Сервировка стола. Этикет за столом

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Познакомить с основными правилами необходимыми для сервировки стола; с порядком подачи блюд; с правилами поведения за столом и этикетом.
  2. Научить правильно пользоваться столовыми приборами, уважительно общаться с соседями по столу;
  3. Развивать эстетический вкус и подбирать оригинальные сервировки стола для разных случаев жизни.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Учебно-методический комплекс: фрагменты из фильмов: «Король Ральф» и «Красотка»; посуда и приборы; скатерти и салфетки; журналы с фотографиями сервировки стола; презентации по теме.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие
  • сообщение темы и цели урока

2. Изложение нового материала

На прошлом уроке мы с вами познакомились с видами столовой и кухонной посуды, историей появления отдельных предметов (тарелка, вилка, ложка), а также с бытовой техникой, применяемой на кухне. Научились приемам складывания салфеток. Сегодня сервируя стол, согласно карточке-заданию, вы продемонстрируете умение складывать салфетки.

Сервировка (фр. servir - обслуживать) – это подготовка стола к завтраку, обеду, ужину, праздничному застолью, банкету-фуршету, банкету-коктейлю, чайной церемонии. Сервировка стола включает в себя расстановку в определенном порядке всех необходимых для организации трапезы (приема пищи) предметов: скатертей, посуды, приборов, стекла, салфеток и т. д.

Цель сервировки – создать удобства гостям в процессе приема пищи, способствовать установлению хорошего настроения, выразить свое внимание и доброжелательность.

Порядок сервировки стола (Приложение 1)

Скатерть: в будничные дни или в детский праздник – цветная или с рисунком в праздничные дни белая или однотонная светлых тонов. Форма скатерти соответствует форме стола. Скатерть свисает со стола на 24-30 см.

Посуда и приборы общего пользования: хлебница, посуда для специй, ваза с цветами…

Посуда столовая: тарелки ставят строго одну против другой на 1-2 см от края и на одинаковом расстоянии.

Приборы: ближе к тарелки кладут столовые, затем закусочные приборы. Справа к тарелки кладут ножи лезвием к тарелке, затем ложку выгнутой стороной вверх; слева - вилки зубцами вверх. Десертный прибор кладут за столовой тарелкой (за ней): ложку и нож - ручками вправо вилку – ручкой влево. Количество приборов зависит от количества подаваемых блюд.

Посуда для напитков: посуду ставят по росту, начиная с правой стороны за тарелкой; количество и форма зависят от подаваемых напитков, но не более трех названий.

Порядок подачи блюд на стол

  1. Закуски: холодные, горячие, мясные, рыбные, овощные.
  2. Супы.
  3. Горячие вторые блюда: рыбные, мясные, из птицы или дичи, из крупы или макаронных изделий, мучные, из яиц.
  4. Десерт.
  5. Горячие и холодные напитки.

Виды праздничных столов (Приложение 2)

Стол обеденный (с супом), для ужина (бес супа).

Стол именинный – в честь именинника, в основном без супа.

Стол фуршет - это стол с холодными закусками, которые берут только вилкою. На нем кроме закусок и напитков находятся стопками закусочные и десертные тарелки, а также вилки и посуда для напитков. Гости обслуживаются сами и едят стоя.

Холодный стол (закусочный, буфетный, шведский) – стол размешают у стены, накрывают скатертью, свешивающейся почти до пола. Закуски, кондитерские изделия, прохладительные напитки ставят на середину стола, а по краям – посуду для напитков, стопками закусочные тарелки, ножи и вилки. Гости обслуживаются сами и едят стоя или сидя на диване, в креслах.

Коктейльный стол отличается ассортиментом закусок и своеобразным обслуживанием. Гости сидят на диване, в креслах, а блюда и напитки хозяйка предлагает на подносах.

Чайный или кофейный стол накрывают после основного застолья или самостоятельно на кофе с 17-19 часов на чай – до 20 часов. На стол ставят бутерброды, кондитерские изделия, орехи, фрукты, ягоды, мороженое. Накрывают десертные тарелки, десертный прибор или прибор для фруктов, чайную или кофейную посуду и ложки.

Сервировка чайного стола зависит от меню. Каждому гостю ставят десертную тарелку. Десертные приборы – нож и вилку или ложку (в зависимости от десертного блюда) кладут рядом с десертной тарелкой, а приборы для фруктов – за тарелкой. Справа от тарелки ставят чайные или кофейные чашки.

Стол для детских праздников.

Накрывают цветной скатертью и салфетками. На тарелочку или за ней кладут визитную карточку с именем ребенка. Место именинника украшают лентой, прикрепленную к столу рядом с тарелкой, украшают также вилку или чайную ложку. На стол ставят маленькую вазу с цветами. Детские блюда должны быть не только вкусными, но и красивыми. На детский праздничный стол желательно подавать маленькие бутерброды – канапе или то, что можно есть без помощи ножа.

Бутерброды и закуски можно оформить в виде разных рожиц или животных, кексы и печенье тоже можно выпечь в виде человечков или других забавных фигурок. А можно просто разложить закуски в виде бабочки, или гриба, или букв, как подскажет ваша фантазия. Из обычных продуктов - крутых яиц, помидоров, огурцов можно приготовить забавные по форме закуски, которые вызывают у детей интерес к еде. В достаточном количестве должны быть различные соки, лимонады. Торт или пирог вносят с зажженными свечами, число которых соответствует числу лет именинника.

3. Правила пользования предметами сервировки (Приложение 3)

Вопрос: А умеете ли вы пользоваться столовыми приборами?

Прежде всего нужно запомнить, что все приборы - ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева, - левой рукой.

Десертные приборы, расположенные ручками вправо, берут правой рукой, а ручками влево - левой рукой.

Нож рекомендуется держать так, чтобы конец его ручки упирался в ладонь правой руки, средний и большой пальцы нужно держать за бока начала ручки, а указательный палец - на верхней поверхности начала ручки ножа. Этим пальцем ручку ножа прижимают вниз при отрезании нужного куска. Остальные пальцы должны быть несколько согнуты к ладони.

Вилку при пользовании ею рекомендуется держать в левой руке зубцами вниз так, чтобы конец ее ручки слегка упирался в ладонь. Большим и средним пальцами нужно держать вилку за ребро ручки, а указательный палец держать сверху, прижимая ручку вилки вниз. Остальные пальцы нужно слегка согнуть и прижать к ладони.

Мелкие куски пищи, а также некоторые гарниры к мясу или рыбе (картофельное пюре и каши, например) невозможно есть вилкой. В этих случаях ею пользуются как ложкой: переворачивают ее зубцами вверх так, чтобы плоская часть начала ручки вилки лежала на среднем пальце, слегка упираясь концом ручки в основание указательного пальца, указательным пальцем нужно придерживать вилку со своей стороны, а большим - сверху. Остальные пальцы рекомендуется слегка прижать к ладони. Пищу в этих случаях подхватывают на вилку, помогая кончиком лезвия ножа.

Ложку следует держать в правой руке так, чтобы конец ручки ложки лежал на основании указательного пальца, а начало ручки ложки - на среднем пальце. Большим пальцем при этом нужно слегка прижать ручку сверху к среднему пальцу, а указательным - поддерживать ее сбоку.

К некоторым блюдам, кусочки от которых легко отделяются вилкой, подают только вилку. В этих случаях ее держат в правой руке.

При правильном обращении с предметами сервировки они предельно облегчат процесс еды, при неумении пользоваться ими все предметы, предназначенные помогать и облегчать прием пищи, становятся обременительными.

4. Правила поведения за столом (Приложение 4)

Вопрос: Какие правила поведения за столом вы знаете?

Далее следует познакомить учащихся с правилами поведения за столом. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на правильном пользовании столовыми приборами в зависимости от предложенной пищи, другие – на уважении к соседям по столу, к хозяину.

  1. Сидеть за столом надо прямо, на столе могут находиться только кисти рук.
  2. Салфетку берут с тарелки тогда, когда подают блюдо. Её кладут на колени. Окончив есть, её, слегка скомкав, кладут на стол слева от тарелки.
  3. Во время еды не откусывают сразу несколько больших кусков – это не красиво.
  4. Не разговаривать с полным ртом. Если вам задали вопрос, следует сначала проглотить пищу, а потом ответить.
  5. Во время еды не прихлебывают громко, не дуют на слишком горячее блюдо, не стучат ложкой по тарелке. Есть следует бесшумно.
  6. Хлеб, булочки берут руками.
  7. Мясо отрезают маленькими кусочками.
  8. Гарнир – овощи, картошку, макароны, вермишель – набирают на вилку с помощью ножа.
  9. Рыбные блюда берут с помощью столового прибора. В конце еды лимон, который всегда подается к рыбным блюдам, прикладывают к губам для уничтожения рыбного запаха.
  10. Не едят с ножа - это не красиво и можно порезать рот.
  11. Сырники, котлеты, яичницу, запеканку, заливное, т.е. мягкие блюда, ножом не режут – их легко разломить вилкой.
  12. Косточки от компота не выплевывают прямо на блюдце. Следует поднести ложку ко рту, затем вытолкнуть языком косточку и положить на блюдце.
  13. Если нужно что – нибудь взять себе с общего блюда, не тянуться через весь стол, а просят соседа по столу передать.
  14. Из общего блюда берут ближний к себе кусок, не выбирая.
  15. Закончив еду, приборы кладут к себе в тарелку. Если нож или вилка упали на пол, их не поднимают, а просят подать новые.
  16. Когда пьют чай, не оставляют чайную ложку в чашке. Размешивать сахар следует бесшумно. Размешав сахар, ложку кладут на блюдце.
  17. За едой не читают – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

5. Практическая работа (конкурс на звание лучшей бригады)

А теперь выбирайте карточки-задания, по которым вы должны сервировать стол. Вам также предлагаются кейсы с журналами, из которых вы должны выбрать ту сервировку стола, которая указана в карточке-задании; посуда и приборы; скатерти и салфетки.

Знакомство учащихся с критериями оценки работы.

Критерии оценки работы.

  1. Организация рабочего места.
  2. Планирование этапов работы.
  3. Применение в процессе работы соответствующих знаний, умений, навыков, самоконтроля, взаимоконтроля.
  4. Умение работать в коллективе.
  5. творческий подход к работе.
  6. качество выполнения, сроки.
  7. презентация сервированного стола.

6. Подведение итогов.

Приложение 5

Литература.

  1. Детская поваренная книга: энциклопедия для детей. В.В. Иванова
  2. Дмитриева 600 практических советов
  3. «Культура питания» под ред. И.А. Чаховского
  4. Лебедева Н. 1000+1 совет хозяйке на кухне
  5. Станкович Г.П., Дунцова К.Т. «Этикет за столом»