Смысл названия рассказа Паустовского "Телеграмма". Авторская позиция. Отношение Насти к матери

Разделы: Литература


Цели:

- проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского

- выявить способы авторской характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях.

Словарная работа: эпиграф - изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

Зарубка - отметка рубящим предметом на чем-либо.

Ветла - вид ивы.

Интерьер - внутреннее помещение в здании

Художественная деталь - изобразительная или выразительная подробность изображенного художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

Ход урока

О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной.
К. Батюшков

1. Слово учителя

Как писатель Паустовский очень своеобразен и самобытен. Рассказ “Телеграмма” дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском “Я”, выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и др. худ. средств. Постижение авторской позиции - дело нелегкое, особенно если голос автора, как в “Телеграмме” почти не слышен. Наша задача на уроке - проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, “в тайну личности” писателя, понять своеобразие его таланта. В этом нам поможет еще одно произведение с “подробностями текущей жизни” Паустовского “Золотая роза”. Сопоставляя эти произведения, мы увидим, что писатель, “отбирая” факты действительности, “с помощью воображения творит подобие жизни”: что “творческое воображение не искажает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести ее”. Паустовский продублировал рассказ “Телеграмма” описанием реальных событий своей жизни, тем самым показал, как писатель из большого житейского материала “выкраивает” рассказ.

2. Реализация домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с отрывком из произведения Паустовского “Золотая роза” “Зарубки на сердце”.

Что такое зарубка? Рубящим предметом, т.е. должна быть боль.

- Как вы понимаете выражение “зарубки на сердце”? (Что-то оставило неизгладимый след, болезненный след)

-Как построил автор свое произведение для того , чтобы и у нас остались “зарубки на сердце”? ( Рассказ разделен на 4 части 1 часть о матери, 2 часть о дочери, 3 часть - телеграмма 4 часть играет роль эпилога. Основные действия уже закончены: мать умерла и похоронена чужими людьми, односельчанами; дочка не успела приехать не только увидеться с ней, но и на похороны, Но автор оставляет надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже “зарубка на сердце”)

3. Работа с текстом

Давайте сравним воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внес автор, а что оставил прежним? Какие эпизоды писатель домыслил в рассказе? (Жизнь Насти Петербурге)

а) Постижение авторской позиции.

В воспоминаниях мы видим присутствие автора, слышим его голос, а в “Телеграмме” повествователь как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем начало.

- Подумайте для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки? (Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность произведения)

Какие мысли автор передает через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвлении природы текст (начало), создается ощущение, что этот нагоняющий тоску месяц будет длиться вечно)

Обратите внимание, что фразы здесь короткие и от них веет каким-то холодом, безысходностью. И из этого ритма выделяется предложение о подсолнечнике.

- Почему именно “подсолнечник”, а не “подсолнух”, как говорят в деревне? (Подсолнечник как теплое маленькое солнышко на фоне серого, черного неба)

- Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание)

- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне “стало еще труднее вставать по утрам” (значит и без того было, трудно))

- Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? (“Горький запах” нетопленных печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар (текст))

Чтение фрагмента “Золотой розы” (текст “Много было примет осени, но я не старался их запомнить. Одно я знал твердо - что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова”).

- В чем отличие душевного состояния автора в рассказе от состояния в “Золотой розе”?

Вывод: В фрагменте душевное состояние автора легко, умиротворенно и гармонично. В “Телеграмме” сохранено звучание осенней горечи, но горечь эта утрачивает легкость и радость бытия и становится “горем горьким, страданием неписаным” ласковой старушки к которой смерть забыла дорогу.

Мотив одинокого увядания-умирания пронизывает весь рассказ с первых строк: “... все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора”. Так же долго, тихо и тяжело доцветала жизнь сгорбленной маленькой женщины.

б) Роль художественных деталей в тексте.

К.Г. Паустовского считают мастером художественной детали.

Подумайте какой смысл заключен в данных выражениях? (Чтение учащимся)

1. Текст “Манюшка шмыгая носом.... одна жестяная пустота” (одной стороны, в этом словосочетании смысл обычной - жестяной ящик пуст. Но в тексте значение углубляется: пустота - Настя не находит времени написать - матери долгожданное письмо, жестяная пустота - бездушие, неоправданная жестокость дочери)

2. Текст “Керосиновый ночник вздрагивал… как дожить до утра”.

(Ночник - “единственное живое существо”, он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия)

3. Текст “Она задохнулась …. от этой бесприютной, ветреной ночи”. (Дерево воспринимается как живое Катериной Петровной. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: “некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”. Кроме того каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины - глубины ее тоски по дочери)

Вывод: С помощью художественной детали автор создает определенное настроение и передает психологическое состояние героев.

4. Характеристика Катерины Петровны.

а) Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

б) Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей.

(Прошлое в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, “жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго”. Это была счастливая и насыщенная жизнь, отсвет ее в эскизе к “Неизвестной” Крамского (подарок самого автора отцу героини). Катерина Петровна живет воспоминаниями, они могли бы скрасить ее одиночество. Автор своим подтекстом подчеркивает, что “сумрачно” не только в опустевших комнатах, но и в душе героини)

Мотив памяти - основной в рассказе. Прошлое просачивается в повествование исподволь, точными и характерными штрихами. В подтексте “Телеграммы”, как тоненькая жилка на виске вылепленного скульптором Тимофеевым Гоголя, бьется мысль о бесконечном течении бытия, о единении людей, не предающих памяти. Приметы былого, которыми Паустовский насыщает свой рассказ, должны связывать прочной нитью век 20 (время жизни Насти) и век 19 (время жизни ее деда). Но нить рвется? Горькая одинокая смерть Катерины Петровны символизирует разрыв человеческой памяти. Уходящая культура 19 века умирает вместе с хозяйкой ветхой усадьбы, похороны, которой будто прощание с веком Пушкина, Тургенева, Гюго, Крамского, (текст “Золотая роза” Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг ее ног. Из-под него были видны маленькие черные бархатные туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шелковых алых роз был приколот к корсажу. Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, можно было бы подумать, что это лежит молодая и стройная женщина). Отдавая распоряжение о своем смертном уборе героиня помнила о счастливой девической жизни в Петербурге, о том лете, когда жила с отцом в Париже.

в) Для чего Катерина Петровна хранит “сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярскую черную шляпу”, а потом дарит их Манюше? (Все это неслучайно. Дарит эти вещи Манюше, чтобы отблагодарить ее. Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое. Для Катерины Петровны эти милые реликвии - частицы жизни и судьбы.

- Чем эти милые реликвии являются для Маняши? (Для деревенской девочки лишь старая и ненужная ветошь. “Сдам в утиль,- решила Манюшка, забирала все и уходила”, а Катерина Петровна оставалась наедине со своим одиночеством.

В действительности прототип Манюши - Нюрка не избавлялась от подарков. Нюрка - хозяйственная и практичная девочка не продавала вещи, подаренные Катериной Ивановной. На деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпу с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце) а Маняшка сообщила о своем жестоком решении, сдать вещи в утиль. Насколько этот эпизод характерен для основной идеи рассказа? Это еще раз доказывает одиночество Катерины Петровны)

г) Как вы считаете были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается оправдать дочь Катерина Петровна? Найдите строчки в тексте. (Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем и даже нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтальоном деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе)

д) Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботясь о ней, оказывая ей посильную помощь)

Завершающим аккордом становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Чтение письма.

Почему она это сделала?

Во 2 части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны. Композиционный переход оправдан и внешним и внутренним сцеплением событий. Нам хочется узнать, как Настя получила письмо, ее реакцию. Мы хотим увидеть Настю.

- Обратимся к образу Насти.

Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? (Текст). Авторское определение “холодные” глаза контрастно имени. Солнце не может быть холодным. Глаза - зеркало души человека. Что-то подобное мы и ожидали.

Анализ эпизодов, изображающих отношение Насти к художникам.

а) Настя в мастерской скульптора Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? (Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным.

Героиня потрясена. Текст “В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное сиюминутное и осталось главное: мать и ее одиночество”.

- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей Катерины Петровны? И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина, которой - человеческое равнодушие и непонимание)

- Случайна ли цифра 3 во фразе художника Тимофеева: “Ночи не спишь! Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся....” (3 года страдает от одиночества К.П., 3 года проводит в творческих муках и безвестности скульптор Тимофеев и эти же 3 года живет вдали от матери Настя, по ее словам, так, что даже “нет времени не то, что приехать, а написать по настоящему некогда”)

б) Выставка Тимофеева.

- Бездушна ли по вашему Настя? (Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки)

Найдите в тексте глаголы, характеризующие настину жизнь, (“горячилась, доказывала”, хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, “приходила отчаяние”. Неужели это Настя, которая могла за 3 года не написать матери ни одного письма?)

- Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит автор, избегая всяких оценок. (Текст с. 395) Мы видим нежелание Насти ехать. Даже упоминание о материнских слезах выдает настино раздражение. Паустовский предостерегает от беспамятства и нелюбви нас забывающих в суете повседневности о главном.

- Как Настя воспринимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь)

- Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать)

- Почему Настя скомкала телеграмму и нахмурилась? (Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы)

Чтение эпизода “Настя под “хмурым небом”.

Этот внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы - это слезы очищения. Но с просветлением души приходит и твердое понимание - Успела ли Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы и людей (текст) Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи)

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (Чти отца своего и матерь твою)

Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что - ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Вот эту опору и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все-таки пробудилась?

Смысл названия рассказа.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе телеграммы отправляет Тихон, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать ее в одиночестве, старости. Катерина Петровна догадывается о том, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.

Не забывайте о самых близких, самых родных вам людях, которые так нуждаются в вас, а то может быть поздно. “Будь человеком” - говорит Паустовский. - За добро плати добром!”

4. Домашнее задание: Сочинение. “ Поступок, за который я себя осуждаю”, “ Если бы Настя отправила телеграмму маме, каков был бы текст?”