Развитие коммуникативных навыков учащихся на занятиях гуманитарно-художественной и культурологической направленности

Разделы: МХК и ИЗО


Важным аспектом в современной образовательной практике является формирование и развитие коммуникативных навыков учащихся на занятиях, прежде всего, по гуманитарным учебным дисциплинам и предметам образовательной области "Искусство"[1]. В педагогической науке данная проблема, будучи одним из приоритетных направлений модернизации, фундаментализации, культурологизации, гуманитаризации образования, стоит особо остро, вызывая активные дискуссии среди педагогической общественности, методистов, экспертов, социологов, психологов. Этот вопрос уже давно разносторонне исследуется и изучается, подтверждением чему служат многочисленные публикации известных ученых-педагогов, специалистов смежных гуманитарных областей знания, что нашло отражение в работах, историков, философов, психологов, культурологов, эстетов, искусствоведов.

В соответствующих трудах теоретически и эмпирически определяется роль и анализируется значение гуманитарного знания и гуманитарных наук в общеобразовательном учреждении, осмысливается образовательный потенциал и возможности фундаментальных наук (в частности, культурологии и искусствознания в гуманитарно-художественном образовании учащихся) для поиска или использования наиболее эффективных механизмов организации, моделирования, регулирования учебной деятельности, создания благоприятной эргономической среды на занятиях, мотивирующей и стимулирующей учащихся к активной познавательной деятельности, к диалогической форме коммуникации и общения, актуализации их творческого потенциала, культурной самоидентификации, инкультурации, социализации, формированию собственного мировоззрения, представления о разнообразном мире искусства и художественного творчества, ярко выраженной жизненной позиции, адаптации к современной художественной практике, повышения результативности процесса обучения учащихся.

Говоря о развитии коммуникативных навыков учащихся, следует воспринимать образование как форму культуры, как способ погружения в мир художественной культуры, во все видовое и жанровое разнообразие искусства. При таком понимании образования формирование диалога возможно на трех уровнях: предметном, надпредметном, межпредметном.

Для развития коммуникативных способностей учащихся требуется организация учебного процесса в соответствующих формах, среди которых особое место отводится семинарам, практикумам, дискуссиям, круглым столам, конференциям, беседам, диспутам, коллоквиумам, интервью, экскурсиям. Сам процесс образования следует воспринимать как коммуникативную деятельность, направленную на активизацию взаимодействие в цепи: учащийся - учащийся, учащийся-учитель, учащийся-произведение. На занятиях по предметам гуманитарно-художественной направленности следует выстраивать коммуникативный процесс по законам культуры и искусства. При этом основными формами отношений на занятиях могут быть диалог, полилог, коучинг, групповое взаимодействие. Следует особо отметить, что в образовательном процессе форма детерминируется содержанием обучения. При этом содержание для формы организации учащихся на занятиях будет соответствовать учебному материалу и методам для его реализации. Следует отличать формы обучения от форм организации обучения.

Культура и искусство полифункциональны. Коммуникативная функция искусства одна из основных функций. Восприятие образовательного процесса по искусству должно восприниматься как "погружение", "вхождение" в культуру, взаимодействие, восприятие, интерпретацию произведений и артефактов. Анализ художественных произведений является основным видом искусствоведческой деятельности учащихся и рассматривается как одна из главных задач на занятиях по предметам гуманитарно-художественного цикла, располагающая к конструктивному диалогу учащихся с искусством, способствующему аутентичному общению с художественными произведениями и памятниками культуры.

Понимание произведения искусства происходит в момент погружения, познания, оценки, осмысления, диалога с искусством на занятиях. В этой связи важной характеристикой современного образовательного процесса, где четко определены обязанности сторон образовательной деятельности, является интерактивность. Диалог учащегося и художественной культуры строится на понимании диалога как внутреннего компонента личности, без которой не мыслится ее целостное формирование и развитие. На диалоге основано художественное мышление, ассоциативное, визуальное, критическое, аналитическое мышление, а также гуманитарное мышление в целом. Однако для непрерывного и наиболее последовательного процесса коммуникации от учащегося требуется определенный уровень владения тематическим глоссарием и научным тезаурусом.

Кроме того, необходимо особо подчеркнуть, что предметный и проблемный диалог на искусствоведческих и культурологических занятиях строится на основе межпредметных связей, интегральном подходе, как и сам диалог культур и цивилизаций, носящий междисциплинарный характер. Таким образом, диалог учащегося и учителя, учащегося и учащегося, учащегося и искусства строится на взаимодействии дисциплин, их межпредметной интеграции.

В частности, "Мировая художественная культура" как структурно-образующая дисциплина образовательной области "Искусство", уже исходя из специфики своего предмета, является интегрированным курсом, в контексте которого и происходит тот самый "живой" диалог культур и "живое" общение учащихся с разными памятниками культуры и художественными произведениями представителей разных этносов и вероисповеданий, провоцирующих учащихся на внутренний диалог с самими собой, друг с другом, с педагогом, с окружающим миром, с искусством, который может быть выражен вербально, с помощью языка культуры, различного рода речевых конструкций и форм (тропы) и невербальных текстов.

При диалоге важно восприятие учащимися предмета, изучаемых ими тем. Диалог позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Реализуемые в современной педагогической практике модель развивающего, личностно-ориентированного обучения, деятельностный, компетентностный подходы меняют ориентиры в образовательном процессе между его участниками: педагогу отводится роль консультанта, координатора, направляющего, предлагающего обсудить какую-либо проблему в искусстве. Учащийся, будучи и ведомым и ведущим, пытается решить поставленную перед ним задачу самостоятельно или в дискуссии с другими учащимися, которые также ищут правильный и оригинальный ответ. При этом от восприятия учащимися теоретического материала, от уровня их владения ими искусствоведческими и культурологическими знаниями зависит эффективность образовательного процесса и результат свободной и открытой дискуссии.

В гуманитарных науках, процесс коммуникации воспринимается на уровне понимания и объяснения. В искусстве, прежде всего, доминирует метод понимания. Диалог искусства, в нашем представлении, возможен только на основе законов самого искусства, на его языке, а, следовательно, руководствуясь искусствоведческими формами обучения. На диалог в теоретическом и эмпирическом плане влияет владение учащимися художественно-выразительными средствами и методологией анализа художественных произведений, современных артефактов и паттернов, художественных текстов.

На наш взгляд, организация урока должна строиться согласно следующему алгоритму: проблема, дискуссия (диалог), обобщение (интеграция материала на уровне диалога). Диалог всегда осуществляется на субъективно-объективном уровне. На занятиях учащиеся выступают в роли читателя, слушателя, зрителя. Вследствие чего возникает визуальный, вербальный и аудиовизуальный диалог: субъект-субъектные и субъект-объектные отношения. Так как морфологически искусство изначально синкретично, каждый вид искусства имеет свою специфику и обладает своими художественно-выразительными средствами, а все виды искусств тяготеют к синтезу. Это еще раз подтверждает мысль о том, что следует формировать коммуникативные навыки на межпредметном уровне, следовать идеям "школы диалога культур" (В.С. Библер [2], С.Ю. Курганов).

В частности использование искусствоведческих форм и методов в преподавании МХК благоприятно влияет на формирование коммуникативных навыков, культуры речи учащихся. Умение применять полученные ими искусствоведческие и культурологические знания также преимущественно зависит от правильно выстроенного коммуникативного процесса, от развитого механизма поиска информации. Развитие коммуникативных навыков учащихся, а вместе с тем и их культуры речи, во многом зависит от "педагогического артистизма" (Т.Н. Полякова). Однако в основе изучения мировой художественной культуры использование методов театральной методологии для развития личности учителя и учащихся является целесообразным. Это всего лишь один из эффективных и возможных, на наш взгляд, способов "вхождения" учащихся в мир художественной культуры во всем ее многообразии и своеобразии.

Так как человек представляет собой коммуникативное существо и, следовательно, не отделим от общества, развитие речевых навыков учащихся в процессе учебной деятельности является одной из первостепенных задач, особенно в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения [3] в старшем звене общеобразовательного учреждения, ориентированного на поступление и адаптацию к системе преподавания в вузах, прежде всего, гуманитарной, творческой, художественной направленности, а также на освоение гуманитарных и культурологических дисциплин в технических вузах.

В настоящее время для любого выпускника общеобразовательного учреждения и абитуриента, уровень владения коммуникативными навыками является существенным показателем его подготовки и определяет целенаправленность и осознанность выбора будущей профессии. Ведь сегодня важно быть не просто специалистом, но и владеть коммуникативной культурой, культурой речи, уметь аргументировать, обосновывать свою позицию. Формулирование идеи, разрешение проблемной ситуации, взаимопонимание в диалоге зависят напрямую от этики и культурно-делового общения.

Таким образом, на основании выше изложенного, можно сделать следующий вывод, что для улучшения и совершенствования коммуникативной культуры учащихся среднего и старшего звена в общеобразовательном учреждении целесообразным представляется введение в учебным процесс одного или двух факультативных курсов: "Культура речи и ораторское мастерство" и "Этика делового общения", предусматривающее разработку соответствующих учебно-методических комплексов.

В свою очередь, от уровня владения учащихся коммуникативными навыками напрямую зависит анализ поставленных перед ними культурологических вопросов, проблем, задач, а также интерпретация научных и художественных текстов, самоанализ и рефлексия их деятельности. В процессе диалога мы можем проследить "обратную связь", которая зависит от определенных эргономических условий, создаваемых педагогом для обеспечения эффективного образовательного процесса. При этом раскрыть личностные качества каждого учащегося педагогу помогают эвристические методы обучения.

Несмотря на то, что в ФГОС 2004 года [4], как и новом проекте "Концепции ФГОС второго поколения"[5] в отдельный пункт вынесено положение о развитии коммуникативных учащихся, по нашему мнению, к реализации данного компонента образовательного стандарта еще не найдены и не выработаны соответствующие методологические подходы, что и представляет собой важную педагогическую задачу.

Примечания:

[1] Образовательная область "Искусство" //Сборник научно-методических материалов по проблемам непрерывного художественного образования /Отв. Ред. Л.Е. Курнешова. - М.: ГОМЦ "Школьная книга", 2000.

[2] Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. - М.: Знание,1990.

[3]Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ от 18.07.2002г. № 2783) //Вестник образования. - 2002. - №3. - С.5-26; См. также: Профильное обучение на старшей ступени общего образования: Аннот. Библиогр. - СПб.: ЛОИРО, 2003.

[4] Сборник нормативных документов. Искусство /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006.

[5] Проект Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения: проект / Рос. акад. образования; под. Ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.