Оформление работ: основные правила и приемы

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


 (II ступень  – «Спектр», 3-й год обучения по экспериментальной комплексной дополнительной образовательной программе «Художественное оформление и дизайн». Возраст обучающихся – 14 - 15 лет.)

 

Цель: углубление знаний обучающихся в области художественного оформления, повышение профессионального уровня.

Задачи:   - дать представление об общепринятых правилах оформления работ в различных видах изобразительного искусства;
- познакомить с композиционными приемами, применяемыми при оформлении;
- дать представление о возможностях программы CorelDRAW при подборе вариантов оформления работ.

Оборудование: ПК с установленной программой CorelDRAW, медиапроектор

Наглядные материалы: интерактивные таблицы с примерами оформления работ в разных видах искусств (Приложение1); ярко декорированная рамка; фото цветное, черно-белое и цветное с преобладанием ахроматических цветов.

План занятия:
- оргмомент – 5 мин.
- сообщение материала – 40 мин.
- перерыв – 10 мин.
- практическая работа с интерактивными таблицами – 30 мин.
- подведение итогов занятия, обобщение – 15 мин.

Ход занятия:

Теория искусства различает следующие виды изображения на плоскости: графика, живопись, ДПИ, фотография черно-белая и цветная. Существуют разные правила оформления для работ, относящихся к различным видам изобразительного искусства, однако надо знать два главных принципа оформления – принцип подобия (родственности) и принцип контраста.
При использовании принципа подобия для оформления подбирают сочетание цветов, находящихся в цветовом круге рядом, но отличающихся по насыщенности (яркости).
При использовании принципа контраста для оформления подбирают сочетание цветов, находящихся на противополжных сторонах цветового круга и также отличающихся по насыщенности на 2 – 3 тона.
Кроме того, при оформлении большинства работ обязательно наличие следующих составляющих: рамы, паспарту, стекла (оргстекла).

Вид работы Общие требования Цветовая гамма оформления № страницы в интерактивных таблицах
(Приложение1)
ахроматическая хроматическая
Любая Рама:
- максимальная ширина не должна превышать ½ длины меньшей стороны работы
Паспарту:
- ширина должна составлять не менее 1/5 длины меньшей стороны работы и не более ½ этого размера
Рама и паспарту в совокупности по ширине не должны превышать 2/3 размера меньшей стороны работы
    Страница 1

 

Страница 3

 

Страница 1-2

Графика
(ч/б изображение)
  Паспарту:
- белый, серый, черный – беспроигрышный вариант оформления.
Небольшое условие существует для черного:
если его доля в работе превышает 50%, то паспарту требует оконтуривания по границе с работой.
Рама:
- по контрасту с паспарту
Паспарту:
- предпочтительны слабо насыщенные, светлые пастельные оттенки любых цветов спектра
Рама:
- подбор по принципу подобия к паспарту
Страница 4
Живопись Паспарту и стекло не употребляются при оформлении работ, выполненных маслом на холсте (для картона наличие паспарту и стекла возможно) и пастелью на ДВП (для пастели на картоне паспарту и стекло необходимы).
Паспарту и стекло применяются в основном для оформления работ, выполненных акварелью, гуашью и пастелью на бумаге или картоне.
Рама и паспарту:
- расцветка и фактура рамы предпочтительна с имитацией натуральных природных материалов – дерева или минералов;
- если гамма работы светлая, следует избегать слишком темных, насыщенных цветов. Лучший вариант тона рамы – на 2-3 тона темнее общего тона картины (по самому насыщенному пятну).
- если гамма работы темная, насыщенная, паспарту следует выбирать на 2-3 тона светлее, а раму – того же тона, как общая гамма или на тон светлее.
Паспарту:
- белый – подходящий вариант, если в живописи не использованы максимально насыщенные цвета;
- серый – выбирается в том случае, если в работе присутствуют родственные оттенки или колорит картины очень насыщенный;
- черный – для живописи противопоказан, т.к. своей глубокой насыщенностью подавляет колорит картины.
Рама:
-цвет подбирается по принципу подобия с колоритом картины, а тон (светлота) – по принципу контраста с паспарту.
Паспарту:
- не приемлем цвет, который полностью отсутствует в данной картине или имеется в ней в очень ограниченном количестве;
- абсолютно противопоказаны чистые насыщенные цвета спектра, лишь их светлые пастельные оттенки;
- в случае использования цветного паспарту, выбирать его следует только по принципу подобия тем оттенкам, что используются в картине и определяют ее колорит.
Рама:
- в подборе цвета применяется принцип подобия к колориту картины, а в подборе тона (светлоты) – принцип  контраста к тону паспарту.
*Колорит работы определяют те цветовые тона, доля которых в работе превышает 20-25% от всей поверхности.
Страница 5
Фотография
черно-белая
Общие правила аналогичны правилам оформления графики Паспарту:
- белый – с применением оконтуривания практически беспроигрышен;
- серый – абсолютно противопоказан, если только по насыщенности не приближается к черному;
- черный – применяется в том случае, если его доля в объеме работы превышает 50% и обязательно сочетается с контрастным оконтуриванием.
Рама:
- тон не должен быть интенсивнее, чем тон полутени в фотографии;
- при черном паспарту тон должен соответствовать полутени.
Паспарту:
- применимы любые слабонасыщенные, светлые пастельные цветовые тона.
Рама:
- цвет подбирается обязательно по принципу подобия цвету паспарту;
- тон предпочтителен в 2-3 раза темнее, чем тон паспарту.
Страница 6
Страница 9
Фотография цветная   Паспарту:
- белый – при современной яркости печати не рекомендуется, т.к. создает чрезмерный контраст;
- серый – нейтрален и подходит почти для всех фото за исключением тех, где цвета приглушены  (т.е. имеют в своем составе серый), дело лишь в насыщенности. Больше всего подойдут светлые тона серого.
- черный – при наличии контрастного контура в цвет одного из основных составляющих колорита фото – почти беспроигрышный вариант. Исключение составляют те случаи, когда фото имеет очень темный насыщенный тон.
Рама:
- идеально подойдет рама, имитирующая фактуру природного материала, в состав цвета которой входят 3 цветовых тона, определяющих колорит работы – наиболее темный, средний и наиболее  светлый;
- тон по интенсивности  должен быть в 2-3 раза темнее паспарту.
Паспарту:
- совершенно противопоказано применение цвета, не входящего в цветовую гамму фото;
- не рекомендуется также использование цвета, равного по интенсивности одному из основных цветовых тонов фотоработы, т.к. он создает эффект подавления цветовой гаммы работы;
- лучше всего подойдут мягкие и светлые оттенки тех цветов, что являются преобладающими в работе (т.е. создают ее колорит).
Рама:
- идеально подойдет рама, имитирующая фактуру природного материала, в состав цвета которой входят 3 цветовых тона, определяющих колорит работы – наиболее темный, средний и наиболее  светлый;
- тон по интенсивности  должен быть в 2-3 раза темнее паспарту.
Страница 10
Страница 11
Декоративное панно Оформление в раму и паспарту не применяется для:
- панно из кожи, меха и замши;
- гобелена.
Оформление в паспарту не применяется для:
- вышивки крестом и гладью (если вышивка покрывает все поле работы);
- батика;
- панно из соленого теста или гипса.
Рекомендации:
- очень корректно выглядит монохроматическое решение оформления, когда цвет паспарту представляет собой высветленный на 2-3 порядка цвет фона работы, а цвет рамы состоит из трех тонов: темно-серого, цвета фона работы и самого светлого цвета, содержащегося как в фоне работы, так и в колере паспарту;
- возможен подбор оформления с помощью цветового круга по принципу подобия или контраста:  а) цвет паспарту – дополнительный к одному из определяющих колорит работы, а цвет рамы – осветленный или затемненный дополнительный к цвету паспарту;
 б) фон работы и ее оформление составляют пару дополнительных цветов, а паспарту и рама – пару родственных, различающихся по тону;
в) фон работы и ее оформление составляют пару дополнительных цветов, а паспарту и рама в свою очередь – такую же пару.
Паспарту:
- белый – не самое выгодное решение для работы, построенной на открытых локальных цветах, он создает слишком резкий контраст;
- серый – более предпочтителен,  подходит к любой работе при условии изменения насыщенности (яркости) тона на 2-3 порядка относительно фона работы;
- черный – только если он не 100%-ый, т.е. с небольшой добавкой белого (при таком составе не возникает чрезмерный контраст).
Рама:
- идеально подойдет рама из дерева или имитирующая его фактуру, цвет которой подобран по принципу подобия или контраста к цвету паспарту, а тон – по принципу контраста к паспарту.
Паспарту:
- не рекомендуется использовать картон ярких, насыщенных цветов (даже тех, что использованы в самой работе), т.к. они подавляют колорит работы;
- почти идеальным цветом считается колер, состоящий на 60% из нейтрального серого цвета и на 40% из цвета, определяющего цвет фона работы;
- не стоит использовать цвет, полностью отсутствующий в колорите работы.
Рама:
- - идеально подойдет рама из дерева или имитирующая его фактуру, цвет которой подобран по принципу подобия или контраста к цвету паспарту, а тон – по принципу контраста к паспарту. 
Страница 7
Страница 8

Практическая работа:
Теперь с помощью программы CorelDRAW вы можете самостоятельно попытаться подобрать оформление для вашей работы, воспользовавшись ее цифровой фотографией и  инструментами программы.

Общие закономерности, характерные для оформления работ любого вида изобразительного искусства:

  1. подбор паспарту по тону осуществляется так, чтобы тон этот отличался от тона работы  и тона рамы на 2-3 порядка;
  2. подбор паспарту по цвету производится так, чтобы в его колере присутствовали:
    а) один из цветов, определяющих колорит работы,
    б) белый или серый;
  3. ) подбор рамы ведется по следующим правилам: а) фактура - природный материал или его имитация,
    б) в составе расцветки должны содержаться три цвета:
    - темный - черный или 90%-ый черный;
    - средний – один из определяющих колорит работы;
    - светлый – один из определяющих колорит работы.

Сочетание с объектом  декорированной рамы:
- чем ярче и обильнее декорирована рама, тем меньше она гармонирует с хроматическим объектом и тем больше подходит для объекта ахроматического.

*Приложение можно получить у автора статьи>.