Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Анализ отрывка из романа "История одного города"

Разделы: Литература


Цель урока: познакомить с этапами биографии и творчества писателя; дать общие представления о романе

Методы: сообщения, составление конспектов.

Ход урока.

1. Оформление тетради

2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина

3. Вопросы по прослушанному сообщению:

  • Какое учебное заведение, в котором он сам учился. Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»? (Царскосельский Лицей).
  • Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков? (Кружок Петрашевского)
  • Как удалось ему избежать каторги после разгрома этого кружка? (За произведения «Противоречия» и «Запутанное дело» был арестован и сослан в Вятку до разгрома кружка).
  • Почему Салтыков-Щедрин получил прозвище «вице-Робеспьер»? (Служил вице-губернатором в Рязани и Твери. Выступал против бюрократизма и несовершенства российских законов).

4. Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с необычным произведением Салтыкова-Щедрина. Автор выбирает для его написания жанр политической сказки, использует новые приемы и способы изображения в литературе.

  • О каком городе идет речь в этом романе ? (город Глупов)
  • Как появляется это название? (По имени народа, его создавшего)
  • Кто и при каких обстоятельствах дал название глуповцам? ( Князь, к которому обратился народ головотяпов с просьбой о «володении» ими).
  • За что князь дает такое прозвище головотяпам? (Учащиеся зачитывают отрывок из учебника)
  • Известно, что город Глупов построен с одной стороны на семи холмах, а с другой стоит на болоте. На какие реальные города намекает Салтыков-Щедрин? (На Москву и Петербург)
  • Среди градоначальников города были необычные личности. В чем их необычность? (Голова одного представляла собой фаршированную колбасу; в голове у другого был органчик; третий мечтал все сделать одного размера: улицы, дома и даже мужей и жен подбирать по росту)
  • Кого из русских исторических деятелей (царей и их приближенных) напоминают градоначальники Негодяев, Грустилов, Угрюм-Бурчеев, Перехват-Залихватский? (Павла I, АлександраI, Николая I, Аракчеева)

Учитель: город Глупов – это собирательный образ русских городов. Автор в своем произведении доводит повествование до парадокса, сочетает не сочетаемое. Приемы, помогающие изобразить город Глупов – сатира и гротеск. Ученики зачитывают из учебника определения, записывают их в тетрадь.

Обсуждаем разницу между юмором и сатирой

  • В каком жанре написано это произведение?
  • Что такое сказка?
  • Почему же Салтыков-Щедрин обратился к этому жанру?

Сказка-это форма иносказания, понятная для народа и удобная для обхода цензуры.

Итог урока:

  • Какие же проблемы поднимает автор в этом произведении? ( Народ и власть, несовершенство российских законы и отношение к ним градоначальников. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их выполнения» - иронизировал Салтыков-Щедрин).
  • Актуальны ли эти проблемы в современной России? Почему?

Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца, выучить определения приемов, подготовиться к тесту по тексту отрывка из романа «История одного города».

Литература, использованная при подготовке к уроку:

  1. Л.Л.Бельская «Литературные викторины» (Просвещение, 2007).
  2. Е.Э.Беленькая , Е.А. Ланцева «Обучающие тесты к учебнику Русская литература XIX века» (дрофа , 2006).