Тема урока "В.Драгунский "Что любит Мишка"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить с основными сведениями жизни и творчества В.Драгунского;
  • учить анализировать художественное произведение;
  • способствовать развитию навыков выразительного осознанного чтения;
  • воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: аудиозапись, презентация, ребус, словарь черт характера человека

Ход урока

№ УЭ Содержание Управление деятельностью
1.0. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе.

Прозвенел звонок, а это значит, что наша встреча началась. На ваших ладонях лежит цветок. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением и начнем наш урок.

Проверка готовности.

“Цветок добра”.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Учитель: (строго)

– Позвольте вас спросить, дорогие ученики, чьи это вещи перед доской навалены? У нас гости, а в классе беспорядок? Что все это значит?

Ученик:

Прощенья просим у Вас, учитель,
Ну никак аккуратности не могу научиться.
Из книжки моей, что нес на урок я,
Попали те вещи сюда, вероятно;
Уверен, хозяин за ними вернется.
И каждый из нас, может быть, улыбнется.

Учитель:

Ну, что ж, оправданья твои принимаем,
С улыбки сегодня урок начинаем.

– На уроке у нас будет присутствовать смех. А так как это урок литературного чтения, то смех этот будет в литературном произведении

 

 

Шутливый диалог учителя и ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоосмысление.

1.3. Подготовка к основному этапу.

Цель: создать условия для подготовки и освоения нового

– Разгадайте ребус и вы узнаете автора, с которым мы сегодня познакомимся.

(Драгунский.)

– Вы дома путешествовали на машине времени в гости к Драгунскому. Что вы узнали? Поделитесь увиденным и услышанным.

– Дома вы читали его произведения. В каком жанре работал писатель? (Рассказы.)

– Докажите. (Есть повествование, небольшой объем, небольшое число героев, описывается один эпизод.)

– Какие рассказы вы читали Драгунского?

– Что их объединяет? (Смех.)

– Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)

– На уроке мы в этом убедимся.

– Прочитайте тему урока, расшифровав запись: Чт. л.б.т М .шк.

Поставим себе цель.

Должны знать…. (произведение)

Должны уметь: ….(анализировать текст)

 

(Слайд 2.)

 

 

(Слайд 3, 4.)

Дети рассказывают биографию.

 

 

 

(Слайд 5.)

 

 

 

Тема урока

(Слайд 6.)

Целеполагание.

2.0

 

2.1

Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание способов действий.

– Откройте учебник, прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию.

– Сделайте свои предположения, о ком или чем рассказ?

Самоосмысление.

 

 

Высказывания детей.

2.2 Словарная работа.

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

Жужжащее чтение.

(Слайд 7.)

2.3. Первичное восприятие текста. Прослушивание аудиозаписи. Учащиеся следят и подчеркивают встретившиеся слова из словарной работы – прием “Молния”.
2.4. Проверка первичного восприятия.

– Подтвердились ли ваши предположения по жанру произведения, главных героях? В чем вы были правы? (Неправы?)

– Что рассмешило в рассказе?

– От чьего имени ведется рассказ?

Бывают произведения, написанные автором, не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “я”. Перед нами именно такое произведение, где повествование ведет не автор, а герой – рассказчик .

– Какова же тема произведения?

Выберите подходящую по смыслу пословицу:

“На вкус и цвет товарища нет”.

“Не хлебом единым жив человек”.

– Достичь цели урока нам поможет схема.

– Кто главный герой? (Мишка и Дениска.)

–Что у них общего?

 

 

 

Высказывания детей.

 

 

Табличка на доске.

(Слайд 8.)

 

 

(Слайд 9.)

Физминутка. Музыка Шопена.
3.0

 

3.1.

 

 

3.2.

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний.

Цель: формирование целостной системы знаний.

Работа над содержанием.

– Куда зашли ребята и кого они встретили?

– Что любил учитель пения?

– Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? (Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.)

– Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом

– Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? (Добрый, душевный человек – такая же и музыка.)

– Что любит Дениска? Докажите словами из текста.

– Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)

– Как вы это понимаете? (Природа, космос, животные.)

– Как это характеризует Дениску? Докажите.(Любознательный.)

– Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)

– Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка.

– Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)

– Подберите синоним к слову “надулся”

– Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”?

– Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности.)

Дениска
целый мир
 Мишка
 разные разности

– Подтвердите текстом и передайте голосом что любит Мишка.

– Как одним словом сказать? (Продукты.)

– Что можно сказать о Мишке? (Обжора, сластена.)

– Выберите слово, которое характеризует Мишку

– Чем же отличаются герои?

– Чего ждал Мишка ? (Похвалы.)

– Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)

– Почему? Это кульминационный момент.

– Чего ждал учитель от Мишки?

– В какой момент изменилось настроение Мишки?

– На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.) Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле.)

– Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел.)

– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)

– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)

– Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.

– Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?

– Только ли нам смешно было? Почему грустно?

– Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит.)

– Как вы относитесь к мальчикам?

– Как вы считаете, какова идея произведения?

Самоосмысление.

 

 

Чтение через кальку в ППС.

 

 

 

Выборочное чтение.

Характеристика героя.

 

 

 

 

 

 

Характеристика героя с использованием словаря в МГ.

Чтение по ролям в ППС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в МГ.

 

 

Карточка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоосмысление.

4.0 Итог урока.

Цель: самоанализ достигнутого

 
4.1 – Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том, кто что любит? (В жизни нет одинаковых людей и в литературе нет одинаковых героев.)

– А может ли Мишка измениться? (Человеку свойственно меняться в лучшую сторону.)И автор тоже в это верит

– Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.) 2008 год – год семьи.

– Достигли ли мы целей урока?

 

 

(Слайд 10.)

Воспитательный момент. Самоосмысление.

5.0 Домашнее задание.

Творческий пересказ.

Сочинение “Что я люблю”.

Разноуровневые задания

Самовыбор. (Слайд 11.)

6.0 Рефлексия.

– Было ли вам интересно на уроке?

– Кто доволен собой?

– Оцените себя

Самооценка. (Слайд 12.)