Методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Измерение углов. Транспортир"

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: 5 класс, Измерение углов, транспортир


Цель: помочь учащимся овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, в частности, для измерения углов и их сравнения; формировать логическое мышление учащихся, учить проводить самоконтроль своей деятельности, формировать алгоритмическое мышление учащихся; воспитывать у учащихся отношения к математике как к части общечеловеческой культуры.

Задачи:

  • научить измерять углы с помощью транспортира;
  • помочь учащимся сделать вывод о необходимости иметь мерку для измерения угла по аналогии с измерением длин отрезков или массы тела;
  • сформулировать алгоритм измерения углов;
  • сформировать умение осознанно пользоваться им в практической деятельности;
  • познакомить с историей измерения углов (возникновения единиц измерения и видов приборов для измерения углов).

Результатом решения этих задач должно стать следующее:

  • учащиеся научатся правильно измерять углы, контролировать ход своих измерений;
  • научатся формулировать предположения по аналогии с уже известными фактами;
  • составлять последовательность действий для достижения необходимого результата;
  • у них будет формироваться отношение к математике как к неотъемлемой части культуры человечества.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация (Приложение 1), две модели равных углов разного размера, раздаточный материал: кроссворд (Приложение 2), практическая работа «Измерение углов» (Приложение 3), набор углов для сравнения, выполненных из бумаги разного цвета (красный – острый, синий – прямой, зеленый – тупой), транспортиры.

Ход урока

Этап урока № слайда Действия учителя Действия учеников
Организационный момент 1 Проверяет готовность учащихся к работе, знакомит с учебными задачами на урок Слушают
Актуализация и диагностика базовых знаний 2-3 Проводит диагностику уровня усвоения пройденного материала посредством математического диктанта с последующей проверкой. Проверка 4 задания производится предъявлением рисунка по щелчку мыши Отвечают на листочках с копиркой, сдают первый лист учителю и проверяют свою работу по второму.
Изучение нового материала   Предлагает сравнить демонстрационные углы. Отвечают, при этом часто ребята называют большим угол, соответствующий большей модели.
  Наложением углов учитель опровергает их ответ, затем предлагает рассмотреть углы из раздаточного материала и найти среди них прямой угол и обосновать правильность своего выбора Находят прямой угол (синий) и обосновывают свой ответ, наложением его на угольник
  Предлагает найти угол больше прямого; меньше прямого Наложением находят больший угол (зеленый), меньший угол (красный)
  Ставит перед учениками проблему: На сколько зеленый угол больше прямого, а красный угол меньше прямого? Высказывают свои предположения
4 Беседует о сути измерения величин как сравнении с эталоном и предлагает ученикам узнать название прибора для измерения углов, решив правильно примеры на слайде и расставив соответствующие буквы в таблице Отвечают и в таблице получают слово «Транспортир»
5-6 Рассказывает об истории измерения углов, почему единица измерения называется «градус», устройстве транспортира Слушают
7 Рассказывает об измерении углов, приводит примеры Определяют градусную меру углов
8 Закрепляет знание градусной меры развернутого угла и вводит определение прямого, острого и тупого углов Определяют вид красного и зеленого углов
9 Предлагает сформулировать алгоритм измерения углов транспортиром; сопровождает их ответ поэтапным показом анимации на слайде Формулируют шаги алгоритма
Первичное закрепление нового материала 10-15  Проводится самоконтроль и коррекция знания правила учащимися. Можно провести фронтально, можно скопировать слайды 6 – 12 в отдельную презентацию в случае проведения урока в компьютерном классе для индивидуальной проработки правила каждым учащимся.
Практическая работа 16 Предлагает выполнить практическую работу и затем организовывает проверку, консультирует учащихся Выполняют работу и проверяют работу, в случае ошибок выясняют совместно с учителем их причину
    Предлагает ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока Измеряют угла и отвечают на вопрос
Домашнее задание   Прочитать п. 42, выполнить № 1620 (а,б), 1654, 1663 Записывают в дневник
Резервное задание «Кроссворд» 17-28 Отгадывание кроссворда проводится по усмотрению учителя на этом же уроке, если осталось время, или на следующем уроке. В этом случае ученикам выдается задание на бумажном носителе. Проверка выполняется по порядку с помощью слайдов Отгадывают кроссворд, заполняя форму на листе бумаги
Итог урока   В чем измеряют углы?Какой прибор для этого используют?Как им пользоваться?Какой прибор используется для определения положения звезд? Отвечают на вопросы

Литература:

  1. Учебник «Математика 5» Виленкина Н.Я., Чеснокова А.С., Шварцбурд С.И. / М., «Мнемозина», 2004 и позже.
  2. Ресурс ЕК ЦОР № 195230 «Транспортир. Измерение углов с помощью транспортира»