Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Олимпиадные задания по математике для 2–4-х классов

Разделы: Преподавание математики, Преподавание в начальной школе


Прошло уже 30 лет, как на основе психолого-педагогических исследований Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой и других был создан начальный курс математики для 1-4 классов. Этот курс математики должен был способствовать усилению развивающей функции обучения математике.

В настоящее время, когда идет реализация идей развивающего обучения в контакте с концепцией обновления и развития национальной школы, проведение различных внеклассных мероприятий, конкурсов, соревнований, олимпиад приобретает особое значение.

Математическая олимпиада младших школьников содействует развитию математических способностей у детей и помогает выявлению одаренных – участников будущих олимпиад старшеклассников.

“Математические способности, как, впрочем, и все другие способности являются врожденными.Одна из важнейших задач педагогики – выявление этих способностей возможно в более раннем возрасте и, в соответствии с этим, целесообразных воспитательных средств”, - пишет Н.И. Кованцев.

В.А. Крутецким высказано предложение о наличии, зародышевых форм способности к обобщению математического материала уже в младшем школьном возрасте.

А что понимается под математической способностью? На основании психологических исследований В.А. Крутецкий выделил следующие разновидности способности.

  1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей.
  2. Cпособность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекать от несущественного, видеть общее во внешне различном.
  3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.
  4. Математическая память… Это память на обобщение, формализованные структуры, логические схемы.
  5. Способность к “пространственным представлениям”. Надо различать способность от одаренности, а одаренность от таланта, для этого достаточно запомнить такое определение: «Способность - есть условие успешной деятельности, одаренность – потенциальная возможность успешности, а талант- высшая степень одаренности».

“Как минимум один из десяти детей - а это миллионы во всем мире – рождается настолько одаренным, что он мог бы стать выдающимся в какой-то области. Половина всех новорожденных детей – выше среднего уровня. Помните об этом”,- пишет Джоан Фриман. Поддержать, развивать таких детей не только забота родителей, но и учителей. В этом большую помощь оказывает математическая олимпиада младших школьников. Одаренные дети могут продолжать образование в школах с углубленным изучением математики.

Математическая олимпиада способствует творческому развитию, повышению творческой активности у детей. “Творчество человека выступает таким образом, – пишет Дж.Брунер, – как одно из конкретных форм проявления механизма развития”. Каждая задача олимпиады заставляет искать наиболее рациональный способ или кратчайший путь решения.

Математическая олимпиада содействует развитию познавательной деятельности младших школьников: восприятия, представления, воображения, внимания, памяти, мышления, речи.”Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета”,-говорил К.Д.Ушинский.

Участие детей в школьных, улусных, зональных и республиканских олимпиадах расширяет их кругозор, повышает интерес не только к математике, но и к другим наукам, дает возможность почувствовать эстетику математики.

Математическая олимпиада дает детям возможность научиться читать и понимать математический текст, использовать чертежи и рисунки, с помощью которых математическое содержание задачи становится более понятным на русском или родном языке.

Математическая олимпиада позволяет детям убедиться в том, что математические знания, умения и навыки, в том числе математические представления, полученные детьми в начальных классах могут пригодиться им в повседневной жизни.

Математическая олимпиада способствует воспитанию у детей чувства ответственности, справедливости, долга, чести, гордости за достигнутые собственные и командные успехи, вызывает удовольствие, радость или огорчение, воспитывает дух коллективизма и товарищества, дружбы по интересам.

Материалы математических олимпиад является хорошим практическим и методическим пособием для учителя, который помогает уменьшению разрыва в качестве знаний и умений решать нестандартные задачи сельских и городских детей.

Задания для обучающихся 2-х классов

1. Нарисуй, как из 4 палочек, не ломая их, получить 15?

2. Две девочки шли в парк, им повстречались еще пять подруг. Сколько всего девочек шли в парк? Обведи правильный ответ: 7, 5,2

3. Котенок Гав получил на день рождения подарки: тортов и кексов вместо было 7 штук, пирогов и кексов – 9, а тортов и пирогов -6.Сколько всего было подарков?

4. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Напиши ответ.

5. Для заготовки дров было взято 3 бревна. Сколько получилось поленьев, если было сделано 15 распилов?

6. На дереве сидели четыре птички. К ним прилетели еще две птички. Кот подкрался и схватил одну птичку. Сколько птичек осталось на ветке?

Обведи правильный ответ: 3,5,4, ни одной.

7. Пользуясь только сложением, запиши число 28 при помощи пяти двоек.

8. На лужайке босоногих мальчиков столько же, сколько обутых девочек. Кого на лужайке больше – девочек или босоногих детей?

9. В стакан, кружку и чашку налили молоко, простоквашу и кефир. В кружке не кефир. В чашке не кефир и не простокваша. Что куда налили? Напиши ответ.

В кружку -------: в стакан----------: в чашку---------:

10. Квадрат, внутри которого врезан квадрат поменьше, надо разрезать на четыре одинаковые части. Найди хотя бы три решения этой задачи и начерти их.

11. Нужно упаковать несколько книг. Если их связывать по две, то останется одна лишняя книга, если по три, то - две книги, если по четыре, останется три книги. Найди наименьшее число книг, которое нужно упаковать. Напиши ответ.

12. В теремке Мышка живет выше Лягушки, но ниже Зайца, а Петух живет ниже Лягушки.

Напиши, кто на каком этаже живет.

13. На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чаше – 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша? Напиши ответ.

14. На полке было 9 книг. После того как с полки взяли несколько книг, на ней осталось 4 книги. Сколько книг взяли с полки.

15. Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок? Напиши ответ.

16. После того как со стоянки уехало 9 машин, там осталось 8 машин. Сколько машин было на стоянке сначала?

17. В коробке было 7 больших и 8 маленьких пуговиц.Из коробки взяли 9 пуговиц. Сколько пуговиц осталось в коробке?

18. Пять лет назад Саше было 4 года. Сколько лет Саше сейчас?

19. Укажи числа, состоящие только из сотен и единиц:

а)596.

б) 604.

в) 830.

г) 905:

20. Укажи ряд чисел, расположенных в порядке убывания:

а) 935, 928, 876, 729,627,604,564,357.

б) 357, 564,604,627,729,876,928,935.

21. Максим купил 9 новых марок. После того как он поместил в альбом несколько марок, у него осталось 3 марки. Сколько марок Максим поместил в альбом?

22. В корзине было 9 зеленых и 5 красных яблок. Из корзины взяли 10 яблок. Сколько яблок осталось в корзине?

23. Реши задачу. Из предложенных трех вариантов найди правильный ответ. На пришкольном участке нужно посадить 16 рядов деревьев по 6 в каждом ряду. Четвертую часть этих деревьев уже посадили. Сколько деревьев осталось посадить?

1) 24 дерева.

2) 96 деревьев.

3)72 дерева.

4) 35 деревьев.

24. Длина прямоугольника 6 см, ширина в 3 раза меньше. Чему равна сумма длин сторон прямоугольника?

а) 14 см.

б)18 см.

в) 16 см.

25. Из трех вариантов найди правильный ответ: 1|5 доля всей ткани составляет 30 метров. Сколько всего ткани в рулоне?

а) 6 метров.

б) 150 метров.

в) 30 метров.

Задания для обучающихся 3-х классов

1. Белка задала зайцу 6 задач. За каждое правильное решение задачи заяц получал 3 морковки, а за каждое неправильное белка забирала 2 морковки. Сколько заяц правильно решил заяц, если он получил 8 морковок?

2. Реши задачу: Из 24 красных и 18 белых роз составляли букеты. В каждом букете 3 красных и 3 белых розы. Какое наибольшее число букетов можно составить?

3. Собака гонится за кроликом, который находится в 180 м от нее. Собака делает прыжок в 3 метра каждый раз, когда кролик прыгает на 1 метр. Сколько прыжков должна сделать собака, чтобы догнать кролика?

4. Между некоторыми цифрами 123456789 поставь знаки сложения так, чтобы получилось 99. Найди три способа решения данной задачи.

5. Вычисли удобным способом: 7846х329 : (168-84х2) х 921=

6. Установите правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжите его, записав еще три числа: 3,5,9,17,33 .

7. Муха-Цокотуха нашла денежку и на нее купила самовар, крендельки и конфеты. Самовар и крендельки стоят 48 блямзиков. За крендельки и конфеты Муха уплатила 3 блямзика. Причем конфеты дороже крендельков. Сколько блямзиков составляет денежка, которую нашла Муха-Цокотуха?

8. В трехзначном нечетном числе сумма цифр равна 3. Известно, что все три цифры различные. Найди это число.

9. Девочка начертила две прямые линии. На одной она отметила 2 точки, а на другой - 3. Всего получилось 4 точки. Как так получилось? Начерти ответ.

10. Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза? Приведи числовой пример.

11. Установите правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжите его, записав еще 3 числа: 3,5,9,17,33, …, …, …

12. 3 ящика конфет и 5 ящиков печенья стоят 1350 рублей, а 3 ящика конфет и 8 ящиков печенья стоит 1800 рублей. Сколько стоят 1 ящик печенья и 1 ящик конфет.

13. Второклассникам надо посадить один ряд яблонь . Длина этого ряда 30 м, расстояние между яблонями 3 м. Сколько надо заготовить саженцев яблонь для посадки?

14. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и Федором, то Федор окажется крайним слева. Кто где сидит?

15. Выпишите подряд все числа от 1 до 100. Сколько раз написана цифра 5?

16. Для школы куплено 17 столов и несколько шкафов, всего на 2716 руб. Стол стоил 56 руб., а шкафа стоили, сколько 9 столов. Сколько шкафов куплено?

17. Как с помощью пяти цифр 5 и математических знаков действий записать число 100?

18. Хозяйка развела кур и кроликов. Всего у них 35 голов и 94 ноги . Сколько у хозяйки кур и сколько кроликов?

19. Напи