Урок по физике в 9-м классе по теме "Громкость и высота звука"

Разделы: Физика


Цель урока: Изучить основные характеристики звуковых волн.

Задачи:

  • Образовательные. Вызвать объективную необходимость будущей деятельности; способствовать овладению знаниями по теме “Громкость и высота звука”.
  • Развивающие. Развитие кругозора, аналитических способностей, содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений;
  • Воспитательные. Продолжить формировать навыки публичных выступлений, поиска информации и методов работы с информацией.

Оборудование:

компьютерный класс, Цифровой образовательный ресурс “Высота и тембр звука. Громкость звука” из Единой коллекции Образовательных Ресурсов, камертон с молоточком, звуковой генератор, мультимедиапроектор, цифровые учебные материалы, металлическая линейка, фонограммы Шаляпина и Паваротти.

Тип урока. Комбинированный урок.

План урока

Этап урока Продолжительность, мин.
Организационный момент. 1
Актуализация знаний. 4
Постановка цели урока, мотивация. 6
Изучение нового материала.

Высота и тембр звука. Громкость звука.

Уровень громкости и его влияние на организм человека.

Устройства, усиливающие звук.

20
Отработка знаний. 10
Рефлексия и домашнее задание. 4

Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Здравствуйте! Приятно снова вас видеть на уроке.

2 этап. Актуализация знаний.

Повторим материал, который пригодится нам сегодня на уроке (Слайд 1). Приложение 1

- Что такое звук?

- Назовите причины возникновения звука.

- Назовите физические характеристики звука.

3 этап. Постановка цели урока, мотивация

А теперь проведём следующий эксперимент.

1. Эксперимент с камертоном. Ударить по камертону не сильно, во второй раз сильно.

Чем отличаются эти звуки? (Ответы учащихся)

Громкость это физиологическая характеристика звука, а какая физическая характеристика связана с громкостью? Подумайте и запишите ответ в кластер.

2. Звучат фрагменты произведений Шаляпина и Плачидо Доминго.

Почему голоса певцов звучат по-разному? (Ответы учащихся)

Высота звука - это тоже физиологическая характеристика. Какая физическая характеристика отвечает за высоту звука? (Ответы учащихся записываются в кластер.)

Как вы думаете, какова тема нашего урока и его цель? (Ответы учащихся). На экране появляется тема урока “Высота и громкость звука”. (Слайд 2)

4 этап. Изучение нового материала.

- Сейчас вы сядете за компьютеры и с помощью цифрового образовательного ресурса (1) изучите новую тему. Необходимо найти термины, связанные со звуком, и заполнить схему в ваших кластерах. На работу вам отводится 10 минут.

(Через 10 минут происходит проверка работы в парах. Заслушиваются результаты работы пар.)

А теперь вернёмся к вашим предположениям. В кластере под чертой запишите правильные ответы на вопрос: от каких величин зависят высота и громкость звука? Поднимите руки, кто правильно предположил? Очень хорошо! (Учащиеся поднимают руки)

Займите свои места.

У вас на столах есть металлические линейки, с их помощью получите самый высокий звук и на этой же частоте самый громкий и самый тихий звук (учащиеся демонстрируют).

В задачниках, в паспортах акустических приборов для их характеристики, вместо громкости звука принято использовать уровень громкости, измеряемый в фонах или уровнем звукового давления, измеряемого в белах и децибелах. (Слайд 3).

Давайте рассмотрим таблицу. Какие звуки какой создают уровень звукового давления и как они влияют на организм при длительном воздействии. Нормой считается 40 децибел.

При сравнивании звуков разных частот, необходимо учитывать следующий фактор, влияющий на громкость. Дело в том, что человеческое ухо по-разному чувствительно к различным частотам. Поэтому при одинаковых амплитудах как более громкие мы воспринимаем звуки, частота которых лежит в пределах от 1000 до 5000 Гц. Громкость звука зависит также от длительности его звучания и от индивидуальных особенностей слушателя.

Для усиления звука используют следующие простые устройства: рупор, громкоговоритель, фонограф. (Выступление трех учащихся с мини-сообщениями).

5 этап Отработка знаний.

Попробуем применить свои знания, ответим на ряд вопросов.

- Чем определяется высота звука?

- Что такое тон и обертоны звуки?

- (Слайд 4, 5,6) Почему мы можем отличить два разных инструмента, даже если они воспроизводят одну и ту же ноту.

- Почему при выстреле из ружья пуля вылетает со свистом, а брошенная рукой летит бесшумно? (Слайд 7.)

- Почему понижается высота звука циркулярной пилы, когда к ней прижимают доску? (Слайд 7).

- Кто в полёте чаще машет крыльями: муха или комар? Ответ обоснуйте. (Слайд 8).

- Звук какой частоты – 500 Гц или 300 Гц – человеческое ухо воспринимает как более громкий при одинаковых амплитудах колебаний источников этих звуков? Демонстрируется работа звукового генератора:

  • выставляется одна частота и меняется громкость.
  • громкость не меняется, меняется частота. (Проверяются предположения учащихся)

А теперь проверим ваши знания, полученные на этом уроке.

Контрольный тест (Слайд 9).

Какое выражение всегда верно:

а) всякое звучащее тело колеблется;

б) всякое колеблющееся тело звучит.

Как изменится громкость звука, если уменьшить амплитуду колебаний его источника?

а) уменьшится;

б) увеличится;

в) не изменится.

3. От чего зависит высота звука?

а) амплитуды колебаний;

б) частоты колебаний;

в) скорости звука.

4. В каких единицах измеряется громкость звука?

а) децибел;

б) сон;

в) Гц.

5. Что такое основной тон?

а) качество, которое позволяет отличить звуки одних источников от звуков других;

б) самая высокая частота сложного звука;

в) самая низкая частота сложного звука.

6 этап Рефлексия и домашнее задание.

(Слайд 10)

На каждую букву слова ЗВУК назовите ассоциацию, которая возникает у вас по теме урока. (Ответы учащихся).

(Слайд 11)

Задание домой:

  • параграфы35, 36, ответить на вопросы к параграфам.
  • (для желающих получить “5”) Ответить на вопрос: “В чем разница между мажором и минором с точки зрения физики?”.

Спасибо вам за урок! С вами приятно было работать.

Литература и источники.

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc7a2-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_9.swf
  2. Перышкин А.В. Физика. 9кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Перышкин А.В., Е. М. Гутник. – 13-е изд., дораб. – М. : Дрофа, 2008.
  3. http://viki.rdf.ru/item/583/download/