Урок "Информационные модели на графах. Сети"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • расширить представления учащихся о видах информационных моделей;
  • сформировать представление о графах как наглядном средстве представления структуры и состава системы;
  • активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы;
  • повышать интерес учащихся к предмету.

Задачи урока:

  • обучающие - усвоение новых знаний учащихся; закрепление практических умений создания в текстовом редакторе многоуровневых списков;
  • развивающие - развитие приемов умственной деятельности, логического и пространственного мышления, внимания, навыков коммуникативной работы в группах;
  • воспитательные - воспитание уважения к мнению другого, умения вести диалог, находчивости, ответственности за свою работу в коллективе.

Тип урока: урок сообщения и усвоения нового учебного материала.

Технология: проблемное обучение, игровая технология, обучение в сотрудничестве.

Оборудование:

  • компьютеры, документ-камера, мультимедийный проектор, экран;
  • презентация "Информационные модели на графах";
  • текстовый файл "Карточки", "Практикум", "Игра".

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих, наличия учебных принадлежностей на партах.

Проверка усвоения изученного материала, актуализация знаний. Фронтальный опрос:

  • приведите примеры схем, представляющих внешний вид объекта, его структуру
  • в каких сферах нельзя обойтись без карт? Где применяют чертежи?
  • какие условные обозначения применяются на блок-схемах?
  • всякая ли схема может претендовать на полноту представления информации об объекте?

Подготовка к восприятию нового материала: мотивация, целепологание.

На экране демонстрируем 5 карточек. (Приложение 1)

Вопрос: что объединяет эти карточки? (Ответ: это виды смешанных моделей).

Вопрос: какую карточку можно добавить к данному набору? (Ответ: граф, как вид смешанной модели).

Формулируем тему урока и подводим учащихся к самостоятельной постановки цели занятия.

Изучение новой темы. Первичное закрепление (Приложение 2 - слайды №1-7)

Основные понятия: граф, вершина, дуга, ребро, путь, цепь, цикл, сеть.

Гимнастика для глаз (слайды № 8-13)

Осмысление и закрепление материала.

Игра "Выигрышная стратегия"

Класс делится на три группы по 3-4 человека. Первая и вторая группа - путешественники. Третья - эксперты (из числа более сильных обучающихся). Каждой группе выдается карта-граф (проецируем на экран)

1 этап игры. Коллективно обсуждаем вопросы: укажите на графе дуги и ребра. Чем они отличаются?

- Является ли данный граф взвешенным? Докажите?

- Какой город на карте можно назвать лишним? Почему?

Игровой момент "Да-нет"

- У графа 8 вершин.

- Следующей вершиной после Лондона - Париж.

- Вена следующая вершина за Берлином.

2 этап игры. Формулируется проблема (Приложение 3). Время поиска решения - 10 минут.

1 группа путешественников: сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ самый оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного раза).

2 группа путешественников: сколькими способами можно проехать из Лондона в Москву? Какой способ самый оптимальный? (по каждой дороге можно проезжать не более одного раза).

3 этап игры. Представитель группы докладывает о результатах работы, раскрывая логическую цепочку: проблема - гипотеза - доказательство

4 этап игры. Экспертная группа оценивает работу группы по критериям:

точность формулировок, полнота ответа, нестандартность способа решения, сплоченность группы в поиске решения.

Компьютерный практикум. Индивидуальная работа: создайте информационную модель в виде многоуровневого списка, используя информацию графа (Приложение 4).

Подведение итогов: выставление отметок, рефлексия:

  • какая информация урока на ваш взгляд полезна?
  • наиболее интересный момент урока?
  • выполняя задания урока, какие знания других предметов вам пригодились?
  • на какие вопросы при домашней подготовке вы обратите внимание в первую очередь?

Домашнее задание:

Обязательное задание: учебник стр. 101-104. Рабочая тетрадь стр. 78 № 60, 61.

Творческое задание: создайте информационную модель в виде графа одной из любимых вами сказок (учебник стр.104).