Использование этнокультурных традиций в образовании учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Проблему “Как правильно воспитать человека?” смело можно отнести к разряду вечных вопросов. Каждый родитель, педагог, да и любой человек могут привести множество аргументов в пользу того или иного метода. И каждый по-своему будет прав и будет свой метод претворять в жизнь.

На вопрос “Кто должен в большей степени заниматься воспитанием?”, ответ однозначен – семья, а уже потом общественные институты. Роль семейного воспитания неоспорима. Семья за долгое время своего существования как социального института доказала свою значимость не столько как средство материальной стабильности, а как основа нравственного благополучия человека, а потом и общества в целом. К сожалению, и негативное поведение во многом “заслуга” неправильного семейного воспитания. Как тут не вспомнишь пословицу про то, что яблоки не падают далеко от яблони. В то же время, семья является неким отражением, мини – срезом общества. Как только случаются проблемы в общественном развитии, тут же начинают говорить о кризисе семейных отношений. Но нельзя во всём винить время, общество. Всегда, во все времена было нелегко. Меняется планка, по которой мы можем судить о материальном благополучии или неблагополучии. Но остаётся та планка, та мера ценностей, которые необходимо заложить в подрастающем человеке, чтобы он мог успешно адаптироваться в современном, сложном мире, чтобы он мог противостоять тому негативному, нежелательному, что может преподнести ему жизнь

Одним из средств воспитания является обращение к воспитательным традициям народа. Сейчас можно наблюдать любопытную тенденцию. Современный этап развития общества характеризуемое как информационное общество, предполагает некую унификацию процессов, происходящих в экономике, политике и, в том числе, социальных отношениях. На этом фоне трудно объяснить, особенно выразительно проявившиеся во второй половине ХХ века, черты многообразия, поликультурности современного мира. Оказывается, можно жить в современном мире и придерживаться обычаев предков, можно сменить политическую идеологию на религиозные ценности. В таких случаях было бы слишком просто высказаться о раздвоении личности, или о несформированности политической системы. Ответ другой. Совершенно очевидно, что базовые ценности, нравственные критерии жизни и функционирования общества основаны на тех культурных традициях, которые сформированы в процессе жизнедеятельности народа. То есть, как бы не был “космополитичен” современный человек, чувство причастности к определённой нации, не только с точки зрения национальности, но и как носительства определённой культуры, языка, менталитета даёт человеку точку опоры, помогает понять своё место в жизни. Национальное самосознание, знание языка, культуры, истории своего народа – одни из самых важных моментов в процессе саморазвития личности. Очень тонка грань между национальным самосознанием и национализмом, шовинизмом - её очень легко переступить. И воспитание терпимого отношения к разным взглядам, уважительное отношение к национальной культуре, принятие факта уникальности, ценности каждого человека – лежат в основе современной педагогики. Начало этому процессу должно быть заложено в семье. Воспитание в семье с использованием национальных традиций может стать мощным фактором в правильном воспитании молодого поколения. Этнопедагогика – это веками проверенный опыт, где сохраняется лучшее, что есть в воспитательной системе данного народа.

Бурятские традиции семейного воспитания тесно переплетаются с религиозными, культурными традициями. В частности, у бурят – культ предков, которых они должны помнить и почитать. Те, в свою очередь, играют роль оберега семьи, рода. Культ предков предполагает хорошее знание своей родословной. Обязательным считается знание семи поколений своей родни. Из поколения в поколение носителями памяти были бабушки и дедушки, родители. Знание родословной – это явление, которое удовлетворяет не только религиозные запросы, оно многофункционально. Идентификация ребёнка в родословной, сопричастность с родословной эффективна с точки зрения привития духовно-нравственных ценностей. Это воспитание уважительного отношения к старшему, привитие гордости за своих достойных предков, внушение ребёнку, что он не только отдельно взятый индивид, но и он является частью рода, ему нельзя “ выбиваться” из общего ряда достойных сородичей, нельзя ему нарушить заведённый ход времени, порядок. Родословная имеет тесную связь с историей. Изучая родословную человек, как бы, пронизывает время, видит жизнь своих предков, участие их в исторических событиях. Собственный педагогический опыт показывает, что подобное изучение исторических событий через историю своей семьи весьма эффективно. Изучение родословной выходит за рамки только семьи, затрагивает при этом историю отношений внутри поселения. В этом отношении примечательны именно деревни. В истории села Хохорск прослеживается на протяжении 8-10 поколений родословная основателя села. По преданию, он имел один глаз, за что получил прозвище “Хохор” (слепец) – отсюда название села – Хохорск. Эта связь: родословная семьи – история села – история региона - история страны очень логична и эффективна для развития ребёнка. Кроме того, знание родословной носило чисто физиологический аспект – недопущение кровосмешения, что в условиях компактного проживания чревато тяжёлыми последствиями.

В воспитательных системах многих народов, в т.ч. бурят есть понятие “табу” (запрет). Нельзя делать то, что приносит вред окружающим, самому человеку. Неблаговидные поступки считаются грехом, “сэртээ”. Нарушение табу влечёт за собой последствия в виде неудач, несчастья человеку, который преступил запрет, но и, что самое страшное, накладывает отпечаток на детей, потомков, в целом на сородичей. Это воспитывало ответственность за свои поступки.

Данная воспитательная система нисколько не подавляет личность, человек не в коей мере не должен стать лишь одним из многих. Всячески приветствовались индивидуальность человека, его личные качества. Воспитание направлено на то, чтобы человек полнее раскрыл свои способности, для того чтобы им могли гордиться его сородичи, чтобы с него могли брать пример остальные. Большое значение для воспитания имеет понятие “ идеал”, то есть то, к чему хочется стремиться. В силу возрастных особенностей, детей привлекают героические примеры, подвиги, которые могут совершить не все. Богатый материал нам преподносит художественная культура. Бурятский героический эпос “Гэсэр” тому пример. Концентрированная мудрость народа, изложенная в эпосе, даёт ответы на многие вопросы, в т.ч. затрагивая проблемы воспитания. В самом начале повествования, где речь идёт о небожителях, приводится структура семьи, в которой живут несколько поколений.

Здесь мы видим
Мудрую бабушку Манзан Гурмэ,
А сила её – в её уме,
Тысяча телохранителей окружает её
Чаша тонкой работы в руках у неё,
Чаша эта – чистое серебро,
В чаше напиток, под названьем – Добро.

(У каждого у нас была такая бабушка – воплощение добра, мудрости, справедливости)

Отец - “сына достойного вырастивший,
Богатыря великого выпестовавший”;

Матушка мальчика “нянчила, пеленала,

И поила, и согревала,
……………………..
Седою ставшая, белее снегов,
Опорою ставшая для Вселенной всей”;

Мальчик вырос, обзавёлся своей семьёй. У него родились “три сына статных, три дочери ладных”.

Мальчики выросли

“Всему хорошему – покровители,
Всего недоброго – истребители”
“Самые суровые дела выбирали,
Самые трудные подвиги совершали,
Были они мыслью скоры, были они сердцем чисты….”

Дочери были под стать своим братьям. Вот одна из них.

Из всех чувствующих – самая чувствующая,
Из всех думающих – самая думающая,
Из всех чистых – наичистейшая,
Из всех честных – наичестнейшая,
На всех небесах, во вселенной всей,
Не было красоты, подобной ей.

Данная структура семейных отношений – образец для подражания в плане построения семейных отношений. Сыновья - богатыри и их подвиги – пример для мальчиков, поведение сестёр – подражание для девочек.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что современная бурятская семья во многом утратила эти традиции. Сегодняшние родители – это во многом “жертвы” того периода истории нашей страны, когда вопросы развития национальной культуры, языка не находили должного места в государственной политике. Проводимая в школе работа по внедрению этнокультурных знаний призвана помочь в возрождении национальных традиций. Работа должна вестись на сегодняшний день, как минимум, по двум направлениям - воспитание учащихся и просветительская работа среди родителей.

Ниже приводится сценарий внеклассного занятия по истории для учащихся 7 класса.

Тема “ Родословная моего села Хохорск”

Цели:

1. Изучение родословной села Хохорск, как составной части бурятского народа.

2. Воспитание чувства сопричастности к истории своего народа.

3. Развитие навыков поисковой работы, работы с документами. Развитие умений анализа, обобщения. Развитие навыков публичного выступления.

План

1. Значение изучения родословной.

2. Легенды о происхождении бурят

3. Племя Булагат

4. Готолов род

5. Происхождение Хохорска

6. 8 уруков Хохорска

7. Моя родословная

Домашняя работа.

1. Поиск материалов к занятию.

2. Чтение книг по истории бурятского народа.

3. Составление родословной своей семьи.

Оборудование. Карта “Усть-Ордынский Бурятский округ”.

1. “Сегодня мы поговорим о наших корнях. Дерево имеет свои корни, и чем сильнее корневая система, тем сильнее дерево. Так и человек силён, могуч своими корнями-предками. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считает, что: “ Знание корней своих – это память о прошлом и забота о будущем”. Вслушайтесь внимательно в эти слова, какой глубинный смысл заложен в них. Раньше буряты должны были в обязательном порядке знать 7 поколений своих предков (“утха узур” или “ уг гарбал”- в переводе с бурятского языка “ родословие”). Ребёнок 6-7 лет должен быть уже ознакомлен своей семьёй о своих предках. Все эти знания давались исподволь хранителями памяти народной. Первыми людьми, которые знакомили ребёнка с историей, были бабушка и дедушка, благо, что семьи очень часто состояли из трёх поколений: бабушка и дедушка, мама и папа, дети. Из поколения в поколение передавались легенды, предания, были, сказания. Эти знания учили детей многому: необходимо продолжить достойные дела своих предков, учили не повторять ошибки своих предков, призывали их занять достойное место в ряду своих сородичей, чтобы и о них потом говорили только положительное. На основе них наш земляк, учёный-фольклорист Сергей Петрович Балдаев написал книгу “Родословные предания и легенды бурят”. Эта книга уникальна по своему содержанию. В ней собраны не только общеизвестные легенды, но и родовые предания, которые отражают историю конкретного села. Родословная нашего села представлена от легендарного основателя Хохора до 30-х годов XX века. В дальнейшем эту работу продолжили школьные учителя – краеведы.

2. Территория вокруг Байкала – родина бурятского народа. Существует очень много легенд и преданий о происхождении 3-х главных (многочисленных) племён бурят – булагатов, эхиритов, хоринцев.

Согласно одной из легенд мальчики Булагат, Эхирит И Хоридой были дарованы Байкалом шаманке Асуйхан за усердие. Дети выросли. Однажды Хоридой на острове Ольхон познакомился с девушкой-лебедью. Они полюбили друг друга, поженились, и у них родилось 11 сыновей. Эти сыновья стали прародителями 11 хоринских родов, проживающих сейчас в Забайкалье.

По другой легенде, мальчика Эхирита нашли в береговой щели у озера Байкал. Булагат был найден у подножия Саян в ямке, которую вырыл бык. Отцом его был Буха- нойон, а матерью Будан-хатан.

Согласно этим легендам, родовым, а затем и племенным тотемом стали: у булагат – бык, у Эхиритов – налим, а у хоринцев – лебедь.

3. Племя Булагатов жило в долине реки Куда. У него было 2 сына – Булгак-хара и Булган-хара. Булган-хара был женат на дочери Халак-хана. У него был сын – Тугалак. Тугалак со своей женой жил в долине р. Куда между горами Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Местность была травами, в лесах водилось много зверей, в реке много рыбы. У Тугалака было 7 сыновей и 3 дочери. Сыновья занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, дочери помогали дома. Сыновья Тугалака заняли все долины и бугорки вдоль реки Куда. Жили они хорошо, о потомках Тугалака сложено много поговорок. Например, “Тугалаки долоони тооложи барахабэй, тогониин архи уужа барахабэй” или Тугалаки долоони тоорогтой” (“потомков Тугалака не пересчитать, их молочное вино не выпить”, “ Потомки Тугалака счастливы”). Алагуй был старшим сыном Тугалака и его звали Аха ехэ Алагуй или Ама Саган Алагуй (самый старший Алагуй или Белоротый (сладкоголосый) Алагуй). У него было 3 сына – Готол, Хэнтэбши и Мандабай. Двое младших сыновей были расторопны и удачливы, а Готол был их противоположностью. Младшие решили поселиться в долине реки Бугульдейка, на берегу Байкала, там, где никто не жил. Готол же не поддался уговорам и остался дома. По другой легенде у Алагуя - 6 сыновей. Два сына поселились в Кударе (Кабанский район Бурятии), один сын уехал в Мухоршибирь, а два сына поселились в долине Бугульдейки. Готол остался дома, а впоследствии переселился в долину р. Ида.

4. Готол был шестым (по одной легенде), или старшим (по другой легенде) сыном Алагуя. По преданиям, он был слабосильным, нерасторопным. Жил он в долине реки Куда, где было уже мало сенокосов, пастбищ. Кроме того, на них часто нападало соседнее племя цэгэнутов. Сородичи Готола разъезжались в поисках лучшей доли. Однажды, лишившись всего, кроме одной тёлки, семья Готола двинулась в долину реки Ида, где, по слухам, было безлюдно и места хорошие. Долина реки Ида в то время представляла сплошное болото и топь, кругом росли берёзы. Семья двинулась немного дальше и поселилась в устье реки Тараса. У Готола было три сына – Тудэ, Тургэн, Тутхэн и дочь Голохан. Сыновья охотились, а дочь занималась хозяйством. Однажды, когда братьев не было дома, пришёл с реки Лена Тогто Мэргэн и пленил Голохан. Братья вернулись домой и не застали дома ни сестры, ни имущества. Они, по расспросам, дошли до стойбища Тогто Мэргэна на реке Лена и вернули домой сестру и имущество. Голохан, вернувшись, родила двух сыновей-близнецов – Аргасана и Абаши. Потомки детей Готола образовали деревни современного Боханского района Иркутской области. Есть две деревни в соседних районах - Осинском и Аларском.

От Тудэ произошёл I Готольский род -улусы (деревни) –Хандагай, Корминский, Кутульский, Дубунский, Бугутуй.

От Тургена произошёл II и IV Готольский роды – улусы Нижняя и Средняя Тараса, Орлок в Осинском районе и Готол в Аларском районе. Орлок и Готол Аларский образовались примерно в начале XVIII века, когда часть тарасинцев откочевала, боясь гнева некто Амагзая, который в силу своего буйного, необузданного нрава третировал своих сородичей.

От Тутхэна произошёл III Готольский род – улусы Хохорск, Харатирген, Ижелха, Шунта, Заглик, Хондолой. Такое родовое разделение произошло в 1857 году, до этого был единый род и дарга (староста). Центр – село Бохан. Готольские роды входили в Идинскую Степную Думу. (административная единица Иркутской губернии, возникшая по “ Уставу об управлении инородцами” М.М.Сперанского в 1822 году, в бытность того губернатором Восточной Сибири).

5. Тутхэн был третьим сыном Готола. Имел одного сына Таху, зато внуками был богат. У Таху было 5 сыновей: Ярбай, Бужедай, Хэрэй, Борши, Базай. Сын Таху Ярбай имел семерых сыновей. Дархи был четвёртым сыном Ярбая. Женился он на девушке Белен из Бараева рода, кочующего недалеко от Балаганска. Один глаз Дархи потерял на облавной охоте, поэтому получил прозвище Хохор (слепец). Дархи был дальновидным человеком и, чтобы было привольно ему и его детям, переехал в долину реки Ида, примерно в 20 км от родового поселения Тараса. Первоначально он поселился на пологой стороне горки Бульдрун, в пади Байза, в то время сплошь заросшую лесом. Весной лес горел и пожарище подходило самому жилищу. Жена уговаривала вернуться обратно, на прежнее место жительства. Но Дархи был непреклонен. Он говорил, что места здесь благодатные и потомки им будут благодарны. Было это примерно 9-10 поколений назад, т.е. прошло с тех пор 270-300 лет. По прозвищу Дархи - Хохор- улус стали называть Хохорск. Ещё Хохорск называют Абгайтан (Дядин улус). Рано осиротевшие племянники нашли приют и присмотр у дяди. В те времена у бурят ни в коем случае нельзя было бросать на произвол судьбы сирот, стариков и вообще людей, которые нуждались в поддержке и помощи.

Примерно в то же время родственники Дархи поселились недалеко от него и образовали улус Ижелха. В настоящее время эти улусы объединились.

6. У Дархи (Хохора) было восемь сыновей- Хайдар, Дарби, Дахатай, Дандагай, Борхёо, Буйдан, Буухаяа, Алексей. От них произошёл Хохорский улус, потомки их образовали 8 уруков (родов) Хохорска. До столыпинской аграрной реформы (нач. XX в) потомки каждого из них жили отдельно, т.е. занимали отдельные участки земли, покосы.

7. Эта часть занятия проводится в виде конкурса на знание родословной своей семьи. Существует особая манера перечисления своих предков. Чтение должно быть напевным, обязательно на память. В родословной учитывается только мужская (отцовская) ветвь. Хотя должны дети знать и материнскую ветвь. Знание семи поколений родословной с двух сторон считается обязательной. Дети должны знать родословную как по восходящей, так и по нисходящей линии, должны знать степень родства.

Пример родословной.

Буха-нойон

Булагат

Булган хара

Тугалак

Алагуй

Готол

Тутхэн

Таху

Ярбай

Дархи (Хохор)

Хайдар

Малахай

Халтан

Балдунаг

Баргуй

Семён

Егор

Сергей

Константин

Владимир

Как видим со времен легендарного предка Буха-нойона прошло 20 поколений. Память о них сохранилась в преданиях и легендах. Мы должны всё это сохранить и передать последующим поколениям. Наша работа требует продолжения. Задача наша – наполнить содержание родословной рассказами о жизни наших предков, их деятельности”.

Данный пример по изучению истории своего народа, на мой взгляд, несколько замещает ту работу, которая определённо должна вестись в семье. Приведенные примеры лишь часть системы образования учащихся, основанной на национальных традициях. Эта система многообразна и уникальна и отражает опыт, накопленный поколениями, который может при правильном, грамотном использовании, дать ответ на главный вопрос - как воспитать хорошего человека.

Литература

1. Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. Улан-Удэ, 1986 г.

2. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч.1. Улан-Удэ, 1973 г.