Классный час "Жизнь в блокадном Ленинграде". 10-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 10


(Приложение 1)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Нам кажется, в его судьбе отразились самые характерные черты той войны, победу в которой мы празднуем вновь и вновь.

Чтец:

Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне”.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда
Такая правда –
Не права...
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та войне:
Ведь эта память – наша совесть,
Она,
Как силы нам нужна.

Ю.П. Воронов

Учитель:

Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!" -
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.

Анна Ахматова

Ученица: 15 сентября 1941 года обстрел начался с самого утра и продолжался 18,5 часов. Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и деморализовать его жителей.

Но расчеты фашистов на мощь авиации и артиллерии не оправдывались, и они все больше надеялись на губительные последствия блокады.

Учитель: Голод подкрадывался к городу незаметно. Еще в начале сентября в Ленинграде торговали коммерческие магазины и были открыты рестораны. В столовых талоны из продовольственных карточек вырезались только за мясные и рыбные блюда.

Ученик: 29 августа Иосифу Виссарионовичу Сталину доложили: муки и зерна в городе осталось на 17 суток.

На другой жен день Государственный Комитет Обороны приказал направлять в Ленинград ежедневно по 8 составов с продовольствием, по 2 – с боеприпасами и по одному – с горючим.

Ученица: Но было уже поздно... 30 августа железнодорожная связь с Ленинградом прервалась.

Ученик: Начались поиски пригодного в пищу. На мельницах вытряхивали мешки из-под муки, бережно собирали со стен наслоившуюся на них за многие годы мучную пыль. Под огнем врага копали картофель, собирали овощи – все, вплоть до зеленого капустного листа. Несмотря на все усилия, удержать снабжение населения на прежнем уровне не удавалось. 2, 11 сентября и 1 октября хлебная норма в три приема была сокращена: рабочим – 400 граммов, всем остальным – до 200 граммов. Это был уже голод...

Ученица: К ноябрьским праздникам детям наскребли по 200 граммов сметаны и по 100 граммов картофельной муки, а взрослым дополнительно к обычному пайку досталось по пять соленых помидоров.

С 20 ноября рабочие стали получать 250 граммов, а служащие, иждивенцы и дети – 125 граммов прогорклой комковатой массы, именуемой хлебом.

Врачи уже диагностировали дистрофию – болезнь, совершенно забытую. Те, кого настигал голод, корчились и мучались так же, как и тяжелораненые. И умирали...

Чтец:

Я забыть никогда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу.
Тот пронзительный
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип.

Ю.П. Воронов

Учитель: Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре – почти 53 тысячи, январь и февраль унесли в могилу 199 187 ленинградцев, март – еще 89 968...

В сложившейся обстановке заботы о промышленности отодвинулись на второй план. Спасти людей – это главное.

Ученик: Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами блокады.

В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат “за создание невиданной в истории мира блокады” и уверял, что скоро Ленинград, “как спелое яблоко, упадет к нашим ногам”.

Учитель: Зима в этот год пришла необычно рано. Уже в самом начале ноября город завалило снегом. Убирать было некому. Преодолеть сугробы могли не все и не всегда. Не хватало сил.

Чтец:

Иной сугроб
страшней трясины,
встал на пути – и прерван путь.
Что делать?
Я один не в силах
через него перешагнуть.

Ю.П. Воронов. Сугроб.

Учитель: Несмотря на нечеловеческие условия жизни, на истощение, голод, смерть, страх, постоянные артобстрелы гитлеровцами, ленинградцы продолжали жить, стоически перенося страдания и лишения. Ленинградцы не пали духом, не потеряли веру в надежду, поддерживая друг друга. В те страшные годы продолжали работать медики, правоохранительные органы и те, кого можно смело назвать хранителями культуры и искусства. Одним из таких людей был композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович – коренной петербуржец, истинный интеллигент и патриот своего народа, своей страны.

Для того чтобы поддержать дух ленинградцев, зимой 1942 года было решено создать при радиокомитете симфонический оркестр, 9 августа 1942 года произведение – 7 симфония “Ленинградская” Д.Д. Шостаковича прозвучала в блокадном Ленинграде. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Ученица: Род композитора имеет белорусские корни. Софья Васильевна (мать Шостаковича) познакомилась в Петербурге с Дмитрием Шостаковичем. В 1903 году состоялась их свадьба. Шостакович был средним из трёх детей в семье. Его старшая сестра, Мария (1903–1973), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя (1908–1990), – ветеринаром. В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано начала давать ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога Игнатия Гляссера.

Ученик: Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал Александр Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством Максимилиана Штейнберга, контрапункт и фугу – у Николая Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение – Скерцо fis-moll.

Ученица: В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 г. – по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. Однако по свидетельству Константина Игумнова, его игре не хватало “чувства и силы”. В 1927 г. на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве он получил почётный диплом. К счастью, необычный талант музыканта (Шостакович исполнил в Варшаве также сонату собственного сочинения) заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижёр и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу поиграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил Симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

Ученик: В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор, представитель Второй венской школы, Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы “Войцек”, что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы “Нос”, по повести Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с Иваном Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Так, после изучения партитуры Kammermusik No.2 (op.36) Хиндемита, Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.

Ученица: Его опера “Леди Макбет Мценского уезда” по повести Лескова (написана в 1930–1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (знаменитая редакционная статья “Сумбур вместо музыки” в газете “Правда” от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара.

Ученик: Его опера “Леди Макбет Мценского уезда” по повести Лескова (написана в 1930–1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (знаменитая редакционная статья “Сумбур вместо музыки” в газете “Правда” от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара.

Ученица: Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – “Ленинградской”. Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года – в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер оркестра Ленинградского Радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Ученик: В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию, полную иронии и сатирического гротеска по отношению к окружающей жизни. В этой “лёгкой” на первый взгляд симфонии композитор возвращается к одной из главных тем своего творчества – обличению пошлости. В советской прессе появились статьи недоумённых рецензентов, ожидавших от главного музыкального “соцреалиста” страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию “сомнительного” содержания.

Ученица: В последние несколько лет композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Учитель:14 января 1944 года войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов перешли в наступление, 27 января 1944 года окончательно ликвидировали блокаду и к марту 1944 года отбросили противника на 220-280 километров от Ленинграда.

Подвиг, совершенный ленинградцами ценной многих сотен тысяч жизней, невозможно переоценить. До сегодняшнего дня мы преклоняем колено перед их стойкостью, мужеством, великой силой духа ленинградцев. И, на мой взгляд, награда – медаль “За оборону Ленинграда” является наивысшей оценкой подвига Человека.

Музыкальное приложение