Внеклассное мероприятие по литературе "Легенда и поэзия в мире красоты"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


ЦЕЛИ:

  • воспитание чувства прекрасного: любви к окружающей нас среде;
  • знакомство с легендами и литературными произведениями о цветах;
  • приобщение к миру музыки;
  • активизация творческих способностей учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: записи классической музыки, толковый словарь Ожегова, цветы, иллюстрации, сценические костюмы, презентация "Цветы".

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит "Вальс цветов" из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик"

ВЕДУЩИЙ 1:

Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения и уважения. Цветы - добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным.

ВЕДУЩИЙ 2:

Цветы как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
К. Жанэ.

ВЕДУЩИЙ 1: Цветы, эти хрупкие, прекрасные создания природы, всегда были рядом с человеком.

ВЕДУЩИЙ 2:

Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы -
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.

ВЕДУЩИЙ 1: Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними, - поэт душой. Послушайте стихотворение народного поэта Дагестана Расула Гамзатова:

УЧЕНИК 1:

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи.
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад -
Видите, моргая еле - еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

ВЕДУЩИЙ 2: Давайте же и мы поближе познакомимся с цветами и вместе с поэтами посмотрим в их добрые, доверчивые, прекрасные глаза, полюбуемся ими. Подружимся, и может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.

ВЕДУЩИЙ 1: Начинаем бал цветов!

(Дети одетые в маскарадные костюмы цветов, выходят и танцуют вальс).

ВЕДУЩИЙ 2: Побеждает весна зиму первыми цветами. Самый храбрый из них - подснежник. Цветок весны, идущий к нам по снегу, - простой цветок, но сколько он несет! Добра, радости и счастья человеку.

Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл большой снег, и Еве было очень холодно.

Звучит пьеса П.И. Чайковского "Подснежник" из цикла "Времена года". Выбегают снежинки они кружатся быстром вальсе. Через некоторое время выходит маленькая девочка в зеленом платье (подснежник) с белой шляпой. Снежинки утихают.

ВЕДУЩИЙ 2: Увидев подснежники, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда символ подснежники - надежда.

Стихотворение читает одна из снежинок. После этого подснежник дарит всем солнышки.

УЧЕНИК 2:

На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распустились за прудом
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивленно, радуясь, всему
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце наклоняется к нему.
С. Красиков.

ВЕДУЩИЙ 1: Пожалуй, это самый маленький цветок, но, сколько стихов сложили о нём поэты, сколько существует легенд и народных сказаний о незабудке.

У леса и реки на перепутке,
Где выстлана березовая гасть,
Такие загорелись незабудки,
Окинешь взором - глаза неотвесть.

Однажды богиня цветов Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами

СЦЕНКА 1:

Одарила всех Флора и хотела удалиться, но услышала слабый голосок:

Ты забыла меня, Флора. Дай, пожалуйста, имя". "Хорошо! - сказала Флора,- будешь называться, незабудкой". А еще, я надеюсь, ты будешь обладать силой - возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих родных и близких, свою Родину.

ВЕДУЩИЙ 1: А вот ещё легенда. Путешественник остался в чужой Стране и стал сказочно богатым и знатным.

СЦЕНКА 2: А мать его все ждёт. Отчаявшись, она попросила прохожего гусляра отнести сыну букетик незабудок. Пришёл гусляр в чужую страну, увидел его в роскоши, но попросил разрешения спеть ему. И спел ему (о Родине и о матери) и передал букетик незабудок.

ВЕДУЩИЙ 1: Ничто не могло остановить сына. Цветы и песни подсказали ему дорогу и он пришёл к своей умирающей матери. Потому что незабудка - цветок постоянства и верности.

ЛАНДЫШ:

Проснулся лес. Весной разбужены
Деревья по ветру парят.
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
С. Красиков

ВЕДУЩИЙ 2: Очарование этого цветка таково, что он не может никого оставить равнодушным. Поэты посвящали ему восторженные строки.

ВЕДУЩИЙ 1:

О первый ландыш! Из - под снега
Ты просишь солнечных лучей:
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
А. Фет.

ЛАНДЫШ ОТ 1 ЛИЦА:

Не только легенды, сказания, стихи посвящались мне, в мою честь устраивались праздники, гулянья. С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Я считаю и символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, это означало, что она согласна выйти за него замуж, его предложение принято, если не приколет, а бросит на землю - значит нет.

СИРЕНЬ. Цветет сирень в мае. Во время массового цветения сирени тихой вечерней порой кажется, что густой, нежный, неповторимый аромат заполнил всю землю.

Сколько белых и темно - лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь - дождём лепестковым
Осыпается мокрая дрожь.

ВЕДУЩИЙ 2: Рассказ ведущего сопровождается пьесой С. Рахманинова "Белая сирень"

Однажды весной богиня Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав и деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилась на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами - синими, красными, жёлтыми, голубыми. Вдруг заметила Флора, что остались у неё только две краски: лиловая и белая, и этими остатками она решила окрасить кусты. Получилось удивительно красиво. На элегантно склонившихся ветках, будто подвешены сердечки. Поэтому, наверное, много сложено легенд о нем и чаще всего о несчастной любви.

ВЕДУЩИЙ 1:

Розы - символ божественной тайны.
О ней поют поэты всех веков.
Нет в мире ничего нежней и краше
Чем этот цветок алых лепестков
Раскрывшихся благоуханной чашей.
С. Маршак.

РОЗА ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:

Древние греки и римляне создали много легенд и сказаний обо мне. Анакреон писал, что я появилась из белоснежной морской пены, падавший с тела Афродиты - богини любви и красоты, когда она с первыми лучами утренней зари выходила из моря. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра, когда принимала Марка Антония, приказала усыпать пол в зале пиршества моими лепестками. По христианской мифологии я - символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу.

ВЕДУЩИЙ 2:

По июньским покосам рассыпаны спелые росы,
Соловьи в ожидании июньских рассветов поют,
Розы светят, как зори, а зори, как свежие розы,
В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.

РОМАШКА:

Знакомые с детства родные ромашки
Мы рвём на лужайке у тихой реки,
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
В. Рождественский.

ВЕДУЩИЙ 1:

Ромашка милый и обаятельный цветок. Он смотрит на нас, будто доверчивые детские глазки, По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадёт с неба звезда.

ВЕДУЩИЙ 2: У колокольчика есть много имен: балаболки, звонцы, бубны: Но во всех этих названиях звучит любовь к нему.

Звучит народная песня "Колокольчики мои, цветики степные".

Поют дети - колокольчики.

Колокольчики мои, цветики степные,
Что глядите на меня темно - голубые?
И о чём звоните вы в день весёлый мая,
Средь некошеной травы, головой качая.
А. Толстой.

ВЕДУЩИЙ 1: В самом облике этого цветка в названии слышится нежная музыка.

Не падайте духом и верьте в удачу
Жизнь родовой станет и белой в придачу,
И снова лиловой звенит - ну и пусть,
Ведь грусть колокольчиков - светлая грусть.
Л. Ширяева.

ВАСИЛЁК:

Все васильки, васильки, васильки.
Много мелькает их в поле,
Помнишь, у самой реки
Их собираем для Оли.

Василёк рассказывает свою историю.

Красивый, стройный парень Василёк и русалка полюбили друг друга, но не сложилось у них счастье. Василёк не мог жить без земли, а русалка - без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда - нибудь дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

ВЕДУЩИЙ 2: совсем иной поэтический образ цветка предстаёт во фронтовой лирике.

Синевой, небесной, нестерпимой,
Полыхал, словно огоньки.
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки.
Через минуту усталость пересилив,
Вновь пошла в атаку цепь стрелков.
Им казалось: то глядит Россия
Синими глазами васильков.
Б. Кежун.

ВЕДУЩИЙ 1: Счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создавать её своими руками.

ВЕДУЩИЙ 2: До свидания наши милые, нежные, добрые друзья цветы! До встречи!

Вновь звучит "Вальс цветов".

Литература:

  1. Стихи русских и советских поэтов.
  2. Легенды о цветах (по материалам интернет-сайтов)