Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Мцыри – любимый герой Лермонтова

Разделы: Преподавание литературы


Цели: доказать, почему литературный герой становится символом поэзии М.Ю.Лермонтова, любимым идеалом поэта.

Оформление: портреты Лермонтова, иллюстрации к поэме, портрет Мцыри.

Ход урока

– Давайте  начнем урок с того, что вспомним  средства создания художественного образа в литературе. (Портрет, пейзаж,  монолог, диалог, рефлексия…)

– Как вы считаете, какие  из этих средств преобладают в поэме? (Монолог, пейзаж)

– Но ведь герой разговаривает с монахом, почему же здесь нет диалога? (Для Мцыри важно, чтоб его выслушали, поняли)

– Итак, герой рассказывает о своих чувствах, о переживаниях, анализирует поступки, очищая свою душу,  т. е. он исповедуется. Но ведь он не только вспоминает «три блаженных дня», но и задает вопросы, кому и зачем? ( Это спор с самим собой, он не знает ответов, сомнения терзают его душу)

– Мцыри чувствует свои последние минуты и вновь желает пережить все те чувства, которые испытал. Как он рассказывает об этом, как это характеризует его? (Он очень эмоционально рассказывает, с большой страстью, рисует яркие картины того мира, который он увидел за стенами монастыря. Так может рассказывать поэт-романтик)

– Что же испытал Мцыри в своей короткой жизни, которая разделилась как бы на два мира: монастырь и три дня на воле?

Выпишите в тетрадь ключевые слова, раскрывающие смысл этих понятий.

Монастырь

Воля

Чужбина
Смирение
Аскетизм
Одиночество
Послушник
Прошлое
Тюрьма
Реальность

Родина
борьба
наслаждение, блаженство
семья
горец
будущее
свобода
сон, мечта

– Какие это по значению  получились слова, о чем они говорят? (Это антонимы, они свидетельствуют о противоречивости, некой раздвоенности души.)

– Может ли человек жить с раздвоенной душой? (Нет, он должен сделать какой-то выбор. Для Мцыри это побег.)

– Как можно расценить этот шаг, этот выбор героя? (Это своеобразный протест против монастырской жизни, вызов Богу, дерзость, за которую неминуема расплата.)

– Что чувствует герой, как воспринимает этот мир? Найдите в тексте ответы на эти вопросы. (Мцыри испытывает восторг, радость, блаженство, слияние с природой, гармонию. У него тонкая поэтическая душа, этим он близок самому Лермонтову.)   

– Что же испытал, познал герой в этом новом для него мире? (Он почувствовал свою силу в борьбе с барсом, жажду битвы, увидел людей, но не пришел к ним. Увидел женскую красоту, которая пробудила любовь в его  сердце.)

– Сумел ли он в полной мере познать жизнь вне монастыря? (Нет, он только прикоснулся  к этой жизни, попробовал ее сладость  и  теперь должен умереть. Эти  мысли изложены в эпиграфе.)

– Такая  яркая, но короткая жизнь и неизбежность смерти. Почему? (Смерть раскрывает в человеке все истинное, настоящее, проявляет сильные и слабые стороны характера.)

– Ю.В Манн, критик, литературовед, писал: «…не имея возможности показать, как жил Мцыри в вольном краю, поэма поведала нам  о том, как он не может до него дойти и как он умирает». Как же воспринимает смерть Мцыри? («Да, заслужил я жребий  мой!..» «На мне печать свою тюрьма оставила…» Он предчувствует смерть, знает, что это расплата за дерзость.)

– Какие качества проявляет смерть в его характере? (Могучий мятежный дух, мужество, непокорность, гордость, силу характера, свободолюбие.)

– Именно эти качества ценил М.Ю.Лермонтов, это то, что привлекало его в людях, становилось отличительными чертами характера его литературных героев. Вспомните их. (Купец Калашников, парус, Демон…)

– Но смерть героя не показана, почему? Есть ли в тексте слово «смерть»? (Автору жаль Мцыри, поэтому он избегает этого слова, заменяя его на «сон»: «И с этой мыслью я засну и никого не прокляну…»)

– Среди множества средств создания художественного образа, названных в начале урока, есть портрет и имя. Мцыри – это собственное имя? (Нет, у него отсутствует имя: старое, данное при рождении, он утратил, новое он еще не принял. Мцыри – это изгнанник, иноверец, пришелец, одинокий человек. Снова противоречие, загадка. Человек без имени, без прошлого не может жить в будущем, он обречен…)   

– А портрет? Есть ли в поэме внешний облик героя? (Портрета нет, потому что внутренний мир, характер персонажа для поэта важнее.)

– Как вы думаете, кому может принадлежать этот портрет? Рассмотрите еще раз портреты, размещенные на доске.

«Во внешнем облике  его было что-то зловещее и  трагическое. Какой-то недоброй и сумрачной силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижных глаз». (Воспоминания И.С.Тургенева о внешности М.Ю.Лермонтова)

– Почему существует явное внешнее сходство поэта и его героя? 

Вывод: Лермонтов воплотил в своем герое собственные мысли и черты, судьба персонажа – во многом его собственная судьба, судьба человека, страдающего от одиночества, от невозможности реализовать себя, желающего вырваться из душной атмосферы царской России, «страны рабов, страны  господ».   В.Г.Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом поэта».