Урок - исследование одного слова

Разделы: Русский язык


Люблю обычные слова, как неизведанные страны.
Д.Самойлов

Слово-оно что яблочко: с одного-то боку зеленое,
так с другого румяное, ты умей его повернуть.
Из былины об Илье Муромце

Цель: подготовка к сочинению.

Задачи:

1) научить “видеть” и “слышать” слово (слово как элемент работы над текстом);

2) включить учащихся в исследовательскую деятельность на основе краеведческого материала (историко-функциональный аспект);

3) развитие речи учащихся.

Вступительное слово учителя.

- Легко ли писать сочинение?

- Почему сложно? (Не знаешь с чего начать, о чем писать, чем закончить)

Сегодняшний наш урок немножко поможет вам в этом трудном деле, ведь сочинение состоит из слов.

Тема урока: Урок-исследование одного слова (обучение сочинению). (Cлайд 1. Презентация)

- Есть ли у вас любимое слово?

Назовите его. (Недоумение!)

- А любимая книга? Вид спорта? Цвет? (Называют)

Оказывается, все в окружающем нас мире делится на любимое и нелюбимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к словам, воспринимаем слово как нечто естественное и вечное. Возможно, мы безразличны к словам и потому, что ничего или почти ничего не знаем о сложных взаимоотношениях в мире слов. Некоторые секреты этих взаимоотношений сегодня нам станут известны.

В этом нам помогут словари: (показать) “Этимологический”, “Словарь синонимов”, С.И.Ожегов “Словарь русского языка” В.И.Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”. К концу урока постараемся написать мини-сочинение. На нашем и уроке мы работаем со словом Узола. (Слайд 2)

1) Ассоциации.

- Запишите ассоциативный ряд к слову “Узола” (на доске учитель).

Узола, река, течь, лето, купаться, рыба

- Как вы понимаете значение слова “река”?

2) Работа с лексическим значением слова. (Слайд 3)

- Посмотрим “Словарь русского языка” С.И.Ожегова

Река

1. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья (Река Днепр. Пойти на реку, за реку)

2. перен. Поток, большое количество, масса. (Реки крови льются на войне. Слезы льются рекой)

3) Подбор однокоренных слов. (Слайд 4)

- Исходя из первого значения, подберите однокоренные слова к слову “река”. (Запись с красной строки на доске, в тетради)

- Объясните значение полученных слов, опираясь на значение главного слова:

уменьшительное – речка (небольшая неширокая река); речушка (разговорный стиль)

ласковое – реченька (в народной словесности);

пренебрежительно-уничижительное – речонка (разговорный стиль).

Вывод: Внешне слова отличаются только корнем (выделить их), а внутренние различия гораздо значительнее. Для Узолы подходят слова – река, речка (подчеркнуть в записях).

Однокоренные слова помогут избежать повторов в тексте будущего сочинения.

- А еще что можно использовать, чтобы избежать речевых повторов? (Синонимы)

4) Работа по подбору синонимов. (Слайд 5)

В “Словаре синонимов” у слова “река” нет синонимов. Сначала сами пытаемся подобрать синонимы к слову “течь”, записываем, затем обращаемся к словарю:

Течь – о реке, ручье, потоке.

Бежать – обычно о быстром течении небольшой речки, ручья.

Катиться – течь плавно, ровно.

Струиться – преимущественно о неглубокой реке, ручье; течь струями.

Литься – преимущественно в поэтической речи.

Вывод: нам подходят - течь, бежать.

5) Выяснение этимологии слова. Исследовательская работа. (Слайд 6)

- А что обозначает слово “Узола”?

Ни в одном толковом словаре русского языка его нет.

- Посмотрите на слово, на фотографию, поразмышляйте.

В тетрадях запишите второй столбик ассоциаций:

Узола

узел (см. фотографию);

у соли (впадает у Балахны в Волгу, начинается у Ковернино).

- Чем славилась Балахна? С чем связано ее название? (С солью)

Узолъ (Даль).

Пск. количество золы на один бук. (щелок, в котором парят белье) для мытья белья.

Вода в Узоле очень чистая, но с песком.

“Новое село” (по-марийски) – река, протекающая у нового села.

Чтение легенды “Узола” [2].

6) Фоносемантический ореол слова.

- Как звучит? (В тетрадях 3-й столбик ассоциаций)

Узола

угрожающе;

навязчиво;

зудящий звук, как у комара (рыбалка);

жужжащий, как пчелы (цветы по берегам).

Вывод: течение реки очень сильное, опасное для жизни.

7) Работа над сочинением (в парах). (Работы читаются всему классу, выбираются лучшие, на их основе создается общее сочинение)

Тема - река Узола (“Я сижу на берегу...”)

Идея - когда сидишь на берегу, что с тобой происходит?

(Думаешь о чем-то, видишь берега, подводную жизнь, рыбачишь, видишь “характер” реки)

Идея (ради чего рассказываешь о реке?):

интересное название;

подводная жизнь;

“характер” речки;

красота берегов.

твое состояние, когда сидишь на берегу.

Вступление (см. 1-й столбик ассоциаций).

Бежит по Ковернинской и Городецкой земле, извиваясь, поблескивая на солнце, словно змея медянка, река Узола-младшая сестра Волги.

Основная часть. (Зависит от идеи)

Некоторые связывают ее название со словом “соль” - у “соли” - “усолье”, имея в виду ковернинские или балахнинские соли.

Для других - Узола словно узлы, завязанные на земле. Посмотрите на ее русло - поворот за поворотом. Речка петляет, мастерски меняя направление, будто убегая от кого-то. Течение ее настолько сильно, что иногда смывает деревья.

Захочешь искупаться - берегись! Опасная река: бучаги (водовороты) закручивают моментально. Глазом не успеешь моргнуть, как в омуте окажешься - и тогда не выплыть. Но пройдет минута - и снова все спокойно.

Заключение. Вот какая река Узола!

Сочинение проговариваем устно. (Слайд 7)

- Возможна стихотворная форма. А.Сироткин “Об одной реке”. (Слайд 8)

А.Сироткин. Об одной реке

Бежит река издалека не широка, не глубока.
Теченье быстрое реки клянут порою рыбаки,
Забросят сети - сносит их: река уж ждет сетей других.
Но нрав крутой у той реки, не все рискуют рыбаки:
Кому вода не по душе, кому-то омуты - вообще.
Тот берег крут, под этим яма,  несет течение упрямо.
Там повороты друг за другом - враз голова кружится кругом,
А за мостом в густых кустах вас поджидает полный крах…
Однако тут цветы цветут,  реку Узолою зовут.

Выделите микротемы в стихотворении. Определите тип речи.

(После обмена мнениями в группах выделяются такие микротемы:

1. Неизвестная река.

2. Несчастье рыбаков.

3. “Характер” реки.

4. Название речки)

Определяется тип речи – повествование.

8) На информатике тема “Презентация”.

- Вот так через ассоциации вы легко можете составить небольшой текст для слайдов презентации.

- Посмотрите один из вариантов, в основу которого положено наше сочинение. Послушайте песню “А, по-камушкам…”. Выделите идею, запишите ее для себя. (демонстрация презентации. (Cлайд 9)

9) Списать в тетрадь. (Слайд 10)

Реки и ручейки, питающие Узолу, очаровывают своими названиями: Ройминка, Гремяч, Буянка, Перелаз, Лемша, Тутайка, Гориславка, Чудка, Невзора, Ильинка, Голубиха.

- Славянские названия очень “прозрачные”, доступные для расшифровки, надо только приложить усилия. (Легенда о Чудке. [2]).

Домашнее задание:

  • сочинение-миниатюра об одном из притоков Узолы (по выбору) либо;
  • сочинение-миниатюра “Я сижу на берегу…”.

Литература

  1. В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. т.1-4. -М.: “Русский язык”, 1978 г.
  2. Легенды и предания Волги-реки: Сборник /Сост. В.Н.Морохин - Н.Н., “Книги”. 2002.
  3. Новикова Л.И. Не только думать словами, но и думать о словах. Приложение к газете “Первое сентября. Русский язык” - №17/ 2005 г.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., “Азбуковник”, 1999 г.
  5. Словарь синонимов. Справочное пособие. - Л., “Наука”, 1975 г.