Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Некоторые аспекты преподавания предмета "Музыка" в общеобразовательной школе в рамках "Стандартов второго поколения"

Разделы: Преподавание музыки


Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано  на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления  накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы  в мире музыки.

Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
  • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
  • развитие творческих способностей  в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.)

Основные принципы «Стандартов второго поколения»

«Стандарты второго поколения»  уходят от  парадигмы  получения только знаний, все понятия ведут   к  личному развитию ребенка. Направленность на смысловую педагогику и компетентностный подход. Необходимо, чтобы  задача  познавательных действий стала  основной, тогда у ребенка появляется «точка опоры». Иными словами, результат образования, который раньше достигался «по умолчанию», теперь предполагается отрефлексировать и поставить в «центр тяжести» образовательного процесса.

Компетентность понимается как результат когнитивного учения,  компетенция – как общая способность и готовность использовать в реальной деятельности знания, умения, обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения. Компетентность – это «знание в действии». Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации.

Отличительная особенность смысловой педагогики – направленность на формирование мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности. Способами, обеспечивающими формирование адекватных смыслов, являются организация обучения, становление активной жизненной позиции учащихся, развитии потребности в знаниях и познании, приоритете мышления над репродукцией заученного. Процесс обучения трансформируется из пассивного усвоения знаний от педагога в активный процесс саморазвития личности учащегося.

Основной вопрос такого обучения: как обнаружить смысловые интенции (интенция – в пер. с лат. «стремление») учащихся, как активизировать учащихся перейти к самоактулизации обучения?  Противоречием  в обучении  является разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности учащегося, обессмысливающий сам процесс обучения. Разрешение данного  противоречия предполагает согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом.

Именно поэтому основной единицей содержания образования становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности.

Основным понятием «Стандартов второго поколения» являются универсальные учебные действия (УУД).

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания  курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Возникает необходимость создания метапрограмм – программ совместной  учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретно личностно значимых проблем учеников.

В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии  ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или иного  знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале, он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно  проделал, как он мысленно «двигался», когда восстанавливал генезис того или другого понятия. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия:

  1. В широком смысле этот термин обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  2. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий:

  1. Обеспечение возможности учащегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
  3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия.

Личностные действия – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Включает в себя 3 понятия: 1. личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 2. смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность; 3. нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого  содержания и обеспечивающего личностный моральный выбор.

Личностные  учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные действия – обеспечивает организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование,   прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.

В  изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия  включают в себя:

  1. общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль  и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование).
  2. логические универсальные действия (анализ объектов выделения  признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, лог