Что мы знаем о звуках и буквах?

Разделы: Начальная школа


Цель: проверить уровень знаний обучающихся по разделу “Фонетика”.

Задачи:

  • образовательная – актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка; активизировать мысль детей, процесс повторения; систематизировать знания; по разделу “Фонетика”;
  • развивающая – развивать у обучающихся: личностную заинтересованность в изучении родного языка; познавательные процессы; умение применять полученные знания в различных речевых ситуациях;
  • воспитывающая – воспитывать самостоятельность, умение оценивать свои достижения, ощущать радость успеха в проявлении своих знаний в области русского языка; формировать чувство гордости и уважения, любви к своему городу (краю).

Оборудование:

  • толковый словарь Ожегова;
  • молоток для проведения аукциона;
  • пригласительный на праздник Севера, разделённый на 6 частей (лотов) для продажи;
  • презентация урока с ответами на вопросы;
  • конверты с заданиями;
  • цветные карандаши;
  • мультимедийная установка;
  • доска;
  • ладошки для торгов;
  • стойки с названием команд.

План урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
  2. Уточнение направлений актуализации изученного материала.
  3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учения.
  4. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.
  5. Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений.
  6. Подведение итога.
  7. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок – урок-аукцион.

Приложение 1

А кто знает, что такое аукцион? (Ответы детей.)

Где мы можем найти (более точное) лексическое значение слова? (В толковом словаре Ожегова.)

– Алина заранее получила задание “Найти в словаре Ожегова словарную статью со словом “аукцион”. Алина, иди и прочитай.

– Как вы думаете, в какой части словаря надо искать статью про это слово? (В начале.)

– Почему? (Слово аукцион начинается с буквы – “а”. Алфавит начинается с этой буквы.)

(Ученик читает статью.)

Аукцион – публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену. Напр.: Продать с аукциона.

2. Уточнение направлений актуализации изученного материала

И мы сегодня будем участвовать в аукционе знаний по русскому языку.

1 слайд презентации: “Аукцион знаний по русскому языку”.

– С аукциона будет продан Пригласительный билет на праздник (на экране появляется пригласительный билет), но купить вы его сможете в обмен на знания по русскому языку.

3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учения

Что мы изучали на прошлых уроках? (Звуки и буквы.)

На слайде: “Что мы знаем о звуках и буквах?”

– Эти знания и помогут вам сегодня на аукционе, а ещё вам пригодятся внимательность, сообразительность и дружная работа в команде.
– На нашем аукционе присутствуют гости они будут наблюдать за проведением торгов, а ассистенты будут помогать мне.
– Прежде чем мы начнём, каждая команда – участница должна внести “залог”, доказать свою “состоятельность” – способность участвовать в “аукционе”.
– Возьмите конверт без номера.
– Составьте из слогов название своей команды.
– Кто справится с заданием, капитан поднимает ладошку.

1-я команда называется – Знатоки.
2-я команда – Грамотеи.
3-я команда – Умники.
4-я команда – Всезнайки.

– Чтобы стать обладателем билета, надо выкупить 6 частей пригласительного.

(На слайде пригласительный делится на 6 частей).

4. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях

1. Перенос приобретённых знаний и их первичное применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений.

Выставлена на продажу 1 часть билета.

(На слайде мигает первый квадрат).

Лот № 1.

– Возьмите конверт № 1. Достаньте листочки и выполните задание № 1. Начинает работу ученик под №1, передаёт 2-ому и т.д. Чья команда выполнит задание первой, капитан поднимает ладошку. Работа идёт в команде, можно помогать друг другу, если будут затруднения. (Каждый разбирает слово – номер которого соответствует его номеру).

Приложение 2

(Пока дети выполняют задания, на экране появляется задание для проверки. Как 1 команда сделала, все прекращают выполнять задания.)

– Стоп. Проверяем. Чья команда не согласна с ответом, поднимаем ладошку и говорим свой вариант ответа. (Читаю вопрос, дети отвечают, на экране появляются ответы.)

Приложение 3

Первая часть пригласительного продана команде “_______”. (Вручается часть пригласительного). Стук молотка. ( В 1 квадрате появляется слово “Продано”)

(Мигает второй квадрат.)

– Переходим ко второму лоту.

Лот № 2

– Возьмите конверт № 2. Достаньте листочки и выполните задание № 2.

Приложение 4

– Чья команда выполнит задание первой, капитан поднимает ладошку. (У каждого листок, номер которого соответствует его нагрудному номеру. Ученик фломастером записывает слово на листочке.)

На экране появляется задание.

– Стоп! Проверяем.

– Прочитайте и покажите 1 слово, 2 слово и т.д. (На экране появляется ответ.)

Север, весна, день, метель, вьюга, город

– Вторая часть пригласительного продана команде “_______”. Стук молотка.

(Во 2 квадрате появляется слово “продано”)

– Сейчас отдохнем и наберёмся сил для продолжения аукциона.

Физкультминутка

Приложение 5

(Мигает третий квадрат.)

Лот № 3.

– Возьмите конверт № 3. Достаньте листочки и выполните задание № 3. Чья команда выполнит задание первой, капитан поднимает ладошку.

Приложение 6

(Дети выполняют задание.)

Стоп! Проверяем. Лот № 3 продан команде “_____”

(Мигает четвёртый квадрат.)

– В покупке лота № 4 участвуют капитаны команд

(Выходят капитаны. Вопросы задаёт учитель, отвечает тот, кто быстрее поднимет ладошку.)

Задание № 4.

  1. Сколько гласных звуков? (6)
  2. Сколько гласных букв? (10)
  3. Сколько согласных звуков? (36)
  4. Сколько согласных букв? (21)
  5. Назови гласные буквы, которые обозначают 2 звука. (я,е,ё,ю)
  6. Назови согласные звуки, которые всегда мягкие. (щ,й,ч)
  7. Назови согласные звуки, которые всегда твёрдые. (ж,ш,ц)
  8. Назови парные согласные (пары по глухости – звонкости). (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш).

Дополнительные вопросы, если поровну баллов:

Закончить моё предложение:

  • гласные звуки могут быть … (ударные, безударные)
  • согласные звуки могут быть … (Зв., глух., мягк., тв.)

– Лот № 4 продаётся капитану команде “_______”. Стук молотка.

(В 4 квадрате появляется слово “продано”)

Физкультминутка

Приложение 5

(Мигает пятый квадрат.)

Лот № 5.

– Возьмите конверт № 4 и выполните задание № 5. Работайте в группе.

Приложение 6

– Стоп! Проверяем. Лот № 5 продан команде “______”. Стук молотка.

(Мигает шестой квадрат.)

Последний лот № 6 продаётся за правильно выполненный тест задание № 6. Этот тест необходимо сделать всем вместе, выделяет правильный ответ капитан. (Дети выполняют тест.)

Приложение 7

– Проверяем. Стоп. Лот № 6 продаётся команде “_______”. Стук молотка.

(В 6 квадрате появляется слово “продано”.)

Посмотрите, каждый купленный лот дал нам ключевое слово. (В презентации появляются слова.) Составьте из этих слов предложение и вы узнаете, на какой праздник вы купили приглашение.

(В конце марта в Заполярье ежегодно проводится праздник…)

– Какой праздник? (Севера)
– Все части приглашения проданы. Аукцион завершён. Я благодарю всех гостей, ассистентов и, конечно, участников за чёткую и быструю работу.
– Какая команда пойдёт на праздник? Сложите свои лоты, у кого получилось целое приглашение? Что нам делать? (Части сложить вместе).
– Капитаны команд, выходите и сложите из частей целое приглашение.

(Складывают на ранее заготовленном шаблоне.)

Приложение 8

Звучат аплодисменты, на экране появляется приглашение и звучат слова:

Приложение 9

– Молодцы! Все знатоки русского языка и дружные ребята 1-А класса приглашаются на Праздник Севера 25 марта к 11 часам в Долину Уюта.
– Ребята, а что вы знаете об этом празднике?
Есть у нас ученица, которая уже не один год принимает участие вместе со своими родными в этом празднике. Она об этом и расскажет. Соня сама подготовила рассказ и презентацию об этом празднике.

Приложение 1

6. Подведение итога

Подведём итог нашей работе. Что мы повторяли на уроке? Какое задание вам показалось наиболее труднее?

7. Рефлексия

Как бы вы оценили свою работу. У вас полоски разного цвета. Поднимите полоску, которая вам подходит, но сначала прочитайте надписи на полосках. (“Работал в полную силу”, “Работала хорошо”, “Могла работать лучше”)