Игра "Права ребенка"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • актуализировать знания и умения учащихся;
  • формировать активную гражданскую позицию, правовую компетенцию.

Условия игры.

  • В ней участвуют три команды. Готовятся карточки с указанными в тексте заданиями.
  • Эксперты – обучающиеся, с которыми предварительно отработали материал, подводят итоги работы.

Оборудование:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
  • Декларация прав ребенка 1959 г.;
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  • Конституция РФ. 1993 г.;
  • Учебник “Введение в обществознание” для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова М. 2007 г.

Программа игры.

  1. Конкурс “Правовой статус ребенка”.
  2. Конкурс “Юридическая практика”.
  3. Конкур “Международное право”.
  4. Конкурс “Точка зрения”.

Ход игры

Конкурс 1. “Правовой статус ребенка”

Данный конкурс проверяет знания учащихся в правовом статусе ребенка на различных возрастных этапах.
Каждая команда получает два набора карточек:1) основные возрастные вехи в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
За каждый правильный ответ -1 балл.
1-й набор (8 карточек) – основные вехи в жизни ребенка.

А) с рождения;
Б) с 6 лет;
В) с 10 лет;
Г) с 14 лет;
Д) с 15 лет;
Е) с 16 лет;
Ж) с 17 лет;
З) с 18 лет.

2-й набор карточек (24 карточки) – приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.

  1. В праве посещать школу.
  2. Имеет право на имя, отчество, фамилию.
  3. Приобретает право на гражданство.
  4. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.
  5. Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
  6. Имеет право управлять велосипедом по дорогам при движении на велосипеде.
  7. Может вступать в молодежные общественные объединения.
  8. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.
  9. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления ( убийство, разбой, кража, вымогательство.
  10. Допускается поступление на работу( на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
  11. Становится полностью дееспособным( совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.
  12. Подлежит первоначальной постановке на воинский учет( выдается приписное свидетельство).
  13. Несет уголовную ответственность за любые преступления.
  14. Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке( через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения( например хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке.
  15. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора ( контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву( сокращенная рабочая неделя – 36 часов).
  16. Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.
  17. Имеет право управлять мопедом, при езде на дорогах.
  18. Может стать членом кооператива, акционерного общества.
  19. Может быть объявлен в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипированным), если работает по трудовому договору или занимается трудовой деятельностью.
  20. Имеет право на получение паспорта.
  21. Имеет право вступать в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.
  22. Имеет право поступать на работу с согласия профсоюзного органа предприятия.
  23. Может быть исключен из школы за нарушения.
  24. Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Конкурс 2. Юридическая практика.

За правильный ответ – 1 балл.

Тест.

1.Что из перечисленного одновременно является и правом и обязанностью родителей?

А) обеспечить получение ребенком высшего образования;
Б) воспитывать своего ребенка;
В) создавать условия для изучения иностранного языка;
Г) обеспечивать возможность отдыха за границей.

2. Родители должны осуществлять воспитание своих детей до

А) совершеннолетия;
Б) окончания высшего учебного заведения;
В) начала ребенком трудовой деятельности;
Г) вступления ребенка в брак.

3). Ребенком согласно Конвенции о правах ребенка признается человеческое дитя до

А) достижения 18 лет;
Б) начала трудовой деятельности;
В) достижения 20 лет;
Г) вступления в брак.

4. Какое слово пропущено в следующей фразе:
“ Важнейшим документом, в котором закреплены права ребенка, является……… о рвах ребенка.

5. Найдите в приведенном ниже списке культурные права ребенка и обведите цифры, под которыми они указаны.

А) право ребенка на бесплатное и обязательное начальное образование;
Б) право ребенка на гуманное обращение;
В) обеспечивается право ребенка пользоваться родным языком;
Г) право исповедовать свою религию;
Д) право ребенка на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях;
Е) право на презумпцию невиновности.

6.Сторож спал на посту, что позволило ворам похитить ценное имущество. Какой вид правонарушения совершил сторож?

А) административный проступок;
Б) преступление;
В) дисциплинарный проступок;
Г) гражданский проступок.

7.16-летний Иванов ворвался в коммерческий киоск, угрожая продавцу ножом, похитил деньги и продукты питания. К какому виду юридической ответственности будет привлечен Иванов?

Конкурс 3. Международное право

Каждой группе заранее дают выдержки из международных документов. Команда делает Плакат, иллюстрирующий этот документ. Команды обмениваются этими плакатами и угадывают , что за документ. Ответ аргументируют.

Максимальное количество баллов – 10.

Конвенция о правах ребенка:

1.“Право на жизнь”.

Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах нашей страны. О сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиция и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.

2.“Право ребенка на защиту государства от всех форм физического, нравственного и психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации”.

В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми. Никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Если такое происходит у Вас дома или в семье вашего друга, нужно рассказать все взрослому, которому вы доверяете,попросить помощи.

3.“Право на защиту от разлучения с родителями”.

Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.

Конкурс 4. “Точка зрения”

“Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это Не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже свободу” (И. Кант)

Выскажите свою точку зрения на данную проблему.
Команда в течение 5 минут должна представить свою точку зрения по данной проблеме.
Максимальное количество баллов – 5.

Подведение итогов игры.