Программа элективного курса по географии в 9-м классе в рамках предпрофильной подготовки "География декоративно-прикладных промыслов России"

Разделы: География


Духовные богатства Российской Федерации – составляют исторические ценности, созданные народом, и постоянно преумножающиеся новыми произведениями искусства, образующими единый целостный процесс развития культуры. Особое место в этом процессе занимает народное декоративно-прикладное искусство, та область художественно-практической деятельности человека, в сфере которой создаются своеобразные художественные предметы, отмеченные неповторимостью форм и декоративного убранства. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, эти произведения своими эстетическими качествами, образным строем, характером так или иначе воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. В них раскрывается сам творец, знание им жизни и умение выразить это в своем творчестве.

Если представить себе многоликую картину населения России, очень разные природные, климатические условия жизни народа, то можно понять, на какой основе сформировался быт людей, как и почему сложился определенный характер жилища, одежды и весь предметный мир, которым пользуется человек. Особенности человеческой жизни в ходе социально-исторического развития привели к созданию своеобразного искусства каждого народа, и теперь сохраняющего тот неповторимый национальный колорит, который, определяя внешний облик предметного мира, выражает его индивидуальную сущность, глубокое внутреннее содержание, связанное с диалектикой современной жизни.

Создание вещей для собственного потребления всегда было в народе частью единого трудового процесса, в котором по-разному проявлялись элементы творчества. Исследователи не без оснований называют эту область трудового процесса искусством бытовой вещи. Орудия труда и предметы быта выполнялись, прежде всего,  как вещи нужные, добротные, удобные. Эстетичность, художественно-образное начало их проявлялись как бы сами собой, в зависимости от конкретного назначения предмета. Художественная задача не выступала как специальная, самостоятельная. Все делалось в рамках ремесла, в рамках системы трудовых знаний и навыков, которые позволяли,  умело строить дом, класть печку, шить одежду, обрабатывать любой природный материал. В этом непрерывном трудовом процессе создавались различные бытовые предметы, польза которых подчеркивалась совершенством технического исполнения, убедительным выявлением утилитарных функций, а красота – введением орнаментальных или изобразительных мотивов. Так, будничная одежда девушек и женщин имела несложные декоративные дополнения, а праздничная была насыщена символическими изображениями, цветной вышивкой, кружевом, украшениями из металла. Подобные качества характеризуют и орудия труда. Например, прялка для домашней работы не украшалась, зато подарочная или предназначенная для посиделок становилась настоящим шедевром с резьбой и росписью.

В наше время, когда интенсивно растет промышленное производство бытовых изделий,  предметы народного искусства приобрели особое значение как вещи нужные, красивые, полезные. Оригинальность форм, нарядность и красочность декора в сочетании с ярко выраженными достоинствами природных материалов, из которых создаются эти произведения, определили и отношение человека к этим подлинно художественным предметам. Сама повседневная жизнь обусловила расширение производства ковров и кружев, вышитых изделий и нарядной одежды в характере народных традиций, скульптуры малых форм, выполненной из дерева, камня, глины, произведений лаковой миниатюры, подносов с декоративной росписью и многого другого.

Необходимость создавать новые и новые произведения народного искусства в настоящее время настолько актуальна, что ни у кого не вызывает сомнений. Как всякое явление, переживающее процесс роста, развитие производства художественных изделий в традициях народного декоративно-прикладного искусства имеет свои сложности. Организация такого производства стала своеобразной модой, оно создается на новом месте, чаще всего путем подражания известным промыслам и функционирует в рамках министерств и ведомств, не имеющих опыта подобной работы. Растущее количество изделий, выпускаемых этими предприятиями, к сожалению, не всегда переходит в качество.

Программа  элективного курса «География  декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 17 часов.  Содержание данного курса  позволяет познакомить учащихся с историей развития, художественными особенностями и географией народных промыслов России. В учебных пособиях для учащихся 9-х классов информация по данной теме даётся очень сжато и её не хватает для более целостного представления о географии экономических районов России, поэтому основная цель данного курса – ознакомление с декоративно-прикладными промыслами России и географией их размещения по экономическим районам и сохранение их преемственности в обыденной жизни через обучение подрастающего поколения.

Курс рассчитан на межпредметные связи с такими науками, как, история, художественная культура, биология, так как многие мастера используют образы и особенности строения тел растений и животных.

Данный курс разработан  в рамках предпрофильной подготовки для учащихся социально-экономического и географического профиля, а также  может быть использован в учреждениях дополнительного образования. К курсу предлагаются приложения, на которых показано размещение крупных центров народных промыслов и даётся краткая характеристика  некоторых видов, а также компьютерные презентации.

Реализация основной цели курса возможна через решение следующих задач:

1. Определение значения художественных промыслов в жизни населения.
2. Характеристика  географии художественных промыслов разных регионов России.
3. Анализ  современного состояния предприятий, занимающихся художественными промыслами в рыночное время. (Приложение 1)

Содержание программы

Тема 1. Ведение

Значение декоративно-прикладных промыслов в развитии России.

Практическая работа. Знакомство с  контурной картой России, на которую по мере изучения курса учащиеся должны нанести границы экономических районов и центры народных промыслов в них.

Тема 2. Размещение художественных промыслов. Западный макрорегион

Центральная Россия.  ЭГП района. Знакомство с декоративно-прикладными промыслами: вышивка, кружевоплетение, роспись по ткани (Торжок, Мытищи, Таруса, Мстера, Михайлов, Елец, Нижний Новгород); декоративная роспись по металлу (Жостово); лаковая живопись (Палех, Холуй, Мстера); резьба по дереву (Хотьково, Богородское, Киров); художественная керамика (Гжель, Скопин, Киров); роспись по дереву (Городец, Семёнов).

Практическая работа.  Работа с контурной картой по нанесению центров художественных промыслов.
Экскурсия в мастерскую коклюшечного кружева детско-юношеского центра «Орион» города Новокузнецка.

Европейский Север и Северо-Западная Россия. ЭГП района. Знакомство с декоративно-прикладными промыслами: резьба по кости (Холмогоры, Архангельск); кружева (Вологда); резьба по дереву (Каргополь); художественная обработка металла (Великий Устюг); резьба по камню (Калининград).

Практическая работа.  Работа с контурной картой по нанесению центров художественных промыслов.

Европейский Юг. Поволжье.  ЭГП районов. Знакомство с декоративно-прикладными промыслами: керамика (Семикаракорск); художественная обработка металла (Кубачи).   Ковроткачество (Казань).

Практическая работа.  Работа с контурной картой по нанесению центров художественных промыслов.

Урал. ЭГП района. Знакомство с декоративно-прикладными промыслами: художественная обработка камня (Красный Ясыл, Новотроицк); декоративная роспись по металлу (Нижний Тагил); художественная керамика (Сысерть); художественная обработка металла (Касли).

Экскурсия  на выставку самоцветов и поделочных камней в геологический музей города Новокузнецка.

Тема 3. Размещение художественных промыслов. Восточный макрорегион: Сибирь и Дальний Восток

Сибирь. ЭГП  района. Знакомство с декоративно-прикладными промыслами: город Томск «Томский умелец» (фарфор, резьба по дереву); Новосибирск (декоративные колокольчики-звонницы); Кемеровская область. Новокузнецк (коклюшечное кружевоплетение, роспись по дереву, художественная керамика).

Дальний Восток. Уэлен (резьба по кости).

Экскурсия в галерею «Творчество». Цель: знакомство с видами народных  промыслов Сибири.

Тема 4. Защита реферата

Каждый учащийся защищает свой реферат по выбранному виду народного промысла. После защиты ученики получают зачёт по данному курсу. (Приложение 2)

Литература для учителя:

  1. Т. Разина, Художественные промыслы Подмосковья, М., 1982.
  2. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России, М., 1989.
  3. ред. Станицкий А. В., Народные художественные промыслы СССР, М., 1983.
  4. Постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» от 27 февраля 1975.
  5. Бакушинский А.В., Искусство Палеха, М., 1932.
  6. В. Тарасов : для сохранения художественных промыслов и предотвращения подделок под народное искусство нужны нормативные акты //Российская газета, 1998.
  7. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные  труды о на­родном творчестве X—XX веков. М., 1974.
  8. Молотова Л.Н. Народное искусство Российской Феде­рации. Л., 1981.
  9. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. –М.: Рус. яз., 1989.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1991.

Литература для учащихся

  1. Художественные промыслы и игрушка, М., 1973.
  2. Рождественская С. Б. Русская народная художествен­ная традиция в современном обществе: Архитектурно-декоративные   и   художественные   промыслы.  М.,   1981.
  3. П.И.Уткин, Н.С.Королева. "Народные художественные промыслы". – М., 1992.
  4. «Живописная Россия». Журнал. Изд. ООО «Витязь» №№ 1, 2, 4, 5 – 2005.
  5. Некрасова М.А. Народное искусство России. М., 1983.

Тема «Введение» (2 часа)

Значение декоративно-прикладных промыслов в развитии России

Учебно-воспитательные цели:

  • воспитывать любовь к Родине, уважение к труду;
  • прививать интерес к изучению ремесел;
  • охарактеризовать географию художественных промыслов разных регионов России;
  • продолжить формирование умений  самостоятельной  работы с источниками географических знаний.

Оборудование: экспозиции изделий и иллю­страций – «Жостово», "Живая гжель", "Русские матрешки", "Дымка", "Золотая хохлома", "Городец­кая роспись", "Русская народная вышивка", "Русское кружево,  к/фильм "Народное декоративно-прикладное искусство, компьютерная презентация программы.

Эпиграф  урока:"Работа хороша, если в ней польза и душа"

Тип урока:  урок-лекция с элементами практической работы.

ХОД УРОКА

I. Вводная беседа

Учитель. Ребята, а знаете ли вы, что такое народное творчество? Какие виды промыслов вам известны? Знаете ли вы об истории их создания? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в ходе изучения нового для вас курса «География  декоративно-прикладных промыслов России».  Я приглашаю всех в путешествие по России в центры народных промыслов. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими  своими руками сказочную красоту.  И сегодня я хочу воспеть и восславить «Сердце доброе, щедрость  да разум, руки искусные люда русского».

1. Сущность художественных промыслов

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.
В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
Современные художественные промыслы — это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное — «кустарные промыслы»,  характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды.
Определение учащиеся записывают в тетрадь:  «Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов». Под изделием народного художественного промысла понимается «…художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла».

2. Исторические корни художественных промыслов

Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. К моменту создания восточнославянского государства – Киевской Руси – ремесла в нем достигли высокого уровня развития.
Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.
Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.
В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также кресты, иконы и т. д.
Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество (в частности, «браное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое пялочное дело»). Основным видом искусства являлось древнерусское шитье — вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны. Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри.
Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.
В XV-XVII века выросло и окрепло Русское централизованное государство. Его столица Москва становится не только политическим, но и культурным центром.  К великокняжескому, а потом и к царскому дворцу съезжаются многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, косторезы и камнерезы, специалисты обработки дерева, мастерицы шитья. В изделиях царских мастеров художественная сторона предмета начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение.
Развитие товарного обмена приводит к тому, что во многих городах и селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел. В XVI-XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII веке в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготовляли узорчатые железные полосы и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. На севере, в городе Холмогоры, расцветает косторезное искусство.
XVII век: начало, теперь всемирно известного, хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т. д. Некоторые набивные узоры были созданы знаменщиками Оружейной палаты.
В XVIII веке начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.
К началу XIX века и в его первой половине в деревнях и маленьких провинциальных городах продолжают развиваться художественные промыслы, которые по своей социально-экономической структуре значительно отличались друг от друга. Некоторые из них были надомными, производили товар «на скупщика» (вологодское кружевоплетение, ювелирное дело Красного Села). В других случаях промысел составлял крупное производство фабричного типа — мануфактуру (керамическое производство Гжели, набойка Павловского Посада). Многие помещики в своих имениях стали создавать художественные мастерские, в которых работали их крепостные, изготовляя на продажу ковры, кружево, узорные ткани.
Во второй половине XIX-начале XX века появляется много новых художественных промыслов. Таковы, например, крестецкий и заонежский вышивальные промыслы, вятский кружевной промысел и другие. Многие из них стали обслуживать город, испытывая при этом сильное влияние «ученого» искусства того времени. В других промыслах, бытовавших вдали от промышленных центров и вырабатывавших изделия для села, еще сохранились местные традиционные особенности, отражавшие старые народные вкусы.
Великая Октябрьская социалистическая революция принесла много нового в народные промыслы. Сразу же после ее победы кооперация кустарей становится массовым явлением. Многие ремесленники, желая освободиться от власти скупщиков, объединяются в промысловые артели.
В 1925 году на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. Многие мастера и мастерицы хохломской росписи, вологодского кружевоплетения, богородской резьбы по дереву, палехской лаковой миниатюры получили высокие награды. К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства. Художественная сторона их изделий стала основной, оттеснив на второй план функции практические и утилитарные.
В 1932 году на базе Кустарного музея был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, призванный изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным художественным промыслам.
Великая Отечественная война, нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события.
В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют  и развиваются,   и по сей день.
В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

II. Практическая работа

Учитель:  Для того,  чтобы   изучить виды народных промыслов и их размещение на территории России,  вам необходимо по мере изучения курса заполнить контурную карту «Виды декоративно-прикладных промыслов России и география их размещения».  (Приложение 3). 
Используя таблицу (Приложение 4),  учащиеся наносят  на контурную карту центры художественных промыслов по экономическим районам страны с указанием на карте вида художественного промысла условными обозначениями или значками.

Вывод: Россия – страна с очень длинными историческими корнями, которые  глубоко уходят в историю страны,  и о которых мы можем узнать,  изучая культуру, традиции и уклад жизни народа на примере народно-прикладного творчества.

III. Закрепление изученного материала

Закрепление по ключевым понятиям темы: художественные промыслы, виды промыслов, исторические этапы развития народно-прикладного творчества.

IV. Итоги урока. Рефлексия

V. Задание на дом: каждому учащемуся приготовить компьютерную презентацию по виду народного промысла России (на выбор учащегося)   к итоговому занятию курса.

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11