Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики

Разделы: Физика


Сделать работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактов.
К.Д. Ушинский

В связи с потребностью общества в неординарной творческой личности проблема одаренности становится в наше время все более актуальной. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Так как нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому мы, работающие с детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут в разрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем, как правило, принято, когда и зачем.

Одаренные дети выпадают из социума, часто опережают в развитии своих сверстников, но им не хватает детства.

Частые проявления одаренности - ранняя речь и большой словарный запас плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность, отличная память, высокий интеллект, хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое мышление, нетривиальные способности в различных областях.

Что вкладывают в понятие "одаренность"? Гениальность - это чрезвычайно редкий феномен. Проявляется в достижениях мировой значимости. Талант связан с реализацией способности в определенной области. Одаренность, как потенциал, который позволяет личности добиваться успеха в какой-либо деятельности, при меньших энергозатратах, по сравнению с другими людьми. Так вот, одаренный человек не всегда талантливый, а вот талантливый - всегда одаренный.

Любопытно, что в младших классах примерно 17 - 20% учащихся относятся к потенциально одаренным детям. Однако к окончанию школы одаренными остаются лишь 2 - 5 % школьников. Причины самые разные: отношение взрослых к детской личности, продуктам ее творчества, благосостояние семьи, место жительства, возможность посещать кружки, факультативы, музеи.

Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать - это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний, способствуют умственному формированию прилежания, аккуратности.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников использую такие эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету и организация нестандартной, нетрадиционной деятельности на уроках.

Нестандартный подход к образованию является залогом представления каждому ученику равновеликого шанса достичь определенных высот в образовании. Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования.

Нестандартное обучение:

  1. решает психологические задачи - идет определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типа личности; сформированности компонентов учебной деятельности; выявления качества внимания, памяти, мышления, работоспособности;
  2. решает предметно-дидактические задачи - разработка учебного материала; структурирование, обеспечивающее сходство структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся;
  3. реализует принцип "воспитывающего обучения"

Без успешного решения всех трех задач нетрадиционное обучение так и остается нереализованным.

Хочу остановиться на наиболее эффективных формах обучения, вызывающих у школьников интерес к учению.

УРОК

Учебный материал школьных дисциплин - не только источник знаний, но и БАЗА для развития индивида.

Единственной формой проведения уроков до недавнего времени была традиционная. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества образования.

Нестандартные уроки - это те уроки, которые содержат способы подачи учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

Проводить нестандартные уроки с учетом учебного материала без воздействия на мыслительную деятельность нецелесообразно.

Задания используемые на нестандартных уроках подразделяются на:

- организационные;

- информационные (информация учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство у учащихся). Например: почему появляются сквозняки? Почему цветы в лесу имеют светлую окраску, а на лугу яркую, темную, сочную?

- внеучебные задания занимательного характера, то есть задачи не связанные с программным материалом. Они ценны тем, что наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков; задания могут быть репродуктивного и творческого характера;

- учебные занимательные задания (задачи (качественные и количественные), обычно не связанные с программным материалом, но способствующие усвоению и закреплению его учащимися).

Насыщение уроков творческими заданиями, каждое из которых вовлекает учеников в познавательную деятельность, пробуждает интерес и повышает интеллект. Среди этих заданий - простые и более сложные (написание рецензии, решение нестандартных задач, экспериментальные и проектные, создание физико-литературных рассказов, фразеологизмов, объяснение народных погодных примет).

Для активизации мыслительной деятельности необходимо, чтобы:

- уровень изучаемого материала опирался на реальные достижения учащихся;

- цели, поставленные нами или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;

- неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;

- происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;

- акцентировалось внимание деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;

- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжение уровня притязаний;

- подчёркивалась возможность решения более трудных задач.

Для того чтобы каждое занятие можно было считать реализующим деятельностный подход, оно должно завершаться рефлексией: обдумыванием и анализом совершенных действий, возникших мыслей и чувств с целью проверки и корректировки сделанного, выработки задач на будущее.

Внеклассная и внешкольная работа по физике

Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.

В теории и методике обучения различают два типа внеклассной работы.

К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Данный тип должен носить ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с учащимися, попустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины, занятия с учащимися, перешедшими из другой школы, и.т.д.

Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению предмета повышенный, по сравнению с другими, интерес и способность. Это и является собственно внеклассной работой в традиционном понимании этого слова.

Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.

Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы является следующее:

  • пробуждение и развитее устойчивого интереса учащихся к предмету и ее приложениям;
  • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
  • развитие творческих способностей и мышления у учащихся;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • создание актива, способного оказать помощь в организации эффективного обучения физике всего коллектива данного класса;
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении физики в технике, экономике, повседневной жизни, о истории физики, о роли ведущих ученых-физиков в развитии мировой науки;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации;
  • разностороннее развитие личности.

Хочу отметить следующее:

  • в содержание внеклассной работы необходимо включить вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней.
  • в содержание внеклассной работы необходимо включить и вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние десятилетия: :
  • в старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах:

Индивидуальная работа - работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.

Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки.

Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно - практические конференции, недели физики и астрономии, олимпиады (на первом этапе), конкурсы, соревнования.

На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остаются факультативы, кружки, недели (декады) физики, стенная печать. В школах с большим числом учащихся появились спецкурсы, элективные курсы и профильные классы.

Во внеклассной работе практикуются межпредметные интеллектуальные соревнования: на лучшее решение задачи по химии (математике) с применением физики; на лучшее решение физической задачи средствами математики, информатики, химии, черчения; на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным дисциплинам школьного курса, например математика - химия.

На внеклассных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к физике, а затем всячески развивать этот интерес.

Внешкольная работа, прежде всего, предназначена для учащихся, уже увлеченных физикой.

Основными формами внешкольной работы по физике на сегодня являются: заочные школы; районные НПК, олимпиады.

Проводят эту работу преподаватели вузов, и мы, учителя.

В последние годы наряду с терминами внеклассная и внешкольная работа по физике часто употребляется и термин дополнительное образование по физике - это образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии и средства их реализации, по программам, дополняющим государственный стандарт средней школы. Дополнительное физическое образование школьников тесно связано с внеклассной работой по физике, вместе они входят в состав непрерывного физического образования.

Основные формы внеклассной и внешкольной работы Олимпиады.

Самой распространенной формой работы соревновательного характера стали олимпиады. Они в какой - то мере тормозят проявляющийся ныне спад интереса к изучению физики у значительной части учеников.

На первый тур (школьный, теоретический) предлагаю задачи, содержание которых отражает условный мир идеализированных объектов - точечных масс, невесомых нитей. Нужно очень хорошо знать "правила игры" - законы физики - и, кроме того, проявить изобретательность и смекалку, умение выбирать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения задачи "в лоб".

Еще использую задачи, приближенные к практике, родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдениях явлений природы и т.п. В них рассматриваются реальные физические объекты, для которых трудно получить точное решение, и оно часто носит оценочный характер. Решая такие задачи, ученики должны продемонстрировать ясность физического мышления и ощущение масштабов физических явлений и величин. Сама я отдаю предпочтение второму типу задач, которые, иллюстрируя тезис "физика вокруг нас", являются прообразом научного поиска, выступают в качестве маленьких физических исследований. Многолетний опыт показывает, что они вызывают неизменный интерес у участников олимпиады, но справляются ребята лучше с задачами первого типа.

Олимпиада после проведения не заканчивается. Я разрешаю детям подумать над этими задачами дома самим или совместно с родителями, проверяю на уроках (если подходит тема), или после уроков, и за правильно выполненную задачу выставляю отметку.

Практический тур в школе не провожу, так как слабая материально - техническая база.

Но для того, чтобы дети работали как можно больше с приборами, уделяю ненормированное время на уроке для того, чтобы дети провели какой - либо опыт, измерили цену деления, измерили какой-либо параметр (объем, масса, КПД:). Высоко ценю использование разных методов измерений (если это возможно) и сравнение их между собой, а также предложение учащимися неординарных, оригинальных экспериментальных методов. Так как неумение многих ребят, даже хорошо подготовленных теоретически, работать руками, отношение их к эксперименту, как к черновой работе, стремление стать "чистыми" теоретиками, проявляется уже в школе.

Как показывает практика детей, проявляющих интерес к физике, как науке, немного. Это - Кучеренко Людмила (учится на физическом факультете ОМГУ им. Достоевского), Кучеренко Марина (после окончания 11 класса сдала экзамен в виде реферата по теме "Нейтрино" на "отлично", из рецензии работников пединститута "Это дипломная работа, а не экзаменационная" окончила пединститут в Таре, матфак, работала в педагогическом и аграрном университетах, учится в аспирантуре), Конев Денис (окончил кадетский корпус, учится в космической академии в Москве), Белых Игорь (окончил 9 класс, сдал экзамен по физике на отлично), Пелемешко Толя - с ним буду продолжать работу в 9 классе.

Из-за малочисленности малокомплектных школ есть сложность в проведении районных олимпиад. Один - два ребенка из класса должны ехать на несколько олимпиад сразу. Кучеренко Людмиле за один день удавалось занять призовые места сразу в двух олимпиадах.

При анализе специфики проведения олимпиад, видно, что решение задач не совпадает с особенностями научной работы, требующей "зоркости в поисках проблемы". Невозможно выяснить, умеют ли ребята проводить небольшие исследования, а не только решать задачи.

НПК.

НПК по физике являются своеобразным итогом научно-исследовательской работы учащихся. Конференции в школе проводятся в третьей четверти. В нашей школе проводится общешкольная НПК. На конференции выступают учащиеся с докладами, которые они готовят совместно с руководителем. В 10-11 классах дети выбирают такие темы, с которыми можно выступить на государственной (итоговой) аттестации.

В оргкомитет школьной конференции входят директор, учителя - предметники, самые активные учащиеся. При оценке докладов учитывается их глубина, продуманность, осознанность и доступность изложения материала, уровень поисковой и исследовательской работы. По результатам конференции отбираются лучшие работы, с которыми ребята выступают на районной НПК. Где в творческой, способствующей раскрытию таланта, обстановке заслушиваются и обсуждаются сообщения юных докладчиков.

В течении ряда лет на районную НПК были представлены следующие доклады: "Калейдоскопы", "Перископы", "Фонтаны", "Кристаллы" (8 класс); "Мультивибратор, его назначение, применение" (9 класс), "Марс, новейшие достижения в изучении планеты, свои предложения", "Прохождение Венеры по диску солнца" (10 класс). Все работы на районной конференции заняли вторые места.

Заочная ФМШ.

Заочная физико-математическая школа является одной из основных форм внешкольной работы с одаренными учащимися, проводимой в учебное и каникулярное время.

Детям дали возможность общаться с учеными в лагерях для одаренных детей и друг с другом. Прошлым летом в работе летней школы на базе лагеря "Лесная поляна" принял участие Пелемешко Толя, а нынче - в летней академии в Саргатке.

Предметные декады.

При проведении предметных декад идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы.

Участники: дети, учителя смежных специальностей, родители.

Декады по физике провожу ежегодно. Неделя - мала по времени, не все можно показать; месячник - "великоват", дети устают.

Основные мероприятия при проведении декады:

  • подготовка и оформление плана декады, который вывешивается за несколько дней до начала декады в вестибюле;
  • выпуск тематических стенгазет, проведение конкурса на лучшую стенгазету;
  • конкурс рефератов по физике ("Тепловые двигатели", "Кристаллы и их применение", "Вклад ученых - физиков в победу над фашизмом");
  • смотр-конкурс моделей и приборов, изготовленных учащимися;
  • демонстрации кинофильмов;
  • конференция по физике;
  • физический вечер;
  • проведение нестандартных уроков; интегрированных уроков (начальные классы (диктанты, решение задач по физике, КВН по "Нашему миру", работает мастерская по изготовлению приборов - беспроволочного телефона, рупоров), химия (10 класс - молекулярная физика, конференция, посвященная Менделееву; 7 класс - "Удивительные свойства воды"), математике (перемещение), история (биографии великих русских ученых физиков и их вклад в развитие науки), биология ("Использование принципа реактивного движения в живой природе и технике"), информатика);
  • выставка книг совместно с библиотекарем;
  • конкурс на лучший рисунок, плакат, отражающий физические явления, технику, астрономию, настоящее и будущее в науке и технике по представлениям детей;
  • экскурсии. Так как физика - это наука о природе, то постоянно провожу экскурсии в природу. Младшие школьники на экскурсии наблюдают, любуются красотой родного края, я стараюсь объяснить, что-то очень упрощенно, но так чтобы они почувствовали что физика - это очень интересная наука. Учащиеся среднего и старшего звена - уже пытаются сами объяснить природные явления, используя тот материал, который им известен. Цель: показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявления разнообразны. После экскурсии дети пишут сочинения, стихи, рисуют рисунки.

При посещении тока, МТС, северных электрических сетей ребята знакомятся с профессиями связиста, тракториста, шофера, агронома.

Экскурсии провожу и в кабинете физики, где ученики старших классов показывают и рассказывают о приборах (оформлена выставка), их назначении; рассказывают об ученых, их вкладе в развитии физики, как науки. Интерес у ребят вызывают такие приборы как линзы, зеркала, дифракционная решетка, стробоскоп, электрофорная машина;

КВН;

игры: "Звездный час", "Умники и умницы", "9 вал", "Поле чудес".

Итоги декады подводим на заключительном вечере, где объявляют и награждают всех победителей.

Кружок.

Среди различных форм внеклассных занятий по физике на особом месте физический кружок. Работая в кружке, ребята занимаются подготовкой докладов, проведением экспериментальных исследований, чтением литературы, организацией массовых мероприятий, решением задач повышенной сложности (из ФМШ). Это позволяет расширить общий кругозор учащихся, усовершенствовать умение работать с научно-популярной литературой, справочниками, физическим оборудованием, открывает широкие возможности для творчества.

Содержание работы нашего кружка - рассмотрение вопросов, которые интересны ребятам и ими самими подсказаны. Такой путь способствует развитию самостоятельности и самоуправления.

В работе кружка ведущей задачей является воспитание активных, творчески мыслящих личностей.

Примерные темы занятий кружка "Физика вокруг нас" (7, 8 класс): "Физика в природе", "Среди книг, журналов и справочников", "Рассказы о физиках", "Основы МКТ".

"Мысль - мать деятельности, она живая душа её, не только зачинщица её, но и охранительница. Мысль поэтому служит основанием, началом и сокровеннейшей сущностью всей человеческой жизни на земле". (Т. Карлейл)