Урок литературы по теме «Пасхальный рассказ А.П. Чехова "Казак"»

Разделы: Литература


Слово учителя: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На уроках вы познакомились с юмористическими рассказами писателя, сегодня мы с вами посмотрим на его творчество с другой точки зрения. И поможет нам в этом рассказ «Казак».

В литературе есть такие понятия «рождественский рассказ» и «пасхальный рассказ».

К какому жанру, по вашему мнению, относится прочитанный вами дома рассказ А.П. Чехова? Обоснуйте свою точку зрения.

Слово учителя: Да, действительно, это «пасхальный рассказ», потому что в нем рассказывается о событиях, которые произошли в Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху.

Пасха – христианский праздник, а Христианство, как известно, оказало глубокое воздействие на мировую литературу. Во многих произведениях нашли свое отражение и и события Священного писания, и церковные праздники. Их перечень различен у православных, католиков, протестантов, но у всех есть Рождество, Пасха, Троица, Вознесение.

На Западе главным праздником стало Рождество, а в Православии – Пасха, праздник в честь воскресения Христа из мертвых. В Православии – это праздник праздников, торжество из торжеств.

Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.

Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.

Первые пасхальные рассказы появились в 80-е годы 19 века. А.П. Чехов с большим удовольствием и волнением читал пасхальные рассказы своих товарищей по перу. А свой первый пасхальный рассказ «Письмо» пишет в 1887 году. Потом были рассказы «Накануне поста, «Недоброе дело», «На страстной неделе», «Тайна», и последним в этом ряду стал «Казак».

Обратимся к содержанию рассказа и определим художественное время и художественное пространство, обозначенное в нем.

Время: окончание Великого поста, рассвет Пасхального дня, Светлое Христово Воскресение.

Пространство: сельская местность, безлюдная степь, хутор Максима Торчакова. 

Слово учителя Итак, обратимся к началу рассказа. Прочитаем первый абзац. 

Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освещенный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо... Перепел кричал свои "пить пойдем! пить пойдем!", да далеко над курганчиком носился коршун, больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Вспомните, каково настроение Максима? (Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену – и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями...)

Почему настроение Максима было столь радужным? (Сегодня Святой день. Он счастлив в браке: у него жена красавица, добрая, кроткая. Исправное хозяйство. Достаток.)

Только ли душа Максима ликует в этот день? (Нет. Природа тоже ликует. Солнце еще не всходило, восток румянился, золотился.) 

Слово учителя Удивительный рассвет. Тишина, мир, покой, как и положено в такой день. Казалось бы полная гармония, человека и природы, духовного и физического начал. А ведь что-то в этом описании не так. Что вносит в него дисгармонию? (…далеко над курганчиком носился коршун… коршун – знак беды.)

Слово учителя Но Максим этого не замечает, Чехов пишет … Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями.

Сказано, велик день! – говорил он. – Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнет играть. Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

Что слышит в ответ от своей жены?

Как эта фраза характеризует Лизу, жену Максима?

А какой Максим? Какое впечатление у Вас о нем сложилось?

Слово учителя И вот …На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги. Чтение диалога.

– Христос воскрес! – крикнул ему Максим.
– Воистину воскрес, – ответил казак, не поднимая головы.
– Куда едешь?
– Домой, на льготу.
– Зачем же тут сидишь?
– Да так... захворал... Нет мочи ехать.
– Что ж у тебя болит?
– Весь болю.
– Гм... вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?
Казак поднял голову и обвел утомленными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.
– Вы это из церкви? – спросил он.
– Из церкви.
– А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть бы да ехать, а мочи нет... Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свяченой пасочки разговеться!
– Пасочки? – спросил Торчаков. – Оно можно, ничего... постой, сейчас...

Что вы узнали из этого диалога о человеке, который встретился Торчаковым на полдороге к дому? (Казак. Верующий. Едет домой, окончил службу. Сильно болеет. Хотел попасть в церковь на праздничную службу. Хочет разговеться)

Докажите словами текста, что он, действительно, болен. (обвел утомленными, больными глазами Максима; ответил казак, не поднимая головы; казак через силу поднялся)

Сообщение о казаках. 

Как вы понимаете, что значит «разговеться»? (Пасхе предшествует Великий пост, во время которого православные отказываются от пищи животного происхождения. Едят растительную пищу, а в некоторые дни вообще воздерживаются от пищи. Пост длится 7 недель. В это время много молятся. Все это делается для очищения души от грехов. Чтобы встретить радостный праздник с «чистой душой». А утром в день Пасхи разговляются, причащаются Празднику, т.е.едят свяченые яйца и паску.)

Слово учителя: Казак болен, но он постился, видимо, ждал праздника, ему хочется разговеться, т.е. причаститься к празднику.

Смог ли казак разговеться? Почему?

Как ведет себя Лиза?

Права ли она?

Вспомните, что думал Максим о своей жене в начале рассказа? (Она казалась ему красивой, доброй, кроткой.)

Толковый словарь С.И. Ожегова
Кроткий Добрый
Отзывчивый Делающий добро другим
Милый Несущий благо, благополучие
Покорный Незлобивый
  Смирный
Библейская энциклопедия
Безгневный Незлобивый или незлобный
Ангелоподобный Безобидный

Соответствует ли Лиза данной характеристике?

Какое слово в предложении сразу говорит о том, что это не соответствует действительности? (Казалась.)

Как повел себя в данной ситуации Максим? А как должен был бы? (Засмеялся.)

В чем вина Максима? (Он послушался жену, хотя она была не права. А православные каноны предписывают жене слушаться мужа. Народная мудрость гласит: «Муж – голова, жена – душа?)

Счастлива ли семья, где жена, такая, как у Максима?

Изменилось ли что-нибудь в природе? (На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики. Тучи сгущаются – беда все ближе.)

Казак называет Максима и Лизу православные. Можно ли их так назвать? (Нет. Православные не могут отказать в помощи.)

Максим и Лиза постились, службу отстояли, яйца и пасочку освятили. Как вы считаете, сильна ли вера Торчаковых? (Нет. Они делают это лишь потому, что все так делают, что так положено, т.е. это для них обряд)

Заповеди Господни.

  1. Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, всею мыслию твоей.
  2. Возлюби ближнего твоего, как сам себя.
  3. Не сотвори себе кумира.
  4. Не называй имени Господа Бога твоего всуе.
  5. Чти отца твоего и матерь твою.
  6. Не убий.
  7. Не укради.
  8. Не возводи на друга своего ложного свидетельства.
  9. Помни же день субботний: шесть дней делай и сотвори все дела твои. Суббота Господу Богу твоему.

Какую заповедь нарушают Максим и Лиза? 

Симфония потворения Тихону Задонскому.

Всякий человек друг другу есть ближний: разумный – невежде, молодой и здоровый – старому , здоровый – немощному, сильный – беззаступному, свободный – заключенному в темнице, имеющий дом – странному.

Как Максим и Лиза относятся к произошедшему с ними в пути?

Слово учителя: Давайте проследим по тексту переживания Максима. Я начну а вы продолжите...

Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста лошади. неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

Работа с текстом.

Слово учителя: Максим не нашел казака и, и уныние вернулось.

Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! – сказал он жене. – Не дает спокою. Я все думаю: а что, ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал. Ведь бывает это. Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

Н.В. Гоголь в своем рассказе «Светлое Воскресение», говоря о Пасхе и поведении человека в этот день писал, что после воскресения Христос в и его ученике в рубище ходят по земле и проверяют людей на милосердие, поощряет и наказывает – наставляет, указывает путь.

Учитель читает стихотворение С.А. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови..»

Отчего же Максим лишился душевного равновесия? (Он страдает, он обидел человека, жена его не понимает, она способна оболгать человека.)

Да что ты ко мне с казаком пристал? – крикнула Лизавета, выходя из терпения. – Пристал, как смола!
– А ты, знаешь, не добрая... – сказал Максим и пристально поглядел ей в лицо.
И он впервые после женитьбы заметил, что его жена не добрая.
– Пущай я не добрая, – крикнула она и сердито стукнула ложкой, – а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!
– А нешто казак пьяный?
– Пьяный!
– Почем ты знаешь?
– Пьяный!
– Ну и дура!

Изменилось ли представление Максима о жене?

До встречи с казаком  После встречи с казаком
Красивая
Добрая
Кроткая
Злая
Некрасивая
Немилосердная
Глупая

Милосердие – милое сердце – умение сострадать, понимать чужую боль.

Почему жизнь героя разладилась? (Не прошел испытание на милосердие, сострадание, умение любить ближнего своего)

Осознал ли Максим то, что с ним произошло? Да

Покаялся ли? Нет. Совершил еще больший грех – запил.

Слово учителя: Рассказ заканчивается многоточием… Автор предоставляет право читателям додумать, что же будет дальше.

Как вы считаете, что стало с казаком?

Возможно ли преображение Максима?

Слово учителя: Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви, в нем говорится о нравственном перерождении человека. Произошло ли перерождение нашего героя. Нет. Но он осознал свое ошибку, понял, что поступил неправильно. Скорее всего рано или поздно он придет к покаянию, и тогда душа его воскреснет и откроется для любви к ближнему.

Каждая встреча может быть во спасение, а может быть во грех – говорил один из православных святых. Помните об этом. Совершая поступок, послушайте свое сердце. Я надеюсь, что оно подскажет вам, как поступить правильно.

Закончить сегодняшний урок я хочу чтением Евангелия. 

Учитель читает 25 главу Евангелия от Матфея.