Сочинение-миниатюра "Природа пробуждается". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Цели:

  • Создать творческую атмосферу – настроение.
  • Заинтересовать учеников темой.
  • Развитие умения писать сочинение-миниатюру, используя свои наблюдения и прочитанные (проанализированные) произведения.
  • Формирование умения чувствовать, читая строки, настроение написавшего их человека.

Оборудование: орфографический словарь; карточка со строками из произведений о весне (каждому ученику); материал, который подбирали ребята по данной теме; словарь синонимов; презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

– Сегодня мы с вами на нашем уроке-азбуке сочинительства окажемся в удивительной стране, «где царствует фантазия, где каждый обязательно становится кудесником». Страна, которую Б. Заходер назвал … (слайд 1)

– Сегодня у нас проба пера, каждый из вас почувствует себя писателем и напишет маленькое сочинение, сочинение-миниатюру. (слайд 1)

– А что такое «пробуждение»? Давайте, объясним значение этого слова, подобрав синонимы к нему, используя словари синонимов. (слайд 2)

  • оживает
  • просыпается
  • распускается
  • проклёвывается

2. Подготовка к сочинению

1) – Закройте свои глазки и представьте себе, что наш урок мы сегодня проводим не в классе, а на лесной полянке, где тает снег, бегут ручьи.

Послушайте музыку. (Р. Блаво «Музыка Земли-2)

– Что вы себе представляете? О чем она? (Ответы учащихся)

– Кто не знает сказок о живой воде? Она поднимала на ноги погибших в неравной битве богатырей, залечивала раны, возвращала здоровье.   Но живая вода есть не только в  сказке, она и в жизни есть.  Вспомните берёзку зимой…Голые ветки. Не верится, что она живая. А вот оттает земля, заработают корни, станут качать из почвы влагу и, словно под действием волшебной силы оживёт берёзка.

– Кто осуществил это чудо? Вспомните вопрос, который задаёт А. Макаревич в своём стихотворении?  (слайд 3)

– Ответьте на этот вопрос? (слайд 3)

– Сейчас весна. И куда бы мы ни бросили свой взгляд, везде видим, как она преобразили природу. Весна без солнца похожа на осень, но выглянет солнышко, и всё заиграет, засветится. Это природа пробуждается.

– Итак, с чего начинается  пробуждение природы?

2) Театрализованное представление

(Дети выходят в костюмах) (слайд 4)

Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все ... (Солнце)

Посмотрите, как светит солнце. Свет от него, совсем не такой, как бывало зимой. Теперь он густой, золотистый. Луч солнца греет лицо и руки. Никогда зимой не бывает такого горячего, слепящего солнца.

«Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновало.»

(А. Плещеев)

Что весной голубое, высокое, чистое, а на нём  легкое, белое, пушистое? (Небо и облака)

(слайд 5)

А поглядите на небо. Оно уже не такое тёмное. Чаще по небу, словно белые комья ваты, плывут пушистые облака. Но кое-где они разорваны, там просматривается голубое небо.

«Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака»

(Е. Баратынский)

А как ароматен воздух? Правда, ещё не лесом пахнет, не его влажной подстилкой, а тёплой землёй. Пахнет весной! Воздух прозрачный и синий! Чистый и свежий!

«Глубь небес опять ясна,
Пахнет в воздухе весна!»

(А. Фет)

Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез… (Снег)

Уж тает снег. Он уже тёмный и рыхлый. Из-под него вытекают весёлые сверкающие водяные струйки.

«Бегут, и плещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд".»

(Ф. Тютчев)

Зачернеют по открытым местам проталинки среди белого снега – вот и наступила весна. Этот признак не обманет.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Лес)

(слайд 7)

Лес, земля просыпаются после длинного сна. В эту пору оживает каждое дерево. Скоро начнётся сокодвижение у деревьев. Греются тонкие веточки. Набухают почки.

«Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.»

(С. Маршак)

3. Творческая работа

– Сегодня мы будем описывать частичку нашей природы. Ведь с появлением солнца, с приходом весны просыпаются и птицы, и люди. Меняется настроение, радость на душе, сердце поёт.

– Поэтому и сочинение должно быть, каким? (Добрым, радостным, милым…)

– Что поможет нам интереснее, ярче, красочнее написать сочинение? (Строчки стихов, книги, экскурсия, наблюдения)

– Наступило время для творчества. Сегодня вы все писатели. Выберите любую тему для своего сочинения-миниатюры, можете сами придумать название своему сочинению. (слайд 8)

  • «Воздух уж весною дышит»
  • «Вот и наступила весна»
  • «В весеннем лесу»
  • «Уж тает снег…»

– При работе используйте книги, карточки, вспомните стихи, которые вы читали и учили наизусть, используйте орфографические словари и свои наблюдения.

Звучит музыка.  (И. Крутой «Нежность»)

4. Анализ сочинений (слайды 9, 10, 11)

– Какие вы услышали добрые, образные выражения?

– Удалось ли передать автору своё отношение к написанному?

– Какие сочинения были более красочны, удачны? Почему вы так считаете? Объясните.

5. Домашнее задание (только тем учащимся, которые не успели сделать работу в классе: дописать своё сочинение)

6. Итог урока (слайд 12)