Активные методы обучения как средство развития профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные творческие процессы. Главная задача, стоящая перед педагогическим коллективом средних профессиональных образовательных учреждений, – повышение качества образования, помогать профессиональному становлению специалистов в новых социально-экономических условиях.

Традиционные формы обучения утрачивают свое значение, все шире используются активные методы обучения, которые вовлекают студентов в активную учебно-познавательную деятельность. Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Характеризуются высоким уровнем активности как обучающихся так и обучаемых. Формируются навыки профессиональной деятельности, развивается внимание, речь, творческие способности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат. Активные методы обучения являются универсальным средством профессионально-личностного развития студента.

В Камчатском педагогическом колледже на дошкольном отделении изучается учебная дисциплина «Методика развития детской речи», где особое значение имеет взаимосвязь форм и методов преподавания курса. Это наука, которая изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста.

Владение родным языком, развитие языковых способностей формируют личность студента, помогают подготовить его к педагогической деятельности и успешной адаптации в обществе.

При изучении методики были поставлены следующие задачи:

  1. Продумать организацию уроков, формы и методы работы с обучающимися, организацию деятельностного обучения.
  2. Разработать методическое обеспечение уроков теоретического и практического обучения.
  3. Оказывать практическую помощь студентам в повышении качества профессионального образования.
  4. Формировать способность к самостоятельному и инициативному решению проблем.
  5. Развивать самостоятельность и ответственность обучаемого за результаты своей деятельности.

Результатом освоения данного курса для обучающихся является:

– развитие, укрепление и совершенствование навыков устной речи будущих работников дошкольных образовательных учреждений;
– усвоение теоретических знаний об особенностях развития детской речи и методике обучения речевым навыкам;
– понимание актуальных проблем освоения детьми родного языка;
– владение необходимыми практическими навыками работы по развитию детской речи, умение ее планировать;
– умение творчески применять свои знания, анализировать результаты своей деятельности.

А для этого важны методы, обеспечивающие развитие студента, предполагающие не просто передачу знаний, умений и навыков, а создание условий для их активного усвоения, воспитание потребности самостоятельно приобретать и использовать их в практической работе с дошкольниками, развитие познавательных возможностей.

При изучении предмета, в первую очередь, выясняется уровень учебных навыков и умений самостоятельной деятельности студентов. Проводится анкетирование по трем уровням: оптимальный, допустимый, критический. Самым высоким является критический уровень. Сталкиваешься с тем, что обучающиеся на умеют обучаться самостоятельно, записывать лекцию, работать с книгой, выступать перед аудиторией, логически построить свой ответ, отстоять свою позицию, имеют слаборазвитую речь. Намечаются мероприятия, определяющие содержания обучения с учетом формирования познавательных интересов, способствующих развитию мышления и мыслительных процессов, возможной проблематизации, новизны, занимательности и освоения задач развития детской речи.

Отбираются методы обучения, способствующие созданию эмоционального фона в процессе усвоения знаний, организации практической деятельности студентов в выполнении проблемных и творческих заданий, освоению общих способов действий, активности и самостоятельности при решении учебных задач. А также сочетание различных форм организации обучения с учетом дифференцированного обучения, создания условий для взаимодействия студентов в процессе обучения и приоритета продуктивной деятельности на уроках.

С первых уроков даются задания следующего характера:

– наблюдение за работой воспитателя по развитию речи на практике в дошкольном учреждении;
– анализ речи педагога и детей;
– формы организации работы по развитию речи дошкольников;
– подготовка сообщений по темам методике развития детской речи, выступление перед сокурсниками;
– составление конспектов занятий, их анализ;
– проведение и анализ словесных дидактических игр с детьми на практике;
– анализ литературно-художественного материала для детей;
– подбор словесных упражнений;
– планирование работы по развитию речи.

Практическая направленность работы дает возможность активизировать знания обучающихся, умение использовать их, показывать значимость своих знаний при решении практических заданий.

Так при изучении темы «Речь воспитателя как средство развития речи детей дошкольного возраста» предлагалось сделать оценку уровня речевого развития воспитателя и детей по следующим критериям:

  1. Создание условий для развития детской речи (влияние речевой среды на детскую речь, как она проявляется?)
  2. Речь воспитателя, соответствует ли она педагогическим требованиям (запись речи воспитателя в разных видах деятельности).
  3. Общение воспитателя с детьми, детей друг с другом (грамматическая правильность, сформированность словаря, развернутость высказывания).
  4. Наблюдение и анализ занятия по развитию речи, его своеобразие (решение речевых задач, эффективность приемов обучения, речевые умения, навыки детей).

Результатом данной работы оказалось, что студент самостоятельно изучал уровень знаний, речевых умений и навыков детей своей группы на практике, анализировал правильность подбора методов и приемов обучения в работе воспитателя, дал оценку речевой деятельности воспитателя и детей, в каких процессах она решалась. Применение такой формы работы позволило сформировать познавательную самостоятельность у студентов колледжа, оказало влияние на профессионально-личностное развитие.

Интересной разновидностью учебной деятельности являются дискуссии, круглые столы. Студенты знакомятся с литературой, вопросами, подлежащими самостоятельному изучению, готовят сообщения, рефераты, различные схемы, модели, наглядные пособия. В совместной деятельности анализируют выступления, высказывают свои позиции, оценивают собственную деятельность, приходят к единому решению. Так при подготовке к проведению круглого стола по теме «Планирование работы по развитию детской речи в дошкольном учреждении» было дано задание: самостоятельно изучить планирование работы по развитию речевых умений и навыков у детей, дать собственную оценку, сравнить с требованиями методики. Для этого был предложен план: определить значение планирования работы по развитию речи, принцип и виды планирования, требования, формы работы, составление перспективного планирования.

Итог данного вида работы определил, что на основе теоретических знаний у обучающихся выработались умения и навыки анализировать, работать с дополнительной литературой, проявлять творчество.

Таким образом, достигались овладение новой содержательной информацией по теме, обобщающими понятиями, представлениями, развивались умения и навыки самостоятельной работы.

Используется такая форма работы как деловая игра, где участники принимают на себя определенные роли, вырабатывают коллективные решения. Такая организация хороша тем, что у студентов есть мотивация к процессу обучения, проявляется интерес к профессиональной деятельности, ее совершенствование. Это можно проследить на примере урока – деловая игра при изучении темы «Развитие речи детей раннего возраста». Решалась задача: познакомить студентов с методами и приемами активизации речи детей в разнообразных видах деятельности. Студенты взяли на себя роли воспитателей и детей.

Рассматривались вопросы: нормы речевого развития детей раннего возраста, анализ занятия по развития по развитию речи, использование дидактических словесных игр и их влияние на речь детей, организация речевой среды в дошкольном учреждении, проектирование занятия с использованием разнообразных приемов и закрепление их в практической деятельности. Провели обзор литературы по диагностике речевого развития детей раннего возраста.

В процессе такой работы у участников формируется общеучебные умения и навыки, такие как, осмыслить задачу, ответить на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?» Исследовательские – изобретать способ действия, привлекая знания, находить информацию, предлагать варианты решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи. Приобретать навыки оценочной самостоятельности.

Проведение уроков-КВН показывают, что введение игровой ситуации, результат урока значительно повышает качество и глубину усвоения учебного материала, приучает студента творчески мыслить, вызывает эмоциональный подъем. Наличие спортивного азарта сочетается с проявлением коллективистских чувств, доброжелательности и взаимопомощи.

Активные методы работы показали, что студенты приобретают навыки работы в сотрудничестве, коллективное планирование, взаимодействие с партнером, взаимопомощь в решении задач, деловое партнерское общение, умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, находить компромисс, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы.

Обобщая результат работы применения данных методов в учебном процессе, можно отметить, что их использование заметно повысило учебно-познавательную активность студентов, повысилась успеваемость по методике развития детской речи, проявился творческий интерес к предмету. Накопленный опыт положительно сказался на повышении их профессиональной компетентности.