Урок познания мира в 3-м классе "Редкие растения и животные Казахстана"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека, учить бережно относиться к растениям, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
  • Развивать мышление учащихся, познавательный интерес.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Иллюстрации изображений ландыша, ветреницы, колокольчика, валерианы и др.
  • Видеофильм о Красной книге, слайдфильм о редких растениях Казахстана.
  • Схемы “Правила поведения в природе”.
  • Карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас покажете. Тема сегодняшнего урока “Растительный мир нуждается в защите человека”.

– Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?
– Какие меры по охране растений вам известны?

2. Проверка домашнего задания

А) фронтальный опрос

– Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

– А по внешнему виду как можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы)

– Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях?

– Расскажите о дыхании растений.

– Расскажите о питании растений.

– Почему растения не могут жить без солнечного света?

– Почему же животные и люди не могут жить на Земле без растений?

– Сколько лет могут жить растения? (1 год или несколько)

– Приведите примеры однолетних растений.

– Почему такие растения, как капуста, пшеница, рис, редис называют культурными?

– Приведите примеры многолетних растений.

– А по условиям произрастания какие виды растений вы знаете? (1. Влаголюбивые и водные; 2. Засухоустойчивые; 3. Теплолюбивые; 4. Холодостойкие; 5.Светолюбивые; 6.Теневыносливые.)

Б) Индивидуальный опрос по карточкам 2 человека

Карточка 1. Могут ли животные и растения жить на Земле без растений? Почему? Ответ напишите.

Карточка 2. Прочитайте текст. Сколько в нем ошибок? Перепишите текст правильно.

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды- шишки. В них находятся семена.

3. Работа по теме

1) – Давайте проведем викторину “Узнаем растения” с целью повторения- это нам поможет в работе над новой темой.

Учитель читает описания растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клетки на доске.

А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки и кажется: вот-вот пробежит ветерок- и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.

В) Один из самых ранних цветков в наших лесах и степях. Часто его называют подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

– Пред вами 3 растения: колокольчик, ландыш и ветреница. Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянисты растения. Относятся к группе цветковых растений.)

– Что вы знаете про цветковые растения?

– Часто вы встречаете эти растения? (Нет.)

– Эти растения занесены в особую книгу, куда записывают очень редкие, исчезающие, виды растений. Кто знает, как называют эту книгу? (Красной).

– Как нужно относиться к растениям, которые занесены в Красную книгу?

2) Определение цели урока:

– Как вы думаете, о чем на уроке мы будем говорить? (О редких растениях, зачем их нужно охранять)

3) Беседа о значении растений для животных и человека.

– Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля.

– Какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород,пищу,лекарство, ткани – лен, хлопок, древесину.)

– Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород служат убежищем, пищей, лекарством.)

– К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущи х растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в защите, охране.

– Давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма о растениях, где говорится о Красной книге.

Просмотр фильма.

– Как вы считаете, все ли соблюдают правила поведения в природе, когда едут отдыхать, идут в лес?

– Все ли бережно относятся к растениям? А вы?

4. Работа по выработке “Правил друзей природы”.

– Давайте выработаем с вами правила, как вести себя должен каждый, находясь на природе, чтобы не навредить растениям.

– Вы будете работать по 6 человек в группе и для каждого знака выработаете запрещающие правила. А затем по 1 человеку от каждой группы представите эти правила, а мы все вместе запишем их в тетрадь.

Каждой группе детей выдается 1 запрещающий знак и по нему дети формулируют правило.

А) Не рви цветы.
Б) Правильно собирай лекарственные растения.
В) Не вытаптывай траву и почву.
Г) Не ломай ветки.
Д) Не повреди кору деревьев.

5. Работа с учебником.

– Мы поговорили о правилах поведения в природе, о Красной книге. А сейчас давайте прочитаем статью учебника и сравним, все ли вопросы об охране мы затронули или что-то вы еще узнали нового.

Чтение текста по частям.

– Какие знания вы почерпнули из этого текста, о чем мы еще не говорили? (О заповедниках.)

– Для чего создают заповедники? (Все объекты заповедников- растения, животные, почва, вода- находятся под защитой государства. Законом запрещено срывать в этих зонах растения, охотиться на животных, увозить почву и камни.)

– В Республике Казахстан 10 заповедников и национальные парки.

– Кто из вас посещал национальный парк Каркаралинска?

– Как вы себя вели в национальном парке?

– Давайте посмотрим слайд-фильм о растениях Казахстана, которые нужно охранять, они занесены в Красную книгу. Эти растения можно встретить в Каркаралинске, в других заповедниках. А некоторые даже растут в нашей местности.

– Постарайтесь записать названия этих растений к себе в тетрадь.

Просмотр слайд-фильма.

– Какие растения вы записали? (Зачитайте.)

– А кто из вас был в Ботаническом саду г. Караганды? В зимнем саду нашего города?

– Там выращивают не только наши местные растения, но и наиболее интересные и редкие растения со всего мира. Ботанический сад похож на природный музей. Человек, который посетил ботанический сад, знакомится с растениями нашей страны и всего мира.

4. Закрепление

– Ребята, над какой темой мы сегодня работали?

– Эта тема завершает раздел “Растения”. Я подготовила вам тест по проверке знаний этого раздела.

Тест по теме “Разнообразие и жизнь растений”:

1. Как называется наука о растениях?

А) ботаника
Б) зоология
В) астрономия.

2. Подчеркни названия хвойных растений одной чертой, цветковых растений- двумя чертами:

Яблоня, сосна, ель, одуванчик, смородина, можжевельник.

3. Что растения получают из почвы?

А) перегной, песок, глину
Б) остатки растений и животных
В) воздух, воду, соли

4. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар, крахмал?

А) наличие воды и углекислого газа
Б) наличие почвы и воздуха
В) наличие света, воды, углекислого газа

5. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

А) азот
Б) углекислый газ
В) кислород

6. Впиши пропущенные слова:

Корни растений дышат……………, который содержится в почве. Они всасывают из почвы…………, растворенные в ней………….

– Отложите тесты. Сдадите после окончания урока.

5. Итог урока

– А теперь вспомните наш урок и сформулируйте одно предложение с самой главной мыслью.

6. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение на тему охраны природы.