Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по МХК "Вазопись"

Разделы: Преподавание МХК и ИЗО


Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: схемы, таблицы, доска, иллюстрации ваз и орнаментов.

Понятийный аппарат: вазопись, керамика, меандр, пальметта, геометрический, ковровый, чёрнофигурный, краснофигурный.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, история, география.

Предварительная подготовка:

  • Один из учеников готовит рассказ о селении Керамик
  • Четверо других учащихся готовят сообщения о стилях вазописи.

Цели урока:

  1. расширить кругозор учащихся,
  2. познакомить с искусством вазописи Древней Греции
  3. развивать творческие способности учащихся

Ход урока

Учитель: такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы начиная с XI – X вв. до н.э.

Эпиграф:

Глядя на иную греческую вазу, мы восхищаемся предельной гармонией формы и росписи, как волнующим утверждением единства красоты…
Лев Любимов

Задание: В ходе урока вы должны заполнить две таблицы, которые в конце урока мы проверим (раздаются таблицы: «Древнегреческие вазы» (приложение 1) и «Стили вазописи» (приложение 2))

Ученик: красоту древние греки создавали не только для богов, но и для себя, используя в повседневной жизни предметы, выполненные искусными мастерами.

Об этом свидетельствуют красивые глиняные вазы, найденные во время археологических раскопок. Гончарное искусство высоко ценилось в Древней Греции, а гончары и вазописцы пользовались уважением и почётом. Самые искусные гончары работали в селении Керамик неподалёку от Афин. Поэтому гончарные изделия стали называть «керамикой»

Учитель: запишем определение керамики в тетрадь.

Учитель (после записи определения): Мы называем все древнегреческие сосуды вазами. Однако они имеют разные формы, назначение и название. К началу VI в. до н.э. сложились определённые типы ваз, форма и размер которых определялись единством красоты и практической целесообразности (обращение к эпиграфу)

Задание : приготовьте таблицу «Древнегреческие вазы», которую в ходе моего рассказа вы должны будете заполнить.

Учитель: Вот некоторые из них (использовать изображения ваз – приложение 3):

Гидрия, имеющая устойчивое основание и три ручки (две – чтобы поднимать, а третья – чтобы наливать), предназначалась для переноса и розлива воды.

Амфора – самый распространённый сосуд, узкогорлая и вытянутая, с двумя для переноса ручками. Амфору использовали для хранения оливкового масла и вина, реже для зерна, а иногда даже в качестве урны для захоронения праха умершего.

Пелика – ваза с широким горлом напоминала грекам прожорливого пеликана. Также как и амфора служила для хранения масла и вина.

Кратер, широкогорлый, на устойчивой подставке, служил для смешивания воды и вина во время пира.

Иногда смесь вина и воды переливали из кратера в кувшин, который называли ойнохойя. При её помощи можно было разливать жидкость сразу в три чаши, так как она имела сразу три стока.

Пили вино из килика, который имел тонкую, удобную для охвата рукой ножку и две горизонтальные ручки.

Фантазия древнегреческих мастеров проявилась не только в разнообразных формах ваз. Они украшали вазы такими красивыми орнаментами, что их рисунки до сих пор используются в искусстве.

Например меандр (приложение 4) Этот вид орнамента получил своё название от реки Меандр, у которой было очень извилистое русло.

Другой вид орнамента – пальметта.(приложение 4) Этот орнамент как будто состоит из пальмовых листьев, расходящихся как раскрытый веер.

Учащиеся: записывают названия орнаментов в тетрадь.

Учитель: А теперь послушаем рассказы ваших одноклассников о стилях вазописи.

Задание: приготовьте таблицу «Стили вазописи» (приложение 2)

Ученик 1: если в ранних произведениях гончарного ремесла чувствуется преемственность традиций микенской керамики, то уже в IX-VIII вв до н.э. в вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого бы