Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Мцыри – любимый герой Лермонтова

Разделы: Преподавание литературы


Цели: доказать, почему литературный герой становится символом поэзии М.Ю.Лермонтова, любимым идеалом поэта.

Оформление: портреты Лермонтова, иллюстрации к поэме, портрет Мцыри.

Ход урока

– Давайте  начнем урок с того, что вспомним  средства создания художественного образа в литературе. (Портрет, пейзаж,  монолог, диалог, рефлексия…)

– Как вы считаете, какие  из этих средств преобладают в поэме? (Монолог, пейзаж)

– Но ведь герой разговаривает с монахом, почему же здесь нет диалога? (Для Мцыри важно, чтоб его выслушали, поняли)

– Итак, герой рассказывает о своих чувствах, о переживаниях, анализирует поступки, очищая свою душу,  т. е. он исповедуется. Но ведь он не только вспоминает «три блаженных дня», но и задает вопросы, кому и зачем? ( Это спор с самим собой, он не знает ответов, сомнения терзают его душу)

– Мцыри чувствует свои последние минуты и вновь желает пережить все те чувства, которые испытал. Как он рассказывает об этом, как это характеризует его? (Он очень эмоционально рассказывает, с большой страстью, рисует яркие картины того мира, который он увидел за стенами монастыря. Так может рассказывать поэт-романтик)

– Что же испытал Мцыри в своей короткой жизни, которая разделилась как бы на два мира: монастырь и три дня на воле?

Выпишите в тетрадь ключевые слова, раскрывающие смысл этих понятий.

Монастырь

Воля

Чужбина
Смирение
Аскетизм
Одиночество
Послушник
Прошлое
Тюрьма
Реальность

Родина
борьба
наслаждение, блаженство
семья
горец
будущее
свобода
сон, мечта

– Какие это по значению  получились слова, о чем они говорят? (Это антонимы, они свидетельствуют о противоречивости, некой раздвоенности души.)

– Может ли человек жить с раздвоенной душой? (Нет, он должен сделать какой-то выбор. Для Мцыри это побег.)

– Как можно расценить этот шаг, этот выбор героя? (Это своеобразный протест против монастырской жизни, вызов Богу, дерзость, за которую неминуема расплата.)

– Что чувствует герой, как воспринимает этот мир? Найдите в тексте ответы на эти вопросы. (Мцыри испытывает восторг, радость, блаженство, слияние с природой, гармонию. У него тонкая поэтическая душа, этим он близок самому Лермонтову.)   

– Что же испытал, познал герой в этом новом для него мире? (Он почувствовал свою силу в борьбе с барсом, жажду битвы, увидел людей, но не пришел к ним. Увидел женскую красоту, которая пробудила любовь в его  сердце.)

– Сумел ли он в полной мере познать жизнь вне монастыря? (Нет, он только прикоснулся  к этой жизни, попробовал ее сладость  и  теперь должен умереть. Эти  мысли изложены в эпиграфе.)

– Такая  яркая, но короткая жизнь и неизбежность смерти. Почему? (Смерть раскрывает в человеке все истинное, настоящее, проявляет сильные и слабые стороны характера.)

– Ю.В Манн, критик, литературовед, писал: «…не имея возможности показать, как жил Мцыри в вольном краю, поэма поведала нам  о том, как он не может до него дойти и как он умирает». Как же воспринимает смерть Мцыри? («Да, заслужил я жребий  мой!..» «На мне печать свою тюрьма оставила…»