Методика преподавания химии в 8-м классе общеобразовательных школ (II полугодие). Часть VII. Кислород

Разделы: Химия


На вводном уроке по теме “Кислород” удобно использовать [1], где в кратком виде изложены исторические и экологические аспекты данной темы. Далее учащимся предлагается определенный алгоритм урока “Вещество”, который соблюдается для всех подобных тем.

Первый урок проводится с использованием раздаточного материала (Приложение 1), демонстрационных опытов получения кислорода (или видеофрагментов).

При изучении химических свойств кислорода тема излагается на основе готовых таблиц и записей либо в виде раздаточного материала либо демонстрации текста на экране.

Химические свойства кислорода. [3]

При обычных условиях кислород О2 химически малоактивен. Без нагревания он реагирует только с активными щелочными и щелочноземельными металлами, а также с высокоактивными соединениями. При нагревании или в присутствии катализаторов кислород взаимодействует с подавляющим большинством неметаллов и металлов. В результате этих реакций, называемых реакциями окисления, получают оксиды.

Подавляющее число реакций кислорода с простыми веществами – реакции экзотермические. Исключение составляет реакция кислорода с азотом

Условия

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

МЕТАЛЛЫ

НЕМЕТАЛЛЫ

Обычные (без нагревания и катализаторов)

2Ca + O2 —> 2CaO

2Na + O2 —> Na2O2

С нагреванием или катализатором

3Fe + 2O2 —> Fe3O4 (FeO * Fe2O3)

2Cu + O2 —> 2CuO

N2 + O2 —> 2NO - Q

2H2 + O2 —> 2H2O (соотношение объемов 2:1 – гремучий газ)

S + O2 —> SO2

4P + 5O2 —> 2P2O5

“доокисление”

2NO + O2 —> 2NO2

2СО + О2 —> 2СО2

2SO2 + O2 —> 2SO3

    2CuS + 3O2 —> 2CuO + 2SO2

2NH3 +3O2 —> 2N2 + 6H2O

2C6H6 +15O2 —> 12CO2 + 6H2O

При горении сложных веществ (не оксидов) образуются оксиды тех элементов, которые входили в состав данного сложного вещества.

ТЕРМОХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ

Как отмечалось выше, химические реакции являются массово-энергетическим процессом. Часть реакций проходят с поглощением тепла (при нагревании, например, получение кислорода), часть – с выделением тепла (например, горение).

Реакции, протекающие с поглощением тепла, называются эндотермическими. Реакции, протекающие с выделением тепла, называются экзотермическими.

Количество тепла, выделившееся или поглотившееся в результате реакции, называется тепловым эффектом реакции.

Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называются термохимическими.

При решении подобных задач необходимо обратить внимание учащихся на пропорциональность теплового эффекта количеству реагирующих веществ. Алгоритм решения задач прост, его удобнее рассмотреть на примере любой задачи.

Задача. Вычислить тепловой эффект реакции сжигания 100 грамм серы в кислороде.

1. Записать уравнение реакции: S + O2 —> SO2 + 297 кДж

2. Подписать над и под уравнением условия задачи и количества веществ.

3. Рассчитать количество вещества серы: = 32 г/моль = 3,125 моль

4. Составить пропорцию: при сжигании 1 моль серы выделяется 297 кДж при сжигании 3,125 моль выделяется Q кДж 3.125 моль*297 кДж

5. Решить пропорцию: Q = 1 моль = 9281 кДж

6. Записать ответ: 9281 кДж.

Источники информации

  1. Шапошникова И.А., Болгова И.В. Таблица Менделеева в живых организмах. Универсальное учебное пособие по биологии, химии и экологии // М.: Издательство Бином. – 2010. - 248 стр., илл - с.25.
  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: неорганическая химия: учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений/12-е изд., испр. -М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. -176 с.: ил.
  3. Cправочник по неорганической химии: Учеб.пособие для школьников и абитуриентов/С.С.Бердоносов и др. -М.: ООО “ИздательствоАСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2004. – 319 c.
  4. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8 класс/Л.С.Гузей и др. – М.: “Интеллект-Центр”, 2000 – 40 с.

Приложение 2