Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Глубокое изучение информации о жизни и деятельности исторических личностей является необходимостью на современном этапе развития общества. Без знания личностей изучение истории не может быть полным. В то же время необходимо изучение информации не только об отдельных, выдающихся представителях эпохи, а понимание её сути, сходства и различия этапов, особенностей.

Существуют различные технологии и методики, способствующие решению данных задач. Предлагаю методику использования текстов с ошибками и пропусками слов. Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования, что позволяет пробудить интерес учащихся к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, актуализировать ту информацию, которая наиболее важна, развивает навыки самостоятельной работы, группового взаимодействия; развивает умения применять полученные знания на практике. Методика работы может быть самой различной: самостоятельная работа (работа в парах, группах) с учебником в классе как вариант самостоятельного добывания знаний, коллективная работа под руководством учителя, можно использовать в качестве проверки ЗУН по изученной теме или можно использовать в качестве домашнего задания. Предлагаемые тексты разрабатываются учителем по одному параграфу, если изучение новой темы, или по целому разделу, если цель-контроль знаний учащихся. Если материал разработан для отдельного параграфа, то рабочий лист содержит от десяти до двадцати пропусков и ошибок. Ученик должен прочитать материал по учебнику, понять его, осознать и потом заполнить пропущенные слова, фразы, предложения или исправить исторические ошибки. Задания могут предлагаться ученикам дифференцированно: от простого – формулирование предложений близко к содержанию учебника и разнится несколькими словами, до сложного – смысл содержания параграфа учебника передаётся другими словами. Эффективна групповая работа при выполнении подобных заданий, т.к. в группе обучаемые помогают друг другу усваивать материал. Они делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают.

В качестве примера предлагаю рабочий лист к теме урока в 8 классе: « Общественное движение в 80-90-х XIX века», (История России XIX век, авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина./ М. «Просвещение», 2008) . Рабочие листы готовятся для каждого ученика в классе.

Задание: работая с текстом параграфа 34, найдите и исправьте ошибки, вставьте пропущенные слова, даты.

Возможные формы работы по рабочему листу:

  1. п. 1.- коллективная работа с классом
  2. п.2,3,4 – групповая работа по рядам: первый ряд-п.2, второй ряд-п.3, третий ряд-п.4.
  3. Проверка выполнения задания
  4. Самостоятельная работа: первый ряд-п.3, второй ряд-п.4, третий ряд-п.2.
  5. Проверка выполнения задания
  6. Домашнее задание: заполнить карточку- первый ряд-п.4, второй ряд-п.1, третий ряд-п.3.

Результат работы в классе и дома оценивается учителем. Таким образом, проблема накопляемости оценок по предмету попросту отсутствует. Каждый ребёнок получает оценку за выполненную работу.

Рабочие листы представлены таблицами.

Исторические тексты с ошибками можно использовать также в качестве материала для повторения пройденного, при подготовке к различным конкурсам и олимпиадам, к итоговой аттестации.

Мультимедийная презентация позволяет намного повысить эффективность применения данной методики. В качестве примера предлагаю варианты вопросов и заданий, разработанных по учебнику «История Древнего мира,5 класс», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая./ М.Просвещение, 2008

Тексты с пропущенными словами и историческими ошибками – наиболее любимые задания для пятиклассников. Можно использовать:

  1. при изучении новой темы (Изучив материал параграфа, вставьте пропущенные слова, восстановите последовательность событий, найдите исторические ошибки и т.п.)
  2. при закреплении изученного материала
  3. при контроле знаний
  4. творческая работа учащихся (Придумай задание другу)

(Приложение №1)