Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Активные методы обучения как средство развития профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные творческие процессы. Главная задача, стоящая перед педагогическим коллективом средних профессиональных образовательных учреждений, – повышение качества образования, помогать профессиональному становлению специалистов в новых социально-экономических условиях.

Традиционные формы обучения утрачивают свое значение, все шире используются активные методы обучения, которые вовлекают студентов в активную учебно-познавательную деятельность. Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Характеризуются высоким уровнем активности как обучающихся так и обучаемых. Формируются навыки профессиональной деятельности, развивается внимание, речь, творческие способности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат. Активные методы обучения являются универсальным средством профессионально-личностного развития студента.

В Камчатском педагогическом колледже на дошкольном отделении изучается учебная дисциплина «Методика развития детской речи», где особое значение имеет взаимосвязь форм и методов преподавания курса. Это наука, которая изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста.

Владение родным языком, развитие языковых способностей формируют личность студента, помогают подготовить его к педагогической деятельности и успешной адаптации в обществе.

При изучении методики были поставлены следующие задачи:

  1. Продумать организацию уроков, формы и методы работы с обучающимися, организацию деятельностного обучения.
  2. Разработать методическое обеспечение уроков теоретического и практического обучения.
  3. Оказывать практическую помощь студентам в повышении качества профессионального образования.
  4. Формировать способность к самостоятельному и инициативному решению проблем.
  5. Развивать самостоятельность и ответственность обучаемого за результаты своей деятельности.

Результатом освоения данного курса для обучающихся является:

– развитие, укрепление и совершенствование навыков устной речи будущих работников дошкольных образовательных учреждений;
– усвоение теоретических знаний об особенностях развития детской речи и методике обучения речевым навыкам;
– понимание актуальных проблем освоения детьми родного языка;
– владение необходимыми практическими навыками работы по развитию детской речи, умение ее планировать;
– умение творчески применять свои знания, анализировать результаты своей деятельности.

А для этого важны методы, обеспечивающие развитие студента, предполагающие не просто передачу знаний, умений и навыков, а создание условий для их активного усвоения, воспитание потребности самостоятельно приобретать и использовать их в практической работе с дошкольниками, развитие познавательных возможностей.

При изучении предмета, в первую очередь, выясняется уровень учебных навыков и умений самостоятельной деятельности студентов. Проводится анкетирование по трем уровням: оптимальный, допустимый, критический. Самым высоким является критический уровень. Сталкиваешься с тем, что обучающиеся на умеют обучаться самостоятельно, записывать лекцию, работать с книгой, выступать перед аудиторией, логически построить свой ответ, отстоять свою позицию, имеют слаборазвитую речь. Намечаются мероприятия, определяющие содержания обучения с учетом формирования познавательных интересов, способствующих развитию мышления и мыслительных процессов, возможной проблематизации, новизны, занимательности и освоения задач развития детской речи.

Отбираются методы обучения, способствующие созданию эмоционального фона в процессе усвоения знаний, организации практической деятельности студентов в выполнении проблемных и творческих заданий, освоению общих способов действий, активности и самостоятельности при решении учебных задач. А также сочетание различных форм организации обучения с учетом дифференцированного обучения, создания условий для взаимодействия студентов в процессе обучения и приоритета продуктивной деятельности на уроках.

С первых уроков даются задания следующего характера:

– наблюдение за работой воспитателя по развитию речи на практике в дошкольном учреждении;
– анализ речи педагога и детей;
– формы организации работы по развитию речи дошкольников;
– подготовка сообщений по темам методике развития детской речи, выступление перед сокурсниками;
– составление конспектов занятий, их анализ;
– проведение и анализ словесных дидактических игр с детьми на практике;
– анализ литературно-художественного материала для детей;
– подбор словесных упражнений;
– планирование работы по развитию речи.

Практическая направленность работы дает возможность активизировать знания обучающихся, умение использовать их, показывать значимость своих знаний при решении практических заданий.

Так при изучении темы «Речь воспитателя как средство развития речи детей дошкольного возраста» предлагалось сделать оценку уровня речевого развития воспитателя и детей по следующим критериям:

  1. Создание условий для развития детской речи (влияние речевой среды на детскую речь, как она проявляется?)
  2. Речь воспитателя, соответствует ли она педагогическим требованиям (запись речи воспитателя в разных видах деятельности).
  3. Общение воспитателя с детьми, детей друг с другом (грамматическая правильность, сформированность словаря, развернутость высказывания).
  4. Наблюдение и анализ занятия по развитию речи, его своеобразие (