Программа личностного роста для учащихся 9-х классов "Познай себя и других"

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время в школьном образовательном процессе особое внимание уделяется формированию социально и психологически адаптированной личности школьников. Однако следует учитывать, что гражданская активность, толерантность, правовое сознание, способность к личностному и профессиональному самоопределению связана с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни, в которой формируются различные ценности, установки, потребности. Для достижения новых целей и задач образования необходимо ориентировать систему обучения и воспитания на целенаправленное формирование качеств личности, опирающихся на внутреннюю логику саморазвития посредством использования социально-психологических особенностей развития личности учащегося и психолого-педагогических механизмом формирования различных установок, ценностей и потребностей.

Перед девятиклассником стоят сложные задачи психологического и социального характера в учебной и личностной деятельности. Ему необходимо ориентироваться в мире профессий, первично определить свой профессиональный путь (профиль дальнейшего обучения), научиться конструктивному взаимодействию с окружающими, сформировать свои позиции, ценности, установки и предпочтения, перенимать социальный опыт и развивать личностные качества. Ученик на своем пути становления будет испытывать различные трудности. Учащемуся в этот период необходима профессиональная поддержка и помощь.

Данная программа направлена на оказание своевременной помощи девятикласснику.

Курс занятий расширяет кругозор девятиклассника, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, профессионально самоопределения и др.

Данный курс занятий предполагает внеурочную деятельность. Занятия разработаны для проведения классных часов. Программу личностного роста реализует педагог-психолог. Общее количество часов 17. Программа состоит из 2 блоков. Каждый блок 2 реализует и педагог-психолог, и классный руководитель. Блок 1. Занятия с учащимися (13часов). Блок 2. Занятия с родителями (4 часа).

Цели курса:

Для учащихся:

  • развитие личностного потенциала учащихся;
  • повышение психологической информированности учащихся в области самопознания, формирования ценностных ориентаций, взаимодействия в социуме;
  • оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределении.

Для родителей:

  • повышение психологической информированности родителей в области возрастных особенностей развития, формирования ценностей, личностного роста;
  • актуализация важности детско-родительского взаимодействия в формировании личности ребенка.

Задачи:

Для учащихся:

  • расширение кругозора учащихся;
  • повышение социально-психологической компетентности учащихся;
  • способствование личностному развитию учеников;
  • повышение информированности учащихся в вопросах межличностных взаимоотношений, выбора профессии, позитивной психологии;
  • оказание помощи в профессиональном самоопределении;
  • способствование формированию ценностных ориентаций.

Для родителей:

  • оказание помощи в осознании важности детско-взрослой деятельности;
  • способствование конструктивному взаимодействию в детско-родительских отношениях;
  • повышение информированности в вопросах выбора профессии, формированию профессиональных намерений;
  • способствование активному взаимодействию родителей с детьми в формировании семейных ценностей, установок и реализации подготовки детей к своей будущей семейной жизни.

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов.

Сроки реализации: учебный год.

Структура внеурочных занятий для учащихся

Практически каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение одного классного часа в 45 минут. В редких случаях предлагается разделить ее на два занятия.

Занятие по каждой теме разбивается на 5 блоков: объявление цели и темы занятия; изучение нового материала; практическую работу (обсуждение, дискуссии, творческие практические задания); подведение итогов; объявление домашнего задания.

Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Структура занятий для родителей

Занятия для родителей проводятся на родительских собраниях. Каждое тематическое занятие состоит из лекционного и практического (анкеты, тесты с обработкой) блоков.

Содержание занятий.

Для учащихся.

Тема Всего часов

Количество часов

Занятие-лекция Занятие-практичес-кая работа Занятие с элемента-ми тренин-га
1. Мотивация к учебе. Социальная адаптированность. 1 1 -
2. Подростковый возраст в возрастной периодизации психологии развития. 1 1 - -
3. Психология общения. 2 1 1
4.
5. Психология счастья. Психология успеха. 1 1 -
6. Психология смысла жизни. 1 1 -
7. Патриотизм как социальное и психологическое явление. 1 1 -
8. Детско-родительские взаимоотношения. 1 1 - -
9. Психология семьи (психологическая подготовка учащихся к созданию своей семьи в будущем) 1 1   -
10. Профориентация. Выбор профессии. 2 2 -
11.
12. Я и другие (методы активного социально-психологического обучения). 1 - - 1
13. "Психологический конверт" (методы активного социально-психологического обучения). 1 - - 1
Итого. 13 10 3

Для родителей

Тема Всего часов

Количество часов

Занятие-лекция Занятие-практичес-кая работа Занятие с элемента-ми тренин-га
1. Детско-родительские взаимоотношения. 1 1 -
2. Родители и подросток. 1 1 -
3. Психология семьи (психологическая подготовка учащихся к созданию своей семьи в будущем) 1 1 -
4. Профориентация. Выбор профессии. 1 1 -
Итого 4 4 -

Содержание занятий

Для учащихся:

Тема 1. Мотивация к учебе. Социальная адаптированность.

Мотивы и цель. Мотивация, активность, успех (мотивация, как важнейших фактор, обеспечивающий успех в деятельности). Компоненты мотивации. Полимотивированная деятельность. Причины неудачи и условия успеха. Виды мотивов. Факторы, влияющие на мотивацию учения (интерес, знание результатов, внешняя и внутренняя мотивация). Социально-психологическая адаптированность.

Знакомство с правилами тренинговой работы.

Упр. "Анализ историй".

Учащимся предлагается нельколько вариантов мотива (внешнего, внутреннего). Совместный анализ. Варианты: мотивы к учебе; мотивы создания семьи; мотивы правонарушений и др.

Упр. "За и против".

Выбирается один добраволец, которого каждая команда должны убедить в своей правоте. Остальные участники делятся на две группы. Им предлагается несколько тем, задача одной группы придумать агрументы "за", другой агрументы "против".

Варианты тем: "Наркотики в молодежной среде", "Ранние сексульные связи", "Правонарушение" и др.

Обсуждение упражнения.

Д/З письменно проанализировать свою внешную и внутреннюю мотивацию к обучению в школе.

Тема 2. Подростковый возраст в возрастной периодизации психологии развития.

Возрастная периодизация. Ведущий вид деятельности подростка. Основные задачи возрастного периода личностные и социальные. Мечты, цели и достижения.

Упр. "5 прилагательных о себе".

Каждому участнику раздаются листочки и предлагается охарактеризовать себя в пяти прилагательных. Постараться четко отобразить свои отличительные черты. Листочки не подписываются. Участников сразу предупредить о том, что эти листочки затем будут зачитываться. Листочки не подписывать. Затем педагог собирает листочки, зачитывает их, задача участников отгадать, чей это листочек.

Обсуждение упражнения.

Упр. "Ладошки".

Каждому участнику раздается листок формата А4, ученикам предлагается положить свою руку на листок (полностью кисть) и обвести ее ручкой. Затем написать в каждом пальце на лиске, свои положительные качества личности. Подписать листок и передавать его по цепочке по всему классу. Задача каждого участника, получив листок своего одноклассника, подумать, найти в нем хорошое качество (только хорошее), действительно ему пренадлежащее и написать его на свободном месте ладошки. Обратить внимание детей на то, что не бывает людей у которых нет хороших качеств, что они должны такое найти, вспомнить.

Обсуждение упражнения.

Д/З Письменно составить примерное планирование событий жизни (упражнение "Линия жизни"). Проранжировать предложенный список в порядке приоритетности в своей жизни (ценностей, видов деятельности).

Тема 3. Психология общения.

Общение. Вербальные и невербальные средства общения. Стили и виды общения. Барьеры в общении.

Упр. "Угадай эмоцию".

Выбирается один добраволец, ему предлагается выбрать из стопки листочек с выражением состоящим из двух слов (прилагательное и существительное). Задача добровольца показать без слов то, что написано на лиске. Остальные участники должны угадать, что было показано.

Обсуждение упражнения.

Упр. "Определи свою роль в разговоре".

Заранее заготавливаются карточки (их можно повесить на спину) или из бумаги делаются повязки на голову, куда в области лба крепиться листок. Делается это так, чтобы участник не видел своей карточки. На карточках должна быть написана характеристика личности: смешной, балтун, выскачка, авторитетный:. Выбираются несколько человек (4-6человек) добровольцев. Приклепляются карточки так, чтобы все оппоненты видели карточки других, но не видели свою. Данной группе дается задание вести о чем-нибудь разговор так, чтобы четко выполнять характеристику карточки по отношению к человеку, который ее носит. Задача каждого участника - выяснить какая роль во взаимодействии отведена ему. Подсказывать и говорить производные от характеристики нельзя.

Обсуждение упражнения.

Упр. "Презентация от имени партнера".

Участников нужно расбить на пары. Каждая пара должна в течении 2-4 минут вести разговор, главной задачей которого является узнать как можно больше о жизни друг друга. Затем выбирается пара добровольцев. Один участник пары садится на стул, второй встает позади стула и кладет свои руки на плечи одноклассника. Начинает презентацию от имени своего одноклассника. Рассказывает о нем от первого числа. Затем этому участнику начинают задавать вопросы, вначале педагог, для примера, потом учащиеся. Например, учащегося зовут Ваня он стоит позади стула, на стуле сидит его одноклассник Андрей. Ваня начинает свой рассказ: "Здравствуйте, меня зовут Андрей, мне 15 лет:"

Характер задаваемых вопросов (вопросы должны быть сложные с подвохом): "Андрей, скажи, пожалуйста, как зовут твою маму?", "Какой у тебя любимый вид спорта?", "Ты умеешь кататься на коньках?":

Так вызываются несколько желающих пар.

Обсуждение упражнения.

Д/З Провести на себе и одном члене семьи одну из предложенных диагностических методик: "Стратегии поведения в конфликтных ситуациях" К.Томаса, "Оценка уровня общительности" В.Ф. Ряховского, "Тест коммуникативных умений" Л.Михельсона, Тест оценки коммуникативных умений.

Обработать и получить результаты.

Тема 4. Психология счастья. Психология успеха.

Стремление к счастью. Социальные показатели. Влияние благополучия на поведение. Положительные эмоции и счастье. Удовлетворенность и счастье (Майкл Аргайл). Виды социально-психологической регуляции поведения индивида в обществе. Успех как ценность (Г.Л.Тульчинский). Потребность, мотив, интерес, их специфика в "успешной" деятельности.

Упр. "Комплимент"

На доске прописывается алгоритм построения комплимента:

1. Обращение по имени или по имени отчеству.

2. Утверждение о том, что вам понравилось в человеке.

3. Объяснение почему вам это нравиться.

Комплементы могут быть относительно:

1. Поведения (например, Маша, ты отличный друг, потому что всегда поможешь в трудную минуту)

2. Внешность (например, Алена, у вас прекрасная прическа, она идеально подчеркивает твои глаза)

3. Собственности (например, Андрей Михайлович, у вас шикарный ремонт, он гармонично сочетается с мебелью и увеличивает пространство).

Комплименты так важно и уметь приминать. Не стесняться, не испытывать неловкости:. Нужно поблагадорить человека, который сделал вам комплимент: "Спасибо, мне очень приятно", "Вы обратили внимание? Я польщина":

Затем акаждому по цепочке предлагается сказать искренний комплимент своему соседу. Тот к кому обращен комплимент обязательно должен принять комплимент.

Обсуждение упражнения.

Д/З Написать мини сочинение на одну из предложенных тем:

"Для меня счастье - это:"

"Как мне добиться успеха"

"Я счастлив, потому что:"

"Я и успешность"

Тема 5. Психология смысла жизни.

Кризисные ситуации и выход из них.

Проблема смысла жизни. Субъективность смыслов. Основные задачи смысла жизни в мире людей, поиск смысла жизни. Смысложизненные и ценностные ориентации.

Упр. "Заброшенный магазин"

Участникам рассказывается история: Где-то в далеком забытом людьми месте есть заброшенный магазин. Там есть различные товары, вещи:. Представьте себе, что вы попадаете в этот магазин, рассматриваете вещи, которые там находятся. Выбирите для себя самую подходящую вам вещь в этом магазине. Назовите этот предмет, охарактеризайте его, какой он, расскажите его историю жизни.

Обсуждение упражнения.

Д/З

Письменно ответить на следующие о 5 ответов на каждый в порядке убывания):

Ради чего стоит учиться?

Что такое добро?

Для чего помают другим?

Подобрать различные примеры жизненных ситуаций для иллюстрации разных смыслов жизни людей.

ИЛИ

написать минисочинение на тему: "Смысл жизни. Ценность моей жизни".

Тема 6. Патриотизм как социальное и психологическое явление.

Патриотизм и его место в социуме. Компоненты патриотизма (когнитивный, эмоциональный, деятельностный). Патриотизм и общность (национальная, культурная). Патриотизм как социально-психологический феномен.

Упр. "Допиши конец притчи".

Участникам раздаются листочки, на которых написаны разные короткие притчи. Притчи должны заканчиваться неопределенно (незаконченные). Участникам предлагается письменно придумать конец притчи. Зачет добровольцам предлагается прочитать свою притчу и проанализировать (раскрыть) ее смысл.

Д/З Написать мини сочинение на одну из предложенных тем:

"Патриотизм для меня - это:"

"Что было бы, если бы чувства патриотизма не существовало."

"Я патриот своей Родины."

"Как формировать патриотизм у молодого поколения."

Тема 7. Детско-родительские взаимоотношения.

Взаимоотношения в семье. Позиции родителей и подростков. Родительская позиция, её характеристики: адекватность, динамичность, прогностичность/А.С.Спиваковская/. Способы конструктивного взаимодействия.

Упр. "Конфликт."

Учатскиков разделить по парам. Каждая пара должна придумать конфликтную ситуацию между родителем и ребенком. Придумать способы решения данной ситуации: согласие/несогласие, убеждение/конфронтация. Представить ситуацию и способы выхода из нее. Выбрать наиболее конструктивный.

Обсуждение упражнения.

Д/З Написать себе напутствующее письмо "От "Я" из прошлого".

Тема 8. Психология семьи (психологическая подготовка учащихся к созданию своей семьи в будущем).

Ведущий вид деятельности подростка. Позитивные и негативные влияния интимно-личностного общения. Ценностное отношение к семье и его место в обществе. Актуализация важности института семьи. Создание семьи (морально-нравственные аспекты создания семьи). Факторы, влияющие на благополучие и неблагополучие семейной жизни. Семья и дети. Готовность к созданию семьи (3 уровня коммуникативной готовности Н. М. Борытко, канд. пед. наук, доц.).

Упр. "Обсуждение историй".

Участникам предлагаются истории для обсуждения:

"Василина и Егор вместе уже 6 месяцев. Егор очень хочет начать половые отношения, но Василина чувствует, что еще не готова к этому. Каждый раз, когда они встречаются, Егор давит на Василину. Василина не хочет потерять Егора. Что ей делать?"

"Не волнуйся, если ты забеременеешь, я женюсь на тебе."

"Садись, я тебя довезу"

"Поехали, я же могу вести - всего несколько глотков выпил"

"Я не люблю презервативы и поэтому их не использую. Кроме того, ты же знаешь, что я ничем не болею:"

Д/З письменно ответить на предложенные вопросы:

"Что будет, если я буду очень одинок?"

"Что будет, если мне будет очень плохо?"

Вопросы раздать ученикам на листочках (педагогу обязательно собрать эти письменные работы и проанализировать их)

Тема 9. Профориентация. Выбор профессии.

Профориентация. Важность правильного выбора. Формула выбора профессии (7 шагов к правильному решению). Ошибки при выборе профессии. Что влияет на выбор профессии. Профориентационная психодиагностика. Рынок труда, мир профессий.

Обсуждение спорных вопросов (дискуссия).

Д/З 1.Составить список самых востребованных сегодня профессий (в порядке убывания, не менее 15 профессии)

Д/З 2. Провести на себе и одном члене семьи (родителе) одну из предложенных методик. Определить правильность выбора профессии родителя по классификации Ч-Ч, Ч-З, Ч-Х, Ч-П, Ч-Т. Первично определить свои результаты с классификацией.

Методики:

Определение типа будущей профессии Е.А. Климова.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ).

Ориентировочная анкета (ориентационная).

Опросник профессиональных предпочтений (модификация теста Голланда).

Тема 10. Я и другие (методы активного социально-психологического обучения).

Тренинговые занятие (профилактика ВИЧ, профилактика зависимостей)

Упр. "Листок с секретом".

Необходима предварительная подготовка педагога в теории изучаемого с детьми вопроса.

Заранее заготавливаются карточки по количеству участников. На карточках написаны вопросы, касающиеся ВИЧ (например, "Что такое ВИЧ инфекция?", "В чем заключается разрушительное действие вируса ВИЧ инфекции на организм человека?", "Какие существуют пути передачи ВИЧ инфекции?"). На одной карточке с обратной ее стороны ручкой ставится звездочка "*". Всем участникам раздается по карточке. Задача каждого ознакомиться с вопросом на своей карточке, запомнить свой номер карточки и попытаться устно ответить на поставленный вопрос. После объединиться с соседом по парте, поменяться вопросами и попробовать ответить на его вопрос. Затем повернуться к соседней парте и ознакомиться с вопросами на их карточке. Затем работать в восьмерках. Потом целым рядом. Затем первый и третий ряд по команде педагога подходят к второму ряду и анализируют катрочки своих одноклассников, которые они еще не видели.

Затем каждый забирает свою карточку и возращается на свое место. После педагог начинает спрашивать учащихся по цепочке. Ученик читает громко вопрос и данный вопрос педагог совместно с детьми разбирает.

После анализа и обсуждения вопросов педагог говорит о том, что теперь мы знаем как можно себя обезопасить от этого вируса, но часто люди зараженные этим вирусом случайно или неосознанно заражаются. Как это происходит, можно увидеть следующим образом:

"Переверните, пожалуйста, свои листочки. У кого на листочке звездочка"*" - встаньте. Кто работал с ним в паре - встаньте. Кто работал с ними в четверке - встаньте:" И так встанет весь класс. Педагог должен зафиксировать внимани учащихся на том, как незаметно и быстро может распространяться это вирус.

Педагогу необходимо обратить внимание, чтобы в классе не было насмешек и упреков к первому втавшему ученику. Объясните, что он тоже ничего не знал и эту звездочку принес педагог.

Обсуждение упражнения.

Д/З Описать качества, которыми должен обладать социально-психологически адаптированная личность.

Тема 11. Заключительное занятие. Упражнение "Психологический конверт" (методы активного социально-психологического обучения).

Перед завершающим курс упражнением, участникам раздаются листочки, где они письменно должны ответить на следующие вопросы:

- Что полезного вы узнали для себя на этих занятия?

- Как вы считаете, нужно ли проводить такие занятия с учениками в школе? Если "да", то с какого класса?

- Хотели бы вы, чтоб подобные занятия проводились у вас дальше?

- Что бы вы хотели узнать на следующих занятиях такого типа?

Создание терапевтического конверта с написанием положительных качеств пожеланиями каждому однокласснику.

Упр. "психологический конверт".

Необходимо заранее подготовить обычные почтовые конверты по количеству участников. Каждому раздать конвер, куда вложены маленькие листочки в количестве n-1, где n - общее количество участников. Ученикам объясняется, что это наше заключительное занятие.

В жизни каждого человека бывают моменты, когда очень грусно, одиноко, ничего не получается, кажется все бессмысленным: Сегодня мы с вами сделаем каждому "психологический конверт". Обязательное условие этого задания, что никто свой конверт сегодня не откроет и читать не будет. Мы сосдаем это конверт для такого случая, когда вам будет грусно и одиноко. Каждый участник берет обычный тетрадный листок, на нем записывает фамилии всех кто присутствует на занятии. Берет свой конверт, подписывает его. Затем берет листочек из конверта, подписывает фамилию одноклассника. Пишет на нем от себя доброе пожелание или комплимент этому однокласснику, подписывается на листочке и тихо, не создавая шума в классе, передает этот листочек адресату. Так каждый участник должен подписать каждому участнику листочек.

Необходимо обратить внимание учащихся, что на листочках пишем только хорошее, светлое и доброе.

Для родителей

Тема 1. Родители и подросток.

Подростковый возраст в психологии развития (новообразования, ведущий вид деятельности, основные потребности ребенка). Мотивация к учебе. Позитивное подкрепление и наказание. Система родительского контроля (требования, запреты, форма контроля, санкции). Поощрения и наказания как стратегии регуляции поведения ребёнка Стиль общения и взаимодействия (авторитарный, демократический, авторитетный, разрешающий, либерально-попустительский, игнорирующий и др.) и его влияние на развитие ребёнка/А.Болдуин, Д.Баумринд, Р.Элдер/.

Тема 2. Детско-родительские взаимоотношения.

Основные характеристики детско-родительских отношений (эмоциональное принятие ребёнка, степень удовлетворения потребностей ребёнка, стиль общения и взаимодействия с ребёнком, система контроля, мотивы воспитания детей в семье, воспитательные ценности, стиль воспитания и его устойчивость). Виды родительских установок: отвержение, безразличие, сверхтребовательность, гиперопёка, выученная беспомощность, устойчивость, активная любовь/Роэ, М.Селигман/. Родительская позиция, её характеристики: адекватность, динамичность, прогностичность/А.С.Спиваковская/. Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания: гиперпротекция (потворствующая и доминирующая), гипопротекция, гиперсоциализирующее воспитание (повышенная моральная ответственность), эмоциональное отвержение, противоречивое воспитание, жестокое обращение. Их влияние на развитие ребёнка. Причины возникновения нарушений семейного воспитания /А.И.Захаров, Э.Г.Эйдемиллер, А.Е.Личко, А.Я.Варга/.

Тема 3. Психология семьи (психологическая подготовка учащихся к созданию своей семьи в будущем)

Виды родительских установок: отвержение, безразличие, сверхтребовательность, гиперопёка, выученная беспомощность, устойчивость, активная любовь/Роэ, М.Селигман/. Родительская позиция, её характеристики: адекватность, динамичность, прогностичность/А.С.Спиваковская/. Роль семьи в формировании семейных установок и стереотипов. Формирование ценностного отношения к семье. Актуализация важности института семьи. Создание семьи (морально-нравственные аспекты создания семьи). Факторы, влияющие на благополучие и неблагополучие семейной жизни. Семья и дети. Готовность к созданию семьи (3 уровня коммуникативной готовности Н. М. Борытко, канд. пед. наук, доц.).

Тема 4. Профориентация. Выбор профессии.

Профориентация. Важность правильного выбора. Формула выбора профессии (7 шагов к правильному решению). Ошибки при выборе профессии. Что влияет на выбор профессии. Профориентационная психодиагностика. Адекватная помощь (поддержка) родителей при выборе профессии ребенка.

Предполагаемый результат.

По окончании курса внеурочных занятий с учащимися 9 класса и их родителями планируется получить:

У учащихся

  • повышение психологической информированности учащихся в области возрастных особенностей развития, формирования ценностей, личностного роста;
  • первичное самоопределение в профессиональной сфере;
  • повышение социально-психологической компетентности учащихся.

У родителей

  • осознание важности детско-взрослой деятельности;
  • повышение психологической информированности в вопросах выбора профессии ребенком, формированию профессиональных намерений детей;
  • осознание важности семейного взаимодействия в различных сферах при формировании семейных ценностей, установок у детей и подготовки детей к своей будущей семейной жизни.

Используемая литература:

  1. Агеев В.С. Социальная идентичность личности //Cоциальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 1999. С.327-356.
  2. Анцыдирова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. №1.
  3. Аш С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений //Пайнс Э, Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. С.210-225.
  4. Бирхофф Ганс У. Просоциальное поведение //Перспективы социальной психологии. М.: Эксмо, 2001. С.398-417.
  5. Бодалев А.А. Акме - эффект личностного осуществления в процессе социализации и индивидуализации взрослого человека //Мир психологии. 1998. №1. С.59-66.
  6. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: МГУ, 1995. С.210 - 256.
  7. Бодалев А.А. Психология общения. М- Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. Гл. 1,2,3.
  8. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации//Психологический журнал. 1990. Т. 11. №1. С. 67-72.
  9. Джанерьян С.Т. Профессиональное развитие личности. Методические указания по спецкурсу. Ростов-на-Дону: РГУ, 1998. 43 с.
  10. Джанерьян С.Т. Отношение личности к профессии//Психологический вестник. Вып.2 Ростов-на-Дону, РГУ 1997. С.40-57.
  11. Джанерьян С.Т. Представление о себе как фактор выбора профессии//Психологический вестник. Ростов-на-Дону: РГУ, 1999. С. 232-236.
  12. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра //Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С.76-96.
  13. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире //Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С.148-162.
  14. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  15. Счастье как объект эмпирических исследований (сводный реферат) // Р.Ж. Социология. 1996. №3.
  16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  17. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 томах. М., 1986. Т.1. С.84-115; Т.2. С. 78-145.
  18. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Пойми себя, чтобы понять других. М.: Олма-Пресс, 2002.