Как разрушаются камни (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

Образовательные:

  • сформировать представление о разрушении в природе твердых горных пород под воздействием определенных факторов;
  • познакомить со свойствами твердых тел при нагревании и охлаждении посредством проведения опыта;
  • закрепить знания о факторах, загрязняющих воду и мерах по ее охране;

Развивающие:

  • развивать долговременную память, мышление внимание, наблюдательность;

Воспитательные:

  • развивать любознательность, интерес к естествознанию.

Оборудование: иллюстрации с изображением гор, скалы, спиртовка, монета, дощечка по диаметру монеты, пинцет.

Тип урока: комбинированный: урок приобретения новых знаний, умений и закрепления изученного материала

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

«Удивительное вещество» Викторина предполагает ответы “да” или “нет”.

Да – хлопок

Нет – молчок

  1. Может ли вода двигаться вверх? (да) Круговорот воды в природе.
  2. Можно ли принести воды в решете? (да) Когда она замёрзнет
  3. Вода в морях и океанах пресная? (нет) Солёная
  4. Может ли вода стать товаром?
  5. Главная причина нехватки пресной воды на Земле – это ее загрязнение? (да)

Что нужно делать, чтобы запасы воды не уменьшались?

  1. Строить очистные сооружения.
  2. Не загрязнять открытые водоёмы.
  3. Беречь воду.

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД: Бережно относиться к воде.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ На сколько вопросов вы дали правильные ответы.

Проверка домашнего задания               
Работа во время урока  
Проверочная работа  
Итог  

III. Сообщение темы урока, постановка цели урока.

какую большую тему мы изучаем? (тела, вещества, частицы)

– в каком состоянии вещества в природе мы можем наблюдать? ( жидком, твёрдом, газообразном)

Например: газообразное тело ….. ВОЗДУХ из каких веществ состоит? (азот, кислород, углекислый газ)

– Что происходит с частицами воздуха при нагревании? (расширяются – удаляются)

– Что происходит с частицами воздуха при охлаждении? (сжимаются – сближаются)

– А что происходит с частицами воды при нагревании и охлаждении? ( расширяются – удаляются)

– А как мы убедились во всех этих свойствах газообразных и жидких веществ? (Проделали опыты)

Мы с вами изучили свойства газообразных и жидких веществ. Как вы думаете свойство каких веществ мы будем изучать сегодня? (Твёрдых)

– Что для этого нужно знать? (Понятия: тела, вещества, частицы, свойства веществ)

– Что для этого нужно уметь? (Наблюдать, сравнивать, делать выводы.)

СЛАЙД С ТЕМОЙ «Как разрушаются камни?»

Тема сегодняшнего урока: «Как разрушаются камни?»

– На какой вопрос нужно ответить? (Как они разрушаются?)

– Значит есть причины по которым происходит разрушение?

– Какую цель ставим перед собой? узнать как разрушаются камни?

IV. Актуализация опорных знаний.

Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «камень»?

Работа в группах: запишите 5 существительных ассоциируемых со словом «камни».

Проверка задания – фронтально.

Горы, скалы, утёс, вулкан, вершины и т.д.

– какие горы в России вы знаете? (Кавказ, Уральские, Саяны, Алтай, вулканы п-о Камчатка)

  1. Самые высокие горы в России – Кавказские горы их высота до 5000 м, многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты снегом. Здесь находится самая высокая гора в России Эльбрус. У неё две вершины высота первой – 5642 м, второй – 5621 м.
  2. На полуострове Камчатка находится вулкан Ключевская Сопка высотой – 4750 м. Всего на полуострове 28 вулканов.
  3. Горы Алтай и Саяны достигают высоты 4 с половиной метров. Они славятся своей красотой, богатством живой природы.
  4. Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю страну. В старину их величали «Каменный пояс Земли Русской». Потому что они как бы перепоясывают страну, отделяя европейскую часть от азиатской. Они самые древние и самые низкие: менее 2000 м.

Как вы думаете почему эти горы такие низкие и пологие ?

V. Как разрушаются камни.

От чего разрушаются эти горы?

Дети высказывают предположения: осадки, ветер, солнце.

На доске таблички перевёрнутые: температура, вода, ветер, растения.

– Теперь нам нужно уточнить, как же каждая причина разрушения действует.

1. ТЕМПЕРАТУРА

Что это значит? Либо нагревается, либо остывает. 

ОПЫТ Проблема: Как ведут себя твёрдые тела при нагревании?

Опыт: Монета проходит между гвоздями, после нагревания нет.

Вывод: твёрдые тела при нагревании расширяются.

А если остудить монету? Попробовать просунуть её между гвоздями?

Вывод: при охлаждении твёрдые тела сжимаются.

VI. Закрепление.

1. Работа в рабочей тетради.

Задание: нарисуй как располагаются частицы твёрдых веществ при нагревании и охлаждении.

Проверка по слайду.

Физминутка.

Раз – подняться потянуться
Два – согнуться разогнуться
Три – руками три хлопка, головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.

VII. Закрепление продолжение.

Беседа:

– А как вода разрушительно действует на камни?

Дети высказывают предположения: расширяется при замерзании.

– Как Ветер действует на камни?

Дети высказывают предположения: выветривает мелкие частички.

Вывод:

  1. Температура: нагреваются – остывают.
  2. Вода: лед расширяется, давит на стенки щели.
  3. Ветер – выветривание.

Работа по учебнику с. 63.

Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 63.

  1. Воздействие температуры.
  2. Воздействие воды.
  3. Воздействие ветра.

Прочитайте самостоятельно, от какой ещё причины разрушаются камни?

ДЕТИ:

  1. Растения: корни.

На СЛАЙДЕ схема «Причины разрушения»

Как растолковать пословицу: «Капля камень точит»?

Найдите подтверждение ей в учебнике на с. 63.

Что остаётся после разрушения огромных скал?

Песок, глина, щебень.

Демонстрация образцов.

Где применяются эти вещества? В строительстве.

VIII. Проблемная ситуация.

Рисунки на камнях, оставленные людьми. Что с ними делать?

ОПЫТ: Если небольшого размера камешек сначала нагреть, потом остудить, потом опять нагреть, а потом остудить. Как думаете, что с ним произойдёт?

Появятся микро трещины.

А что нужно, чтобы этот камешек разрушился?

Чтобы прошло много лет.

IX. Рефлексия:

Ответьте на вопросы:

  1. От чего камни то сжимаются, то расширяются?
  2. Камни разрушаются в холодное время года?
  3. Чем шлифуют поверхность, чтобы она была гладкой? С чем сравнивают ветер и песок?
  4. Камни разрушаются в тёплое время года?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ На Как вы работали на уроке..

Проверка домашнего задания               
Работа во время урока  
Проверочная работа  
Итог  

X. Анализ степени усвоения.

Задание в тетради с. 27 №3. Проверка. Фронтально. Кто выбрал ответ А, Б, В.

Какой ответ выбрали. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. Кто работал на «5», «4» Молодцы!

XI. Итог урока.

На экране слайд, вы должны указать причину разрушения камней.

XII. Домашнее задание.

  1. с. 62-64 пересказ.
  2. Какие профессии связаны с горами. Приготовить сообщение.

Приложение, Презентация.