Атласная и штриховая гладь, практика, приемы выполнения глади (8-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 8


Цели урока:

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с видами вышивки
  • научить выполнять атласную и штриховую гладь;

Воспитательная:

  • вызвать интерес к родной культуре,
  • любовь к традициям своего народа;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратности;

Развивающая:

  • развивать творческие способности;
  • развивать координацию движения рук;
  • исполнительские умения.

Оборудование и материалы для урока:

  • кабинет трудового обучения;
  • мультимедийная установка;
  • образцы объектов труда;
  • иглы, нити для вышивки- мулине;
  • пяльцы, канва, плотная ткань, рисунки, копировальная бумага, простой карандаш.
  • учебники

Ход урока

Организационный момент: - приветствие

- сообщение темы, цели урока;

- проверка готовности к уроку.

Слово учителя.

Здравствуйте. Присаживайтесь.

Презентация.

(слайд 1) Тема нашего урока: "Атласная и штриховая гладь, практика, приемы выполнения глади".

(слайд 2)

Цель урока: познакомиться с данными видами вышивки гладью и практически научиться выполнить элементы атласной и штриховой вышивки. А для этого нам понадобятся инструменты для ручной работы, которые вы приготовили.

Вопрос к учащимся. Какие виды вышивки Вы уже изучили? (слайд 3)

Верно. Художественная гладь. Владимирское шитьё. Белая Гладь. Прямая гладь, Счётная гладь. Крест, а есть ещё Мережка, Ришелье, Игольчатая вышивка и т.д.

Вопрос к учащимся. С какими инструментами, используемыми при вышивке вы знакомы?

  • Ткань - плотная, но тонкая, можно на неотбеленном льне.
  • Нить - мулине.
  • Игла - с небольшим ушком.
  • Пяльцы - обычные, круглые.
  • Напёрсток - предохраняет палец от наколов.
  • Ножницы - острые.
  • Копировальная бумага - зелёного или красного цвета.
  • Карандаш простой - остро заточенный.

Вопрос к учащимся: Где применяется вышивка?

История вышивки своими корнями уходит в далёкое прошлое.

Народная вышивка связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. (слайд 4) Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию - начинали в русских селениях с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была приготовить себе приданное к свадьбе, украсив его вышивкой. Каждая вещь - рубаха, передник, сарафан, рушник имели особый характер украшения.

Сейчас девочки почти не вышивают. Редко кто занимается вышивкой.

Вопрос к учащимся Девчонки, а вы любите вышивать? Кто - нибудь из ваших родных увлекается вышивкой? Мамы или бабушки?

(слайд 5) А я знаю одну такую мастерицу. Она живёт в селе Ново-Ивановка, Кущёвского района. Это Богославская Галина Максимовна. Она начала вышивать с 6 лет. Первую свою вышивку она продала, чтобы прокормить своих младших братьев, так как она была самая старшая в семье. А сейчас она вышивает для души. Галина Максимовна заняла первое место в районе на смотре народного творчества поселений. О ней писали газеты, она была премирована.

Вопрос к учащимся. Какая последовательность выполнения вышивки? (слайд 6)

Можете открыть учебник на стр. 46.

  • придумать рисунок для вышивки.
  • перевести рисунок на ткань.
  • вышить все элементы.

Сегодня мы научимся практически выполнять элементы атласной и штриховой глади.

Атласная гладь - это вышивка, в результате которой получается блестящая поверхность.

Основа для атласной глади - это стебельчатый шов, строчки которого выполняют в прямом и обратном направлениях, располагая их близко, друг к другу, чтобы не было просветов ткани - основы.

Штриховая гладь называется так оттого, что состоит из отдельных стежков - штрихов, напоминающих лучи, идущие в разных направлениях от центра

Вопрос к учащимся. Давайте вспомним о технике безопасности при работе с иглой и ножницами - читайте вслух по очереди. (слайд 7)

Теперь перейдём к практической работе. Сегодня мы выполним вот такую вышивку.

(показ готовой вышивки) На ней сочетаются элементы атласной и штриховой вышивки. Давайте приступим к их выполнению. Первое, что вы должны сделать - это перевести рисунок на ткань.

Сейчас я вам покажу, как выполняется атласная гладь. Берём нить в одно сложение.

Посмотрите, на листике не случайно нарисовано столько линий, при вышивании иглу вкалывают строго по этим линиям. Подпишите на линиях цифры 1, 2, 3, 4, вам будет проще меня понять, как вышивать.

Попробуйте теперь вы девочки.

Вопрос к учащимся. Вы помните, как закреплять нить на ткани без узла?

Нить в два сложения продёргивают концами в иглу, выполняют небольшой стежок в начале работы, протягивают нить, оставляя на лицевой стороне кончик в виде петельки, в которую вдевают иглу и протягивают нить.

Закрепили нить, затем вкалываем, иглу в ткань на линии 2, а выводим иглу на линии 1. Дальше в обратном направлении - вкалываем, иглу в нить на линии 3, а выводим на линии 4. Так продолжаем и дальше.

Очень важно, чтобы вы не стягивали нитки и стежки располагали близко друг к другу, чтоб не было просветов.

Если нить закончилась, то закрепляем её на изнаночной стороне несколькими стежками "за иголку", пропуская конец нити под работой.

(слайд 8)

Для вышивания штриховой гладью берут нитку в 4 сложения. Начнём вышивать со стебелька цветка. Закрепим нить и шьём маленькими стежками.

(слайд 9,10)

Итог урока. Показать вышивки девочек всему классу. Указать на ошибки, похвалить за наиболее удачные работы. Поставить оценки.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились и практически изучили элементы атласной и штриховой глади. Вы очень хорошо справились с заданием. Молодцы.

Домашнее задание. Завершить работу над вышивкой. На следующий урок принести те же самые принадлежности, т. к. вы будете изучать другие швы "узелки" и "рококо".

Спасибо за урок.