Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Разноцветная планета музыки"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Цель занятия: глубокое погружение дошкольника в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека.

Задачи:

  • Обучающие:  учить детей слышать в живописи и  музыке представлять картины, и самое важное определять образ произведения
  • Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе
  • Развивающие: накапливать опыт, впечатления от общения с высоким искусством

Ключевые слова: «образ», «колорит», «мелодия»,  «тон».

Музыкальное оформление занятия: фрагмент 1. «FrameByframe-Seaguls»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Музыкальный руководитель: С давних времен люди считали музыку и живопись источниками мудрости, красоты. Музыку можно увидеть, а живопись услышать. Живопись выразит то, что не скажешь словами, раскроет самые тонкие оттенки человеческой души.

Звучит музыка <Приложение 1>

Выставляю репродукцию в стиле «фэнтези».

2.  Музыкальный руководитель: Дети, что изображено на репродукции?

Дети предлагают варианты ответов: Девушка. Фея. Волшебница. Женщина…

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что собою олицетворяет этот сказочный образ?

Дети (предполагаемые ответы): Природу, времена года, стихии…

Музыкальный руководитель: Можно ли в этой репродукции услышать звуки природы?

Дети дают варианты ответов.

Музыкальный руководитель: Это живописное полотно рассказывает нам об окружающее нас мире..

Музыкальный руководитель: Музыка унесет нас в далекое сказочное прошлое, поможет заглянуть в настоящее и будущее.

Песня «Фея», музыка Александра Ермолова <см. Приложение 4, сайт www.ermolov.ru >

Текст

В мире  гномов и сказочных фей
За зеленым холмом, за лесами
Протекает волшебный ручей
Наших с вами заветных желаний
Каждый может к нему подойти
От струи изумрудной напиться,
А потом о любви загадать, попросить
В пояс чистой воде поклониться,
В пояс чистой воде поклониться.

Тихо в полночь сойдет на ручей,
Синевою прохладною вея,
Смолкнет иволга, спрячется зверь,
И появится девочка – фея.
Серебристо щуря глаза,
Словно в зеркало взглянет народу,
В тот же миг у ручья разразится гроза
И исполнится всё, что угодно!
И исполнится всё, что угодно!

Уж давно отгремела гроза,
Колдовством отпылали зарницы,
Фея-девочка спит у ручья,
И стекает слеза по реснице.
Мальчик снится ей в сказочном сне,
Самый, самый хороший на свете,
Только жаль, что никто
Что никто на Земле не исполнит желания эти!
Только жаль, что никто на Земле
Не исполнит желания эти!

Музыкальный руководитель: Сравните  и назовите картины сказочного мира песни и репродукции.

Дети предлагают свое видение картин «волшебной сказки» в музыке и живописи.

Музыкальный руководитель: Давайте, дети,  вместе с вами образно покажем и озвучим «волшебную» сказку

3. Творческое задание «Рисуем сказку образами»

Дети по содержанию сказки выполняют образные движения

Музыкальный руководитель: Началась эта история тёплым утром, когда над планетой Разноцветной Музыки взошло солнце. Взглянуло оно на лес — ожили, распрямились деревья, расправили свои густые кроны. Коснулось тёплым лучиком луга — потянулись к солнцу красные, розовые, голубые цветы, зашептали росистые травы.
Окинуло солнце взглядом речку — и засияла в небе цветная музыкальная радуга, будто волшебный мостик перекинулся с одного берега на другой.
Проснулся ветерок и пробежал под разноцветным мостиком — отозвалась радуга нежным мелодичным звоном, каждый из семи цветов-тонов — на свой лад.
Озорник-ветер разогнался и пробежал ещё быстрее — оторвались от радуги тысячи маленьких музыкальных капелек-звоночков и полетели в разные стороны, разнося по всей планете волшебные музыкальные звуки и образы.

Звучит фрагмент арии Divaria <Приложение 2>.  Дети в пластике движений без поддержки текста закрепляют образы  музыкальной сказки

Музыкальный руководитель: Звуки  складываются в мелодию, а мелодия – в песню. Какие песни написаны в этом живописном портрете музыке?

Дети предлагают варианты ответов: О солнышке, ручейке, про лето,  море

Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить фрагмент песни <Приложение 3>

«Я хочу, чтоб птицы пели», муз. В.Пьянкова

(Фрагмент текста, только для ознакомления)

Я хочу, чтоб птицы пели,
Чтоб весной ручьи звенели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
Чтоб в лесу была на ягодах роса.
Припев: Лес!
Лес!
Лес!
Лес – это сказка, это – чудо из чудес! (припев 2 раза)

Я хочу, чтоб солнце грело,
Чтоб березка зеленела,
Чтоб под елкой жил смешной, колючий ёж…

Музыкальный руководитель: До чего же певучая речь в том крае! А какая выразительная: раздольная и сдержанная, весёлая и печальная мелодия… Ласковый южный ветер подхватил часть звоночков и понёс нас в страну Песен (дети предлагают исполнить песни о солнышке, море, про горы…)

Музыкальный руководитель: Шаловливый западный ветер закружил в стремительном вихре вереницу музыкальных капелек и опустил их прямо посреди страны Танцев.

Предлагаю детям исполнить на детских музыкальных инструментах ритмический рисунок русской народной песни «Светит месяц»

Музыкальный руководитель: И зазвучали весёлые бубны, мелодичные свирели,  говорливые балалайки.

4. Заключение

Музыкальный руководитель: Строгий северный ветер унёс часть звоночков в страну Маршей, где звуки шли стройными рядами, отбивая чёткой дробью каждый музыкальный шаг… А одна певучая капелька залетела в эту книжку. Тут она и осталась петь свои волшебные звуки. Но услышать её может не каждый, а лишь тот, кто умеет слушать, думать и творить…

Звоню в колокольчик: Колокольчик прощается с вами. Но не надолго… До скорых встреч, дети!

Используемая литература:

Сайт www.ermolov.ru  – Официальный сайт, Полный вариант песни «Музыкальная сказка про капельки», фрагменты. О. Лобова Сайт Muzruk.Info

Презентация к уроку