Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа по технологии для девочек 8-го класса "Знакомство с культурой народов Ставропольского края"

Разделы: Технология


Хочешь владеть душами детей – отдай им свою душу.

В.А. Сухомлинский

В основе любой деятельности лежат цели и мотивы. Начав свою педагогическую деятельность, я не могла не задаться вопросом: В чём цель моей педагогической работы? Кого я должна “образовать”?

Передо мной он – Ученик. Это ради него я готовлюсь к урокам, прихожу ежедневно в школу, за работу с ним я получаю зарплату. Это существо юное, чистое, непорочное. В нём много качеств, потребностей, стимулов. Каждый ученик неповторим, своеобразен. Он ищет признания, уважения, любви. Каждый хочет социально утвердиться. И моя задача как учителя состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ученика, принять таким, каков он есть, как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Моя стратегия по отношению к ученику:

– верь в своего ученика,
– понимай и принимай его таким, какой он есть,
– уважай ученика и будь требователен к нему,
– искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам.

Я должна помочь ученику развиваться, стать для него помощником, консультантом, руководителем, не мешать ребёнку, стать Личностью, обрести себя, своё уникальное “Я”.

Этому способствует педагогика сотрудничества, которая исключает диктаторство, ведёт к совместному поиску, учит педагога уважать и ценить ребёнка, считаться с его мнением. Учет психофизиологических, возрастных, личностных особенностей помогает раскрыть потенциальные возможности детей, а учет этнических особенностей формирует у детей чувство национального достоинства и воспитывает уважение к представителям других наций.

Я убеждена, что только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, станет действительно духовно богатым, а потому и свободным и творческим человеком. Как педагог, я выработала стратегию по отношению к себе:

– я не боюсь совершенства: достичь его невозможно,
– я всегда готова встать рядом или впереди,
– протянуть руку помощи малому или слабому,
– подставить плечи под груз тревог или забот,
– обернуться к отставшим,
– дотянуться до мечты,
– перепрыгнуть через усталость и боль,
– подняться после неудачи,
– и повторить весь комплекс опять и сначала до победы.

Важно помнить при этом, что творчество ученика рождается творчеством учителя. И потому слова известного педагога Ш.А. Амонашвили созвучны моему пониманию назначения образования, педагогики: “Действительно гуманная педагогика – эта та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя”.

Призвание учителя – дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом.

Наблюдения, чтение педагогической литературы, размышления, вся моя педагогическая практика подвели меня к признанию и принятию педагогики сотрудничества как единственно верного направления деятельности педагога и ученика. И хотелось бы пожелать своим коллегам:

– вдохновляйте своих учеников на добрые поступки,
– развивайте у школьников творческие способности,
– дайте возможность гордиться собой.

Методические материалы для учащихся и педагогов.

Региональная программа по технологии для 8 классов (девочки):

“Знакомство с культурой народов Ставропольского края”.
Пояснительная записка

Усиление гуманистической направленности обучения и воспитания в современной школе предполагает активное приобщение школьников к духовной культуре своего народа.

Предмет “Технология” имеет широкие возможности для сохранения и возрождения материальной культуры народа. Знакомство школьников с традициями, различными видами народного искусства и ремёсел, оформлением жилища, национальной кухней способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений. Изучение образцов декоративно-прикладного искусства родного края, поиски новых средств выразительности приводят к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше. Всё это рассматривается в качестве обоснования для использования на уроках технологии элементов декоративно-прикладного искусства народов Ставропольского края.

Региональный компонент современных школьных программ должен стать самостоятельным принципом дидактики, средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения.

Формирование у детей основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к миру.

Искусство – это великая память народа. Все, что нам оставили наши предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих.

Высокое назначение народного искусства заключается в эмоционально-нравственной силе его воздействия на человека. Оно является хранителем народной мудрости, которая впитала в себя опыт тысячелетий. Из поколения в поколение в нем передаются не просто приемы ремесла, а мировоззрение народов, их духовная культура.

Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся чище, благороднее. Возникновение чувства радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра.

Региональная программа рассчитана на 1 год (34 часа), количество часов в неделю (1час) – для учащихся 8 классов и может быть реализована как национально – региональный компонент курса “Технология” (Приложение 1). Интеграция данного курса с изобразительным искусством, позволит создать целостное представление о самобытной культуре народов Ставропольского края.

Цель данной программы:

Нравственно-эстетическое развитие школьников на видах декоративно-прикладного творчества и истории костюма народов Ставропольского края.

Задачи программы:

  • познакомить с культурой, декоративно – прикладным творчеством и историей костюма народов Ставропольского края;
  • развивать навыки самостоятельной исследовательской работы;
  • закрепить навыки конструирования и моделирования швейных изделий и приемы работы с тканью и кожей;
  • ознакомить учащихся с одним из видов русского народного творчества – вышивкой гладью и элементами современной объемной вышивки;
  • воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к прикладным видам деятельности;
  • способствовать творческому подходу к исследованию народной обрядности,
  • воспитывать у учеников чувство гордости за свою национальную и духовную культуру;
  • обучить изготовлению сувениров – кукол в национальных костюмах.

Воспитание на региональном материале способствует обострению внимания к духовным ценностям народов Ставропольского края, интереса и уважения к их прошлому, что открывает большие возможности развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом каждого народа.

Очень важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит на уроках технологии путём включения школьников в практическую деятельность по изготовлению традиционных изделий. Основная их цель – нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства народов Ставропольского края.

Программа предусматривает при изучении раздела “Рукоделие” (7 часов), ознакомление учащихся с очень распространённым видом русского народного творчества – вышивкой) (Рисунок 1), (Рисунок 2) . Она знакомит с историей быта, традициями народа, на которых основывается современная вышивка. По теме “Вышивка” разработаны: 1 урок с использованием ИКТ и Методическое пособие “Вышивка гладью с элементами объёмной вышивки” – для учащихся 8 кл.

В результате изучения раздела “Рукоделие” учащиеся должны:

Знать/понимать

  • особенности художественно – декоративного языка искусства, значение в нем ритма, симметрии, обобщённости силуэта, ограничения цветовой гаммы;
  • традиционные виды ремесел, народных промыслов

Уметь

  • использовать полученные знания на други   видах изобразительной и трудовой деятельности;
  • владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;
  • подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
  • составлять орнамент в полосе, квадрате, круге;
  • обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни

  • различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия;
  • для выполнения декоративно – прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;
  • для выполнения различных видов художественного оформления изделий;

В разделе “История костюма народов Ставропольского края” (13 +7 часов), учащиеся познакомятся с национальными костюмами – русских, осетин, казаков, ногайцев и других народностей края. Уроки – экскурсии этого раздела, 13 уроков должны проходить с использованием ИКТ. В процессе изготовления макетов кукол (7 часов) в национальных костюмах народов Ставропольского края учащиеся приобщаются к культуре своего народа, его традициям, обычаям (Рисунок 3), (Рисунок 4).

В результате изучения раздела “История костюма народов Ставропольского края” учащиеся должны:

Знать/понимать

  • виды традиционных народных промыслов;
  • назначение различных швейных изделий;
  • основные стили в одежде и современные направления моды, связь  между современной одеждой и элементами народного костюма;

Уметь

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
  • владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;
  • подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
  • выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;
  • обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни

  • для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно – тепловой и художественной обработки изделий;
  • для выполнения декоративно – прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;
  • для выполнения различных видов художественного оформления изделий;

Характер основных элементов костюма складывался в течение многих веков и определялся условиями жизни каждого народа. Основными материалами для изготовления одежды служили ткани из растительных волокон, сукно, а также овчина и кожа.

В разделе “Художественная обработка материалов” (4 часа) учащиеся более подробно ознакомятся с декоративной обработкой кожи. По собственным эскизам они смогут изготовить украшения из этого материала (Рисунок 5), (Рисунок 6). По теме “Кожа в умелых руках” разработаны: 1 урок с использованием ИКТ и Методическое пособие “Кожа в умелых руках” – для учащихся 8 класса.

В результате изучения раздела “Декоративная обработка материалов” учащиеся должны:

Знать/понимать

  • способы получения дорогого натурального материала;
  • традиционные виды ремесел, народных промыслов;

Уметь

  • использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
  • подбирать материал по назначению изделия;
  • сделать подарки своими руками близким;
  • обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни

  • различать виды и качество кожаных изделий;
  • делать оригинальные вещи из вторичного сырья по своим эскизам;

Программой предусмотрены экскурсии (2 часа) на выставки декоративно – прикладного искусства, в Ставропольский государственный историко-культурный музей имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве, краевой музей изобразительного искусства, где учащиеся смогут увидеть подлинные народные костюмы. Результатом изучения программы будет являться выставка – отчет (1час) декоративно – прикладного творчества учащихся на которой будут представлены, макеты кукол в национальной одежде народов Ставропольского края, поделки из кожи, вышивки в технике “гладь”.

Знакомство с многообразием национальной одежды народов нашей страны, их культурой и бытом – органическая часть интернационального воспитания учащихся.

Учебно-тематический план

№ разделов и тем

Название разделов и тем

Количество часов

Всего Теория Практика

1.

История костюма народов Ставропольского края

20

13

7

1.1

Нет ничего краше русского костюма  

1

 

1.2

Вышивка в украинском народном костюме.  

1

 

1.3

Изготовление макета русского народного костюма. Изготовление макета украинского народного костюма.    

1

Работа по группам

1.4

Болгарский народный костюм.  

1

 

1.5

Изготовление макета болгарского народного костюма.  

1

 

1.6

Костюмы народов Северного Кавказа – ногайский народный костюм. Элементы армянского народного костюма.    

1

Работа по группам

1.7

Изготовление макета армянского народного костюма.  

1

 

1.8

Женский кабардинский костюм.  

1

 

1.9

Изготовление макета ногайского народного костюма. Изготовление макета кабардинского народного костюма.    

1

Работа по группам

1.10

Головные уборы чеченского народного костюма.  

1

 

1.11

Украшения даргинского народного костюма.  

1

 

1.12

Изготовление макета чеченского народного костюма. Изготовление макета даргинского народного костюма.    

1

Работа по группам

1.13

Элементы карачаевского народного костюма.  

1

 

1.614

Элементы туркменского народного костюма.  

1

 

1.7

Изготовление макета карачаевского народного костюма. Изготовление макета туркменского народного костюма.    

1

Работа по группам

1.8

Элементы цыганского народного костюма.  

1

 
  Быт немецкой семьи.  

1

 

1.9

Изготовление макета цыганского народного костюма. Изготовление макета немецкого народного костюма.    

1

Работа по группам

1.20

Народный костюма Греции.  

1

 
  Изготовление макета греческого народного костюма .Подготовка к отчету о проделанной работе.    

1

2.

Экскурсии в музей

2

   

3.

Рукоделие

7

1

6

3.1

Азбука вышивальной грамоты.

1

   

3.2

Контурная гладь    

1

3.3

Теневая гладь.    

1

3.4

Русская гладь    

1

3.5

Атласная гладь    

1

3.6

Элементы объемной вышивки.    

1

3.7

Элементы объемной вышивки.    

1

4.

Художественная обработка материалов.

4

1

3

4.1

Декоративная обработка кожи.

1

   

4.2

Изготовление кулона по собственному эскизу.    

1

Работа по группам

4.3

Изготовление закладки по собственному эскизу.    

1

Работа по группам

4.4

Изготовление панно по собственному эскизу.    

1

Работа по группам

5.

Выставка – отчет декоративно – прикладного творчества учащихся

1

   
  Всего:

34

15

16

Литература, рекомендуемая для работы учащимся.

  1. Бакланов Т.И., “Мировая Художественная Культура”, “Интербук”, Москва,2001
  2. Горяева Н.А., “Твоя мастерская”, “Просвещение”, Москва 2000.
  3. Горяева Н.А., “Декоративно – прикладное искусство в жизни человека”, “Просвещение”, Москва 2000.
  4. Миловский А. “Народные промыслы”, “Мысль”, Москва 1994.
  5. Симоненко В.Д. “Технология” – 8 класс, “Вентана – Грант”, Москва 1999.
  6. Шпикалова Т.Я. “Основы народного и декоративно – прикладного искусства”, Москва 1996.
  7. Исламгалиева С.К. Культурология. – М: Издательство “Экзамен”, 2005
  8. Константинова С.С.История декоративно – прикладного искусства”, – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  9. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом.– СПб.: Питер, 2004.
  10. Орлова Н.А. История вещей – М.: Издательство АСТ,1998

Литература, используемая в работе учителем.

  1. Аникеев А.А. Моя малая Родина. СГПУ. Ставрополь,1994.
  2. Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом.– СПб.: Питер, 2004.
  3. Венков А.В. История казачества России: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательство РГУ,2001.
  4. Ефименко Л.Т. Живая россыпь. – Тверь, Издательство ИНИКО, 2004.
  5. Исламгалиева С.К. Культурология. – М: Издательство “Экзамен”, 2005
  6. Константинова С.С. История декоративно – прикладного искусства.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  7. Лазарева А.Г. Истоки: Опыт работы детских общественных организаций и объединений. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. Издательство СГУ, 2002.
  8. Масалова А.Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе.– Ставрополь:
  9. Некрасова М.А. Народное искусство России – М.: “Советская Россия”, 1983
  10. Орлова Н.А. История вещей – М.: Издательство АСТ,1998
  11. Понамарева Е.Т. История ремесел. – Издательство АСТ, 2000.
  12. Прохоров А.М. Энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1988.
  13. Соловьев В.М. Русская культура. – М.: Белый город, 2004.
  14. Таболина Т.Б. Казачество: формирование правового поля. – М: ИЭиАРан.,2001.
  15. Чудакова Н.В.Я познаю мир. Культура. – Издательство АСТ,1996.
  16. Чудакова Н.В.Я познаю мир. История. – Издательство АСТ,1996.
  17. Журнал “Сделай сам” №2 – М.: Издательство “Знание”, 1993.
  18. Журнал “Школа и производство” № 10 – М.: “Педагогика”,1990.
  19. Газета “Ставропольский бизнес”№10, 2006.
  20. Газета “СП” от13 октября 2006г. “Новоселицкому – 200 лет”.Авт. В. Шаповалов и др.
  21. Е.А. Добрицкая. – Современная энциклопедия для девочек. – Мн.: Современный литератор, 1999г.
  22. Васильева – Гангнум Л.П. Уроки занимательного труда. М.: Педагогика, 1987.
  23. Ханус С. – Как шить? – М.: Легпромбытиздат, 1992.
  24. Сост. А.М. Гукасова..Рукоделие в начальных классах.М., Просвещение, 1981
  25. О.Г. Жукова “Кожа, что всех тканей дороже”, Издательство “Знание ”,1977 г.
  26. Н. П. Коноплёва “Работаем со старой кожей ”,   Издательство “Знание ”,1982 г.
  27. А.А. Ладанюк “Ювелирка из кожи ”, Издательство “Знание ”,1959 г.
  28. В пособии использованы фотографии готовых работ,  схемы, инструкционные карты, разработанные автором – учителем технологии Шацкой И.А.
  29. М. Максимова, М. Кузьмина. Вышивка – первые шаги. ЗАО “ЭКСМО”, 1996 г.
  30. Х. Пирс – Объемная вышивка, Ниола 21 век, 2004 г.

Презентация

Фото