Развитие невербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Разделы: Работа с дошкольниками


Из обязательного содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Дефицит времени на занятиях предполагает получение односложных ответов от детей вместо создания ситуаций для взаимодействия и диалога. А ведь к старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать;
  • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
  • говорить самому.

Знакомство с окружающим миром и обретение предметного сознания на начальном этапе развития, обеспечивается непосредственным взаимодействием ребенка и взрослого. Основными средствами в этом взаимодействии, известном, как эмоционально-положительное общение, и ведущей формой деятельности ребенка в раннем возрасте выступают различные движения, поза, мимика, взгляд и слово матери. Благодаря указанному общению намечаются две взаимосвязанные линии в развитии коммуникативных способностей ребёнка: вербальная и невербальная.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

Работа нашего учреждения ведётся по базисной программе развития ребёнка дошкольника “Истоки”, которая обеспечивает полное и целостное развитие личности ребёнка, формирование у него разносторонних способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. В разделе “Речь и речевое общение” большое значение приобретает умение детей устанавливать личностные контакты различными способами: вербальными и невербальными, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения.

Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. У таких детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходнобытовой тематики, качественно не полноценен. Поэтому, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству. Это расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает речемыслительную деятельность, поэтому необходимо вести целенаправленную работу не только по развитию вербальной, но и невербальной коммуникации у дошкольников с ОНР. Как показывают исследования, у дошкольников с ОНР обнаруживаются особенности не только на уровне собственного использования невербальных способов при передаче информации, но и на уровне восприятия и понимания её. Они используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды), характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно жестами. Поэтому в систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам невербальной коммуникации и определять разные эмоциональные состояния людей.

Систематическая работа по развитию невербальных средств позволила совершенствовать психомоторные функции, учить детей контролировать свои телесные проявления, понимать язык телодвижения, эмоций, что способствовало улучшению их взаимодействия со сверстниками. Они больше использовали различные невербальные средства в общении. Их эмоциональные проявления приобрели более выразительный и яркий характер. Ребята учились быть доброжелательными и внимательными друг другу. Появилась согласованность поведенческих реакций, исчезла робость, неуверенность, они стали инициативнее вступать в межличностное взаимодействие.

Воспитательно-образовательные задачи игровой деятельности.

Создать позитивное отношение к собственному телу и развивать способность управлять им.
– Развивать средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию.
– Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
– Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.
– Воспитывать доверительное отношение друг другу.
– Развивать невербальное воображение, образное мышление.

Правила проведения игр и упражнений.

Включение игр и упражнений в педагогический процесс ежедневно.
– Соблюдение принципа: от простого к сложному.
– Продумывать содержание инструкции и способ её подачи.
– На протяжении игры соблюдение оговорённых правил.
– Прогнозировать возможные реакции детей на условия и результат.
– Постоянно поддерживать эмоциональный интерес к игре.

Дидактические материалы.

Маски.
– Мяч, фишки, “волшебная палочка”, карточки-сигналы.
– Сюжетные картинки.
– Бумага, карандаши.
– Магнитофон, аудиозаписи шумов, звуков, музыки для релаксации.

Форма организации детей.

Применение игр и упражнений на занятии.
– Проведение игры в парах, микрогруппах.
– Проведение игры со всей группой.
– Применение игр и упражнений в самостоятельной деятельности.

Игры и упражнения для развития невербальной коммуникации.

Движения и жесты в общении – помогают исследовать и описывать предмет, способствуют выразительности речи.

  • “Приветствие”. Дети здороваются с помощью жестов разными способами. Пальчиковые игры – развивают мелкую моторику, передают образ предмета.
  • “Театр зверей”. С помощью игры дети перевоплощаются в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, жестов (лисички, зайчики, кошечки, лягушки и т. д.)
  • “Танец”. Взрослый задаёт детям тему и включает музыку. Варианты тем:

– танец бабочки;
– танец зайца;
– танец лошадки;
– танец слонёнка;
– танец дерева и т.д.

  • “Игрушечный магазин”. Взрослый выбирает несколько детей и “превращает” их в игрушки (машину, куклу, мяч, сумочку, собачку и т.д.). Ребята изображают их, а остальные угадывают, во что они превратились. Можно предложить тем, кто угадал поиграть “игрушками”.
  • “Тень”. Дети разделяются на пары, становятся плотно друг другу и начинают движение вперёд вместе. Игра учит работать и воспринимать движения в паре, предугадывать жесты другого, их выразительности.
  • “Согласованные движения”. Дети делятся на пары. Пары имитируют движения гребцов в лодке, людей, пилящих дрова, перетягивающих канат и т.д.

Для создания повышенного мышечного тонуса, сопровождающего агрессивное поведение, могут быть использованы упражнения: “Два барана” - “бодание” лбом; “Злая собака” - мобилизация челюсти; “Петушки” - выталкивание на одной ноге (руки за спиной) из круга. Игры: “Выбивание пыли”, “Подушечные бои” и т.д.

  • “Поссорились и помирились”. Дети делятся на пары. Стоя спиной, друг другу выразительными жестами показывают, что они поругались. Потом, стоя лицом, друг другу выразительными жестами показывают, как они помирились.
  • “Пойми меня”. Взрослый сообщает задание (например: подойди к двери) сидящему рядом ребёнку. Тот, при помощи жестов должен передать это сообщение следующему участнику так, чтобы он смог понять и выполнить задание. Ребёнок, выполнивший задание, даёт инструкцию следующему участнику, игра возобновляется.

Игры для творческого самоутверждения, требующие ситуации сотрудничества, когда есть действующие, передающие информацию и наблюдающие, которые воспринимают и понимают её.

  • “Изобрази без предмета”. Дети разделяются на пары (микрогруппы). Один из детей жестами показывает напарнику, как надо вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова, поднять тяжёлые вещи и т. д. Затем меняются ролями.
  • “Через стекло”. Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. “Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно” или “Принеси мне стакан воды, я хочу пить” и т.д. После игры необходимо выяснить насколько дети правильно поняли друг друга и обсудить, что чувствовали они при передачи сообщения.
  • “Подарок другу”. С помощью действия-движения превратить предмет и подарить другу или королю.
  • “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!”. Группа детей показывает движениями свои дела (катаются на коньках, играют в мяч, плавают в речке, едут в автобусе и т.д.)
  • “Времена года”. Играющие задумывают действия в разное время года. Зрители отгадывают, “что, когда?” (катаются на лыжах, плывут на лодке, загорают на солнце, ходят по лужам.)

Игры, используемые во 2 периоде обучения, при формировании связной речи, развивающие воображение, совершенствующие выразительность движений, коммуникативных навыков.

  • “Сурдоперевод”. Взрослый делит детей на “дикторов” и “сурдопереводчиков”. Один ребёнок ведёт рассказ, читает стихи, а другой показывает его с помощью мимики и жестов (стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и т.д., которые легко переводить жестами).
  • “Немое кино”. Дети с помощью движений показывают простые сказки, такие как “Репка”, “Колобок”, “Теремок” и т. д.

Мимика – определённый знак, сигнал о чувствах, настроении окружающих людей, элемент поведения, поэтому необходимо хорошо разбираться и изучать эмоции человека.

  • “Определи эмоции”. По схемам дети определяют выражение лица и позы человека <Приложение 1>
  • “Мимическая гимнастика”. Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица.
  • “Музыка и эмоции”. Прослушав музыкальный отрывок, дети показывают настроение произведения мимикой.
  • “Зеркало”. Дети разделяются на пары. Один из детей, входящих в пару, показывает какую-либо мимику, а другой должен точно его скопировать, отразить как в зеркале. Затем дети меняются ролями. После можно обсудить, кому нравиться показывать движения, а кому повторять и не придумывать самому.
  • “Передача чувств”. Группа детей, стоящих спиной друг к другу, передают разные эмоциональные состояния невербальными способами.
  • “Сказки наизнанку”. Взрослый предлагает детям придумать и разыграть сказку, в которой характеры героев были бы изменены (например: колобок был бы злой, а лиса добрая).
  • “Добрые – злые”. Дети делятся на две группы. Одна группа показывает злых животных, а другая добрых. Затем группы меняются, в конце все вместе изображают добрых.

Рисование – как своеобразная графическая речь, помогает общению с помощью знаков, символов, рисунков.

  • “Рисунок”. Дети встают в круг в затылок друг другу. Один из них рисует на спине соседа какой–либо простой рисунок. Впереди стоящий, не называя рисунок, рисует его на спине впереди стоящего и т.д., пока рисунок не вернётся к первому партнёру. Теперь рисунок можно назвать, чтобы выяснить, верно, ли его передали.
  • “Использование символов”. Сигналы помогают быстрому указанию к действию.

  • “Незаконченный рисунок”. Дети по очереди добавляют один элемент на рисунке. В конце игры каждый говорит, что рисовал и обсуждают конечный результат.
  • “Самое весёлое”. Взрослый предлагает детям придумать и нарисовать что-нибудь весёлое. Он обращает внимание, что можно изобразить не только предметы: вполне допустимы различные сочетания цветов и форм. По окончании дети демонстрируют свои картины и рассказывают о них. (“Самое доброе”, “Самое красивое”, “Самое грустное” и т.д.)
  • “Придумай зарядку”. Ребёнок рисует движения, остальные выполняют их.

Рассказывание различных стихов, сказок с помощью схем. <Приложение 2>

  • Игра “Добрые и злые” - учит работать в паре, исследовать противоположные эмоциональные проявления, придумывать диалоги для героев. <Приложение 3>
  • “Говорящие рисунки”. Помогают договориться в группе о последовательности излагаемых событий. <Приложение 4>

Как известно, более 80% информации в процессе общения передаётся невербальным способом. Способность ребёнка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля. Организуя работу по формированию невербальной коммуникации у дошкольников с ОНР, помните: ребёнок имеет свои коммуникативные права!

  • право на уважение личного достоинства;
  • право на индивидуальность и своеобразие;
  • на независимость от других людей;
  • право на свою мысль.