Рейтинг@Mail.ru

Авторская логопедическая программа для детей, имеющих диагноз ОНР (1-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО, Логопедия


С каждым годом увеличивается поток детей с ОНР (III и IV уровня), поступающих в нашу школу. В 2006–2007 уч. г. количество детей с ОНР составляло 12 человек из числа учащихся 1-х классов и дошкольного общеобразовательного класса, 2007–2008 – 6 человек из числа учащихся 1-х классов и дошкольного общеобразовательного класса, 2008–2009 уч. г. – 9-х человек из числа учащихся 1-х классов и дошкольного общеобразовательного класса, 2009–2010 уч. Году – 16 человек. Причин такого роста много: острая нехватка квалифицированных специалистов-логопедов в дошкольных общеобразовательных учреждениях, недостаточное количество мест для детей в ДОУ, другими словами, не все дети охватываются дошкольным образованием; рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей, и т.д.

В школы хлынули потоки детей с общим недоразвитием речи различных уровней недоразвития, который должен был скорректирован в дошкольном возрасте, вследствие чего, методической литературы по данной проблеме крайне мало. Другая проблема у уже существующих методических материалов то, что педагогические подходы начинают устаревать, если рассматривать их в рамках нового государственного образовательного стандарта.

Таким образом, из выше перечисленного, следует, что проблема остается до сих пор актуальной. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требованиям и направленной на разрешение проблемы.

Настоящая программа разработана на основе системно – деятельностного подхода. Входе разработки частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, имеющих диагноз “ОНР” из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., “Организация логопедической работы в школе”. - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с. (Логопед в школе).

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей 1-го класса, имеющих диагноз ОНР, на основе системно-деятельностного подхода.

Задачи: 1. Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.

  • Развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности.
  • Установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины)

2. Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности, без отрыва от реальной действительности.

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей навыков активного использования различных способов словообразования;
  • уточнение используемых синтаксических конструкций;
  • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности к языковым явлениям;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

4. Формировать полноценные общеучебные умения и навыки.

5. Формировать коммуникативные умения и навыки.

6. Расширение кругозора, диапазона

7. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку.

При построении программы учитывались следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
  • системно-деятельностный подход;
  • дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
  • принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
  • практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
  • комплексности (система занятий построена на межпредметных связях)

Устранение дефекта речи помогает ребенку реабилитироваться в социуме, почувствовать силу своих возможностей к реализации своего интеллектуального и творческого потенциала через проектную деятельность.

Логопедическое сопровождение, организованное посредством данной программы, предполагает проведение комплексных занятий, с учетом реализации межпредметных связей:

  1. Изодеятельность. (Рисуем мир, в котором мы живем.)
  2. Технология. (Учимся трудиться. Сделаем мир, в котором живем, прекраснее!)
  3. Экология. (Учимся беречь мир, в котором мы живем!)
  4. Театрализованная деятельность (Учимся жить в социуме!)
  5. Художественная литература (Учимся слушать и анализировать родную речь)
  6. Математика (Учимся использовать и считать геометрические фигуры.)

Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 55 занятий и заключительный праздник “В гостях у Феи правильной речи”. Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.

Работа над проектами подразумевает работу с материалами различной фактуры, плотности, требует различной обработки, как посредством инструментария, так и без него, что приводит к развитию мелкой моторики рук. Другими словами, развитие речи на занятиях тесно связано с развитием мелкой моторики, что обусловлено, прежде всего, на физиологическом уровне, поэтому ведет к положительному результату в коррекционной работе.

В ходе выполнения проектов дети учатся программировать не только свою деятельность, но и свои высказывания, а также учатся распространять их, грамматически и логически правильно оформлять, пополняют и активизируют словарь, развивают коммуникативные навыки. Логопедические занятия расширяют кругозор: знакомят с профессиями в ходе практической деятельности: без отрыва от реальной жизни, т. е дети “примеряют” на себя профессиональные образы. Развивают навыки ведения учебного монолога и диалога.

Красной строкой на логопедических занятиях проходит экологическое воспитание: ненавязчиво, кратко, интригующе, что и заставляет задуматься с детских лет над правильным природопользованием, над сохранением уникального мира, в котором мы живем.

Коррекционная работа по устранению дефектов звукопроизношения проводится на индивидуальных занятиях, автоматизация и введение исправленного звука в спонтанную речь проводится и на групповых занятиях.

Во 2-м классе логопедическая работа с детьми, имеющих диагноз ОНР, направлена на углубленную работу по развитию фонематических процессов, развития навыков анализа и синтеза, а также развитию неречевых процессов.

Литература

  1. Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры изадания-СПб.; КАРО,2002.-96с.+вкл.,16 с.
  2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Логопед в школе)
  3. Захлебный А.Н.., Дзятковская Е.Н. Общеучебные умения как интегральный результат образования. Лекционные материалы. Чита.: ЧИПКРО, 2006. – 19c. + слайды 19 с.
  4. Сажина С.Д.Составление рабочих программ для ДОУ.Методические рекомендации .– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112с. – (библиотека руководителя ДОУ).
  5. Селехова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для детей 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. -160 с.
  6. Фотекова Т.А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда).

Приложение 1

Приложение 2