашем языке было бы ещё одно необыкновенное числительное, (Приложение 1, слайд 11)

Вставьте вместо точек числительные оба, обе в нужном падеже (слайд 12)

  • На … стенах висели стенды.
  • … братьев взяли в секцию.
  • Взять в руки … конца верёвки.

IV. Тест  с последующей взаимопроверкой (Приложение 1, слайды 13, 14)

V. Творческая работа.

Составьте прогноз погоды на завтрашний день.

VI. Подведение итогов урока. Оценки.

– Ребята, завершая урок, я хочу сказать: мир числительных удивителен! То, что мы с вами узнали на уроке, это лишь его маленькая часть. Я надеюсь, что сегодняшний урок станет началом познания не только мира числительных, но и всего русского языка.

VII. Домашнее задание

– Я вам предлагаю на выбор два задания. Вы должны выбрать то, которое кажется вам наиболее интересным и занимательным:
1. Обратиться к дополнительной литературе. Подготовить сообщение «Вот это числительное!»
2. Написать сказку о происхождении числительного (один, два и т.д.)

VIII. Рефлексия (Приложение 1, слайд 15)

– Мне бы хотелось, чтобы вы поделились со мной своими впечатлениями об уроке. Я предлагаю заполнить таблицы, лежащие перед вами
– Спасибо вам за урок.