Урок литературы "Я лиру посвятил народу своему…" (по творчеству Н.А. Некрасова)

Разделы: Литература


Цель учебная: познакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова.

Цель воспитательная: воспитание на примере Некрасова и его поэзии высоких гражданских качеств.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Используемое оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, авторская презентация к уроку.

Краткое описание: Студенты знакомятся с важнейшими фактами жизни и творчества поэта Н.А.Некрасова.

План занятия:

I. Детство и годы учебы.
II. “Петербургские мытарства”.
III. Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский.
IV. Во главе “Современника”.
V. Анализ стихотворений.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.

Ход занятия

I. Актуализация знаний студентов, фронтально:

  1. Литературу какого периода мы изучаем?
  2. Какие основные злободневные вопросы волновали общество в 60-е годы ХIХ века?
  3. Назовите основной орган издательства в этот период
  4. Какие 2 группы писателей сотрудничали в “Современнике”, их взгляды по крестьянскому вопросу
  5. Какой позиции придерживался Некрасов?

II. Мотивация учебной деятельности путем постановки проблемного вопроса: Почему Некрасова считаем поэтом – гражданином и поэтом народным? (Вопрос записан на доске.)

Приложение 1, слайды 1-6.

Слово преподавателя:

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова “Элегия”.

Поэт писал об этих стихах: “Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы”.

Я лиру посвятил народу своему…
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Расцвет творчества Некрасова падает на 60-е годы XIX века. Эпоха, в которой началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Что же повлияло на формирование характера Некрасова, становление его как личности? Сегодня на занятии мы будем подробно говорить о жизни и творчестве поэта.

Задача перед студентами: слушая ответы ваших товарищей, по ходу всего занятия записать в тетради основные тезисы по биографии писателя.

I. Детство и годы учебы (доклад студента)

Рассказ студента о детских годах жизни поэта

Приложение 1, слайды 7-10.

Вопросы к студентам:

1. Происхождение Н.А. Некрасова: кем были его родители?

2. Какое воспитание, образование получает будущий поэт?

3. Что вы можете рассказать об отце Н.А. Некрасова?

- Итак, Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.

Послушайте отрывок из стихотворения “Родина” (читает студент).

Вопросы к студентам:

1. Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора?
2. Какие произведения Некрасова знаете из школьной программы?

Тема Родины и народа - это основная тема в творчестве Некрасова.

Продолжение этой темы в цикле стихов о городской бедноте.

2) “Петербургские мытарства” (доклад студента)

Рассказ студента о петербургском периоде жизни Н.А. Некрасова  (начало литературной деятельности, сборник стихов “Мечты и звуки”)

Приложение 1, слайды 11-14.

Вопросы к студентам:

1. Как Н.А. Некрасова встречает Петербург?
2. Как сложилась судьба будущего писателя в столице?
3. Что вы можете сказать о первом сборнике стихов Н.А. Некрасова “Мечты и звуки”? Какова его судьба?

Слово преподавателя:

Он видел, каково живется бедноте в условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа. В эти годы Некрасову стал близок Петербург “чердаков и подвалов”, город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца.

Звучит стихотворение “Вор”.

Слово преподавателя:

Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость – качества, которые и потом сказались в его работе.

III. Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский (доклад студента)

Белинский был особенно любим.
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенства, о братстве, о свободе.

Вместе с Белинским Некрасов становится организатором литературного дела. Издаёт две книги - “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник”.

Приложение 1, слайды 15

IV. Издательская деятельность Некрасова (доклад студента)

Слово преподавателя:

- Некрасов возглавлял журнал “Современник” с 1847 – 1866г., т. е. журнал продержался почти 20 лет.

Приложение 1, слайды 16.

Вопрос к студентам:

Как вы думаете, благодаря каким качествам Некрасова так долго продержался журнал? Ведь он был под постоянной угрозой закрытия. (Благодаря мужеству и редакторской мудрости)

Слово преподавателя:

Некрасов писал не только о судьбе крестьян, городской бедноты.

Он знал людей честных, смелых, готовых погибнуть за освобождение народа. Кто же был для него идеалом гражданина?

Это революционеры – демократы друзья из “Современника”.

Наиболее ярко образ борца воплощен в стихотворении “Памяти Добролюбова”.

Звучит стихотворение “Памяти Добролюбова” (читает студент) .

Приложение 1, слайды 17.

V. Анализ стихотворения

Вопросы к студентам: Кому посвящено стихотворение?

Какие качества видел Некрасов в Добролюбове? (самоотверженность, готовность погибнуть, гениальность).

А теперь, учитывая, что мы прошли, вы должны самостоятельно проанализировать отрывок из стихотворения “Элегия”.

Самостоятельная работа студентов.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.

Приложение 1, слайды 20.

1. Подготовиться к анализу одного из стихотворений Н.А. Некрасова по теме назначения поэта и поэзии: “Поэт и гражданин” (1856), “Муза” (1852), “Элегия” (1874).

2. Выучить одно стихотворение Н.А. Некрасова наизусть.

Презентация