Несоответствие закону письма буквы "И" в падежных окончаниях слов

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Развивающая:

  • Развитие умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу.
  • Развитие психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти, внимания, развитие познавательных умений/

Воспитательная:

  • Воспитание навыков культурного общения, аккуратности, толерантности.
  • Воспитание патриотизма к своей родине.

Здоровье – сберегающая.

  • Осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими ЗУН.

Задачи:

  1. Обнаружить несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия.
  2. Выявить особенности основы этих слов.
  3. Ввести в порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях слов, называющих предметы, дополнительную проверку при обозначении фонемы <э>.
  4. Зафиксировать результат своей работы.
  5. Выполнить тренировочные упражнения по этой теме.

Этапы урока:

  1. Приветствие. (Организационный момент- положительный настрой, рефлексия своего настроения).
  2. Создание ситуации успеха (демонстрация детьми ранее полученных знаний).
  3. Постановка проблемы перед учащимися.
  4. Учебная деятельность. Открытие нового.
  5. Учебно- практическая деятельность.
  6. Итоговая рефлексия.
  7. Домашнее задание.
  8. Итог урока.
  9. Оценивание.

Ход урока

1. Приветствие.

Долгожданный дан звонок..
Начинается урок.

- За окном прекрасная погода. В нашем классе тепло и уютно. У всех я вижу прекрасное настроение. Я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. А мы начинаем урок русского языка.

- Откройте тетради. Запишите число, вид работы.

2. Создание «ситуации успеха».

- Прочитайте предложение на доске: Всякому мила родная сторона.

- Как вы понимаете слово мила? ( Дорога, близка, любима.)

Это слово часто встречается в пословицах, например: «Своя земля и в горсти мила». Среди дорогих сердцу слов есть одно, которое родственно слову родная, родной.

-Какое это слово? (Родина).

- Как вы понимаете слово Родина?

- Какие близкие слова ему слова по значению вы знаете? (Родной край, Отчизна, родная страна, Отечество, Россия.)

- Почему Россию мы зовем Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.)

- Что значит Отчизна?

- Запишите словарные слова в тетрадь.

- Вставьте одно из этих слов в пословицу, которую сложил народ о своей Родине: В армии быть – _______________ служить .

- Как вы её понимаете?

- Что значит дорожить Родиной?

- Подставляем слово – страна. Окончание е, ударное.

-Подставляем слово – Родина. Родине служить . ж.р. Окончание е. безударное. Как проверяем? (Стране.)

-Подставляем слово – Отчизна. Ж.р.Получается – Отчизне. Как проверить окончание?

- Подставляем слово –Россия. Ж.р. России. Нужно писать е, а у нас выходит и.

3. Постановка проблемы.

-Возможно ли такое?

У нас несколько слов женского рода, а буквы при написании падежных окончаний разные. Может это орфограммы – нарушители? Нам необходимо разобраться в этой ситуации. Какая орфограмма нарушает закон письма и по каким правилам она пишется? Это и есть задача нашего урока.

4.Учебная деятельность. Открытие нового знания.

- Ну а чтобы доказать - нужно представить слово в виде фонем. Выполним звуковой анализ слова Россия - [р а с' и й' а]- ж.р.

- По закону письма мы должны написать в Предложном падеже – е, а мы пишем и. Это и есть слова – исключения. Вместо фонемы <э> пишем букву и .

- Какой вывод мы сделали?

- Вывод:

Вернитесь в пословицу. Какое слово тоже является словом – нарушителем?

- Докажите. Представьте в виде фонем.

армия. ([а р м' и й' а] –ж.р.

- Вывод: (повторить).

5. Учебно- практическая деятельность.

(Направлена на закрепление нового знания.)

А) – Прочитайте слова. Какую особенность заметили?

армия

Россия

Мария

Азия

Туркмения

гимназия

история

- На какие фонемы заканчивается эти слова?

- Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

- Что такое Россия, Мария, Азия, Туркмения. Ч

- Что у них общего? (Слова женского рода, оканчивающиеся на [ий'].)

- Поставьте слова в предложный падеж -1 ряд., дательный падеж- 2 ряд, родительный падеж.- 3 ряд. Докажите. Что поставили в нужный падеж. (Самостоятельная работа.)

-Какие буквы написали в падежном окончании?

Б)- (Работа в паре.) Вставьте пропущенные буквы в словах предложений.

-У нас ещё зима, но весна уже наступает. На Кавказ_ уже цветут фиалки, прорастают в Ази_ семена февральских посев_в. Миндаль зацветает в Туркмени_. Птичьи стаи заволновались на Зимовках в Иран_, Египт_. Уже берут курс на север грачи.

- Какие буквы написали. Почему? ( Слова – нарушители. Исключение из правил.)

- Сколько человек справилось с заданием без ошибок. Поднимите руку. (Озвучить количество человек.)

6. Итоговая рефлексия.

( на листочках) Ответьте на вопрос.

- Все ли слова пишутся по законам письма? (Нет.)

- У слов какого рода вы наблюдали сегодня нарушение письма? (Ж.р.)

- На что закончивается фонемное написание этих слов? ( На [ий']).

- Какой вывод можно сделать о написании этих слов?

- Разделите предложенные слова на две группы. По какому признаку вы их разделили.

Армия, Родина, Отчизна, Мария, история, сторона.

- Все ли сумели справиться с этим заданием. Поднимите руку.

(Озвучить количество справившихся.)

- Выберите лишнее слово. Армия, Россия, Мария, история, гимназия, санаторий, Азия, Туркмения. ---- Почему?

- Это и есть задача нашего следующего урока: проверить написание падежных окончаний у слов мужского рода, оканчивающихся ни [ий'].

7. Домашнее задание.

Упр. 196.

8. Итог урока.

- Так почему в пословице «В армии быть – России служить» нужно в слове армии, России писать букву и?

Какой вывод мы сегодня вывели на уроке?

10. Оценивание.

-Кто на уроке был самым активным? Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

- Кто работал на более низком уровне?

- Я надеясь, что на следующем уроке многие ребята будут более активными.

- А я говоря вам спасибо за урок.