Литературно-музыкальная композиция "Поэт в России больше, чем поэт"

Разделы: Внеклассная работа


Слайд1

I-й вед:

Открываю томик одинокий –
Томик в переплёте полинялом.
Человек писал вот эти строки,
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и писал иначе,
И в столетьях мы не повстречались,
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались.

II-й вед: Эти строки Вероники Тушновой в одинаковой степени можно отнести к поэтам, которые хоть и жили в разное время, но каждый был голосом своей эпохи, её совестью.

Время бежит невозможно быстро, беспощадно разрушая всё на своём пути, ничего и никого не жалея. Только время может выступать в роли неподкупного судьи, способного отделить подлинники от подделок.

III-й вед: Меняется всё: идеалы, ориентиры общества, государственный строй, наконец. Не меняется лишь отношение людей к настоящему искусству, ибо искусство подлинное всегда живо, всегда актуально и всегда даёт новый повод к размышлению.

Слайд2

I-й вед: Более 170 лет нет с нами А.С. Пушкина, но слава его не идёт на убыль.

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт!
Благоговейно и блаженно
Вкушает вечной жизни мёд,
Пленительны и полнозвучны
Текут родимые слова…
Романтик, классик, старый, новый?
Он – Пушкин, и бессмертен он!

III-й вед: Бессмертен и Владимир Высоцкий, хотя со дня его смерти прошло около 30 лет. Это было олимпийским летним столичным утром 1980 г., “белый аист на белое небо взлетел…”, Гамлет покинул “Таганку”.

Слайд 3

Дверь захлопнулась. Высоцкий покинул землю, чтобы навсегда остаться чистым. “Не единой строчкой не лгу”, – сказал он в одном из своих стихотворений. То же самое мог сказать о себе и Великий Пушкин.

Слайд 4

I-й вед: Пушкин и Высоцкий… Разные? Несомненно. У каждого своя манера письма, свой стиль (ведь жили-то в разное время), но судьбы – то, судьбы… Оба при жизни не получили признания официального, зато приобрели славу всенародную, и прежде всего многоплановостью, умением быть понятными всем, а ещё своей правдивостью и неумением молчать. Они не могли работать вполсилы, своему творчеству они отдавались целиком, без остатка.

II вед: Может быть, поэтому оба прожили так мало? 37 – Пушкин и 42 – Высоцкий? Но зато как много вместило отведённое им время, как ёмки и насыщены были эти годы. Нет, их жизни нельзя назвать короткими.

Слайд 5

I-й вед.: Писатель Вас. Вас. Розанов, живший на рубеже 19 и 20 веков, писал: “Если бы Пушкин вошёл другом в наши дома, любовно прочитывался, нет – трепетно переживался бы каждым русским от 15 до 20 лет – он предупредил бы и сделал невозможным разлив пошлости в литературе, печати, в журнале, газете” Это о том времени… А может быть, и о нашем тоже? Далее мы читаем: “Ум Пушкина предохраняет от всего глупого, его благородство предохраняет от всего пошлого, разносторонность его души и занимавших его интересов” сделали его вечным!

II-й вед.: “Пушкин – это какая-то странная вечность. Его произведения мы читаем с такой же живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это – чудо! Все возрасты взяты Пушкиным, и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И всё – немногословно, коротко и многодумно!”

Слайд 6

III-й вед: А в 60-е годы 20 в. во всю мощь своего хриплого голоса заговорил (или запел?) В. Высоцкий, и опять коротко, немногословно и многодумно.

2-й чтец:

Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что не то это вовсе, не тот и не та!
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И весёлый манер, на котором шучу…

Слайд7,8

I-й вед: Жить и творить на “голом нерве” – это удел настоящего поэта. Пушкин 15 лет яростно, можно сказать, истекая кровью, боролся за свою поэтическую свободу, за свободу поэта вообще. Почти столько же отстаивал своё право быть поэтом и В. Высоцкий.

Слайд 9, 10 (песня “Охота на волков”)

II-й вед: Из “Предисловия г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова : “Поэзия бывает исключительною страстию немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни…

Слайд 11,12

Это о них, о Пушкине и о Высоцком. Народ и власть имущие, война и мир, личность и государство, коварство и любовь – невозможно перечислить все важнейшие проблемы, поставленные Пушкиным перед русской мыслью и русским искусством словно на вырост: послепушкинская литература никогда не существовала без оглядки на родоначальника.

III-й вед: Не удивительно, что в 20 в. так остро заговорил о них и В. Высоцкий. И Пушкин, и Высоцкий были прежде всего русскими поэтами. Боль за Россию, за её великий народ, и, конечно, гордость – вот, что объединяет их.

Слайд 13

1-й чтец:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

I-й вед: Это у Пушкина. Обратите внимание: нам! – не мне, потому что не мог он думать и говорить только о себе. Он весь – Россия! Так мог сказать и Высоцкий:

Слайд 14

2-й чтец:

Всё единою болью болит,
И звучит с каждым днём непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.

Слайд 15

1-й чтец:

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясённого Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:

Слайд 16

Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

I-й вед.: Таким был ответ Пушкина “клеветникам России” в лице депутатов Франции, настаивавших на вооружённом разрешении польско-русского конфликта. Видно, действительно память человеческая короткая: ведь после поражения Наполеона и триумфальной победы России в 1812 г. прошло немногим более 10 лет Несомненно, поэт намекает на это. Его ответ краток и категоричен.

Слайд 17

О стихах – песнях Высоцкого о Великой Отечественной войне сказано много. Поразительно, что так о войне писал человек, который сам не воевал, да и не мог: ведь ему было в начале войны всего лишь 3 года. “Он вчера не вернулся из боя”, “Так случилось – мужчины ушли…”, “Чёрные бушлаты”, “Сыновья уходят в бой”, “О моём старшине” – вот лишь немногие из песен о страшных событиях самой страшной войны. А песня “На братских могилах” не может оставить равнодушными никого, даже тех, кто знает о войне понаслышке.

(Песня “На братских могилах…”)

Слайд 18

II-й вед: Над произведениями Пушкина думать и думать надо, работать – сразу они даются легко только на первый взгляд. Так и с Высоцким. Слушаешь иную его песню – и такое ощущение, будто разыгрывает он трудную шахматную партию, в которой делает такие ходы, что после каждого восклицательные знаки ставить хочется. Недаром у этого едва ли не самого “громкого” певца аудитория с годами становилась всё тише, вдумчивее, интеллигентнее и шире.

III-й вед: Мало кто может совершить такие невероятные головокружительные переходы, перелёты – прямо от самых низин жизни к её высотам. Кажется – вот банальный жанр, вот “приблатнённость” темы, вот чересчур мелодраматично. Но как стремительно выяснилось, что всё это у него не что иное, как пародия, сарказм, горечь, но никакого презрения к человеку.

I-й вед: А как Пушкин умел негодовать! Но ядом не облил ни одну свою страницу. И у него тоже ни одной страницы презрения к человеку, потому что оба любили людей со всеми их достоинствами и недостатками. Вообще любовь, особенно любовь к женщине, – это особая тема для разговора. Как они умели любить, как трепетно передавали это чувство в своих произведениях, как благородны были в проявлении своих чувств…

Слайд 19

2-й чтец:

Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Слайд 20,21

II-й вед: Это о ней, самой главной своей любви – Наталье Гончаровой – писал Пушкин. И по сей день не прекращаются споры о степени её вины в смерти поэта. Одно ясно – он был безмерно счастлив, а его дуэль – доказательство его любви и благородства.

Слайд 22

В. Высоцкий был женат неоднократно, но последней и самой большой его любовью была французская актриса Марина Влади. Ей, как, впрочем, всем своим женщинам, он посвящал самые лиричные свои стихи. И опять поражает, насколько он непредсказуем.

(Песня о любви )

Слайд 23

III-й вед: Между Пушкиным и Высоцким существовала какая-то странная связь, хотя все мы так или иначе связаны с Великим Поэтом, но их связь, скорее всего, существовала на каком-то подсознательном уровне. После окончания театрального училища Высоцкий сначала работал в Московском театре им. Пушкина, а уж потом на Таганке, в кино он снялся в роли “арапа Петра Великого” и сыграл его так, что представить кого-то другого в этой роли сейчас невозможно. А незадолго до смерти он сыграл все главные роли в моноспектакле по “Маленьким трагедиям” Пушкина. И это, несомненно, было знаком свыше.

Слайд 24,25

II-й вед: “Поэт в России больше, чем поэт” – это о них! Они, со своей готовностью вступиться за униженного и оскорблённого человека, своей всегдашней требовательностью к себе и независимостью от власти, – нравственный авторитет для нас. Их назначение – быть Пророками в своём Отечестве. Поэту-пророку, по словам Пушкина, внятно всё – “неба содроганье” и “дольной лозы прозябанье”, “гром небес” и “жужжанье пчёл” Поэт свободен в своём пророческом даре – от всего, кроме самого дара.

“Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души”, по мнению Высоцкого.

(Песня “Кони привередливые)

Слайд 26

1-й чтец:

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель, –
Вот и сейчас, как холодком подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
Маяковский лёг виском на дуло.

III-й вед: Не правда ли, есть что-то пророческое в этих строках? Но на то они и пророки, чтобы даже собственную смерть прогнозировать. За год до смерти Пушкин написал свой знаменитый “Памятник”, в котором прозвучало гениальное пророчество:

2-й чтец:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

I-й вед: Есть “Памятник” и у В. Высоцкого, и в нём тоже пророчество:

1-й чтец:

А потом, по прошествии года, –
Как венец моего исправленья –
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленьи народа
Открывали под бодрое пенье, -
Под моё – с намагниченных лент.

II-й вед: Насколько они были правы, показало время, и дело вовсе не в том, что им обоим открыты многочисленные памятники в разных уголках нашей страны, а в памяти народной, которая поистине безгранична.

2-й чтец:

Он замолчал. Теперь он ваш, потомки,
Как говорится, “дальше – тишина”.
… У века завтра лопнут перепонки –
Настолько оглушительна она.

III-й вед: К счастью, эти слова другого поэта и артиста, сегодня тоже покойного Леонида Филатова не сбылись. И хоть посвящены они В. Высоцкому, но в одинаковой степени отражают состояние народа после смерти обоих Поэтов. Тишина была оглушительной, но недолгой. Мы не смогли без них, так много рассказавших нам о времени и о нас самих. Они перешагнули вместе с нами в XXI век.

(Песня “Корабли постоят…”)

Приложение