Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Некоторые аспекты преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе в рамках "Стандартов второго поколения"

Разделы: Преподавание музыки


Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано  на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления  накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы  в мире музыки.

Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей  в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.)

Основные принципы «Стандартов второго поколения»

«Стандарты второго поколения»  уходят от  парадигмы  получения только знаний, все понятия ведут   к  личному развитию ребенка. Направленность на смысловую педагогику и компетентностный подход. Необходимо, чтобы  задача  познавательных действий стала  основной, тогда у ребенка появляется «точка опоры». Иными словами, результат образования, который раньше достигался «по умолчанию», теперь предполагается отрефлексировать и поставить в «центр тяжести» образовательного процесса.

Компетентность понимается как результат когнитивного учения,  компетенция – как общая способность и готовность использовать в реальной деятельности знания, умения, обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения. Компетентность – это «знание в действии». Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.

Отличительная особенность смысловой педагогики – направленность на формирование мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности. Способами, обеспечивающими формирование адекватных смыслов, являются организация обучения, становление активной жизненной позиции учащихся, развитии потребности в знаниях и познании, приоритете мышления над репродукцией заученного. Процесс обучения трансформируется из пассивного усвоения знаний от педагога в активный процесс саморазвития личности учащегося.

Основной вопрос такого обучения: как обнаружить смысловые интенции (интенция – в пер. с лат. «стремление») учащихся, как активизировать учащихся перейти к самоактулизации обучения?  Противоречием  в обучении  является разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности учащегося, обессмысливающий сам процесс обучения. Разрешение данного  противоречия предполагает согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом.

Именно поэтому основной единицей содержания образования становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности.

Основным понятием «Стандартов второго поколения» являются универсальные учебные действия (УУД).

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания  курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Возникает необходимость создания метапрограмм – программ совместной  учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретно личностно значимых проблем учеников.

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия:

  1. В широком смысле этот термин обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  2. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

  1. Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
  3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия.

Личностные действия – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия: 1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2. смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность; 3. нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого  содержания и обеспечивающего личностный моральный выбор.

Личностные  учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные действия – обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование,   прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

В  изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия  включают в себя:

  1. общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль  и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование).
  2. логические универсальные действия (анализ объектов выделения  признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).
  3. постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социльное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка»  формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Предмет «Музыка» включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое  произведение может трактоваться с позиции   своего  восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен  соответствовать законам  музыкальной выразительности  и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения. Важно, чтобы учащиеся могли  уважительно относится к  точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку зрения, даже если она является противоположной, кратко,  по сути обосновать ее, при необходимости уметь задать вопросы оппоненту.

Моделирование, как универсальное учебное действие (знаково-символические действия).

Моделирование преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические).

Соответственно важно, чтобы учащиеся  умели строить, использовать, декодировать (считывать информацию) схемы, модели.

Использование разных знаково-символических средств   для выражения одного и того же содержания,  выступает способом отделения содержания от формы, что всегда рассматривалось в педагогике и психологии в качеств