Определение содержания нитратов в овощных культурах

Разделы: Химия


1.орг. момент
2.Теоретическая часть. Учащиеся по плану делают доклады.
1.1.Откуда берутся нитраты
1.2. . Влияние на здоровье человека нитратов, нитратов и пестицидов, содержащихся в продуктах питания
1.3. Влияние нитратов на организм человека
1.4. Влияние нитратов на организм животных
1.5. Содержание и накопление нитратов в растениях
1.6. Способы снижения нитратов в растениях на организм человека.
2.Практическая часть.
2.1.Определение нитратов в овощных культурах

Методика определения содержания нитратов в овощных культурах

         В предлагаемой работе изложен метод определения нитратов у различных видов овощей и их частей, который основан на хорошо известной реакции нитрат- иона с дифениламином.Для работы выбираются любые овощи имеющиеся в таб.2,показывающей Минимальное и максимальное количества нитратов в овощах (мг/кг), определенные в Институте почвоведения фотосинтеза А.Н. России.
На данном уроке нами были выбраны и проанализированы такие овощи как морковь и капуста, произрастающие в разных экологических условиях.
Оборудования и материалы: ступки малые с пестиками, предметные стекла, марлевые салфетки, мелкие емкости – пузырьки из – под пенициллина с пробками, пипетки, 1% - ный раствор дифениламина, исходный раствор нитрата натрия для построения калибровочной кривой, дистиллированная вода, исследуемые продукты.

Ход работы.

1. Овощи вымыли и обсушили.

2. В один из пузырьков налили 10 мл. исходного раствора нитрата натрия, соответствующего по концентрации максимальному содержанию нитратов в овощах – 3000 мг на кг.

3. Приготовили серию калибровочных растворов путем разбавления пополам предыдущего, например к 3 мл. исходного раствора прибавляется 3 мл. дистиллированной воды, взбалтывается и т.д. Так мы получаем серию калибровочных растворов с разным содержанием нитратов: 3000, 1500, 750, 375, 188, 94, 23 мг/кг.

4. Овощи и плоды расчленили на части: зона примыкающая к плодоножке, кожура, периферийная часть, срединная часть, кочерыжка (у капусты), жилки, лист без жилок. Вырезанные части режим ножом и растираем в ступке, сок отжимаем через 2- 3 слоя марли.

5. Под предметное стекло положили белый лист бумаги, капаем на стекло 2 капли изучаемого раствора и 2 капли дифениламина. Опыт проводим в трехкратной повторности. Затем описываем реакцию согласно следующей градации, которую можно использовать как для калибровочных растворов, так и для анализов (по Церлингу, 1965)(табл.4).В случае сомнений в содержании нитратов капали рядом калибровочный раствор с известной концентрацией вещества и повторяли реакцию с дифениламином.

6. Результаты занесли в таблицу.

2.2.Результаты исследования оформляются в виде таблиц 1,2,3,4,5 (см.приложение)
2.3.Учитель совместно с учащимися анализирует выполненную работу.     

Литература

1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы эко развития. - М.,1994.
2.Акимов Т.А., Хаскин В.В.Экология. – М.,1998.
3.Алексеев С.В., Экология.9 класс, 10-11 классы. - СПб.,1997.
4.Анастасова ЛН., Гольнева Д.П., Короткова Л.С.
5.Беляев МП., Гнеушев М.И Глотов Я.К, Шамов О.И.Справочник предельно допустимых концентраций вредных веществ в пищевых продуктах и окружающей среде. – М..1993.
6.Ваганов П.А., Им М. – С. Экологические риски. – Спб, 2001
7.Величковская Б.Г., Кирпечёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М., 1997
8.Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. – М., 1998.
9.Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. – М., 1998.
10.Воткевич ГВ., Вронский В.А.Основы учения о биосфере. - М., 1989.
11.Гиляров М.С., Винберг Г.Г, Чернов ЮИ Экология _ задачи и перспективы//Природа.- 1997. - №5.
12.Гладкиий Ю.Н. Глобалистика: трудный путь становления//Мировая экономика и международные отношения. – 1994. - №10.
13.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. – М.,1995.
14.Горшков ВГ Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.,1995.
15.Данилов – Данильян В.И., Залиханов М.Ч., ЛосевК.С., Экологическая безопасность: Общие принципы и российский аспект. – М., 2001.
16.Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9 класс. – М., 1995.
17.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т, Глазачев С.Н Основы общей экологии.- М.,1997.
18.Миркин Б.М., Наумова Л.Г.Экология России. 9-11 классы. – М.,1995.
19.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М., 1998.
20.Основы экологии и экологическая безопасность. / Под ред. В.В.Шкарина., И.Ф. Колпащиковой. – Н.Новгород, 1998.
21.РевельП., Ревель Ч. Среда нашего обитания. – М.,1994 – Кн.1.
22.Реймерс Н.Ф. Экология (Теория, законы, правила, принципы и гипотезы). – М.,1994.
23.Родман Л.С. Ботаника – М: Колос, 2001 – 328 с. ил (Учебники и учебные пособие для студентов средних специальных заведений).
24.Скурлатов Ю.И., Дука Г.Г., Мизити А.В. Введение в экологическую химию. – М.,1994
25.Стадницкий Г.В., Родионов А.И Экология. – М.,1995.
26.Хаскин В.В, Акимова Т.А. Основные критерии экоразвития. – М., 1994.
27.Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. – М.,2001.
28.Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность, изд.2. – М.,2004. – с.330.
29.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – М.,1998.
30.Чернова Н.М., Галушин ВМ., Константинов В.М. Основы экологии. – М.,1995.
31. Галиев М.А., Шаретдинов Э.Ф. Экологические проблемы и правовая охрана окружающей среды в Республике Башкортостан. Уфа: Издание Башкирской Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, 1998. - 185 с.