Повторительно-обобщающий урок по теме "Преобразования Петра I"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  1. Обобщение пройденного материала по теме: «Преобразования Петра Великого».
  2. Обобщение и систематизация знаний по проведению реформ в экономике, государственного строительства, в области культуры, армии и по Северной войне.
  3. Продолжить формирование умений работы с документами, картой, умений сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить с учащимися изученный ранее материал, использовать полученные знания в решении практических задач.

Развивающие:

  • способствовать развитию логического мышления при решении познавательных задач и самостоятельной деятельности учащихся;
  • интереса к изучению предметов гуманитарного цикла.

Воспитательные:

  • пробудить интерес к изучению истории с привлечением мультимедийных средств обучения;
  • способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе;
  • вызвать чувство гордости за героическое прошлое своего Отечества;
  • воспитать у учащихся уважения к истории, культуре, традициям своего народа.

Оборудование:

  • Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
  • Диск с записью презентации «Преобразования Петра I».
  • Таблица подсчета итогов викторины.
  • Итоговая схема.

Ход урока

Организационная часть урока.

Класс делится на 3 группы. Выбираются капитаны команд, название команды. Определяется система оценивания: по 1 баллу за правильный ответ, в задании по понятиям – 3 балла: сложное, 2 балла: среднее, 1 балл: простое задание.

Дается опережающее задание по характеристике личности Петра I.

Таблица результатов рисуется на доске.

В течении всего урока на доску прикрепляются магнитами специально заготовленные таблички разного цвета с основными направлениями реформ Петра I.

Вступительное слово учителя.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было все: и взлеты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что – бесчестие и позор?” Поможет ответить нам на этот вопрос история петровской эпохи. Сегодня на уроке мы подведем итог изучению темы: «Преобразования Петра Великого».

Слайд 1. «Преобразования Петра I.»

Повторив, реформы Петра, мы должны будем ответить на вопрос:

  • Какой стала Россия в результате преобразований?
  • Что нового появилось в стране?
  • Все изменения в стране в период правления Петра мы будем вносить в эту схему на доске.

Вы должны будете записывать основные изменения в тетрадь.

Тема серьезная и для того, чтобы вы лучше запомнили материал, я решила провести этот урок в игровой форме.

Вы были разделены на 3 команды. Вы выбрали капитана, придумали название команды и мы начнем соревноваться в знании эпохи Петра I. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы, которые фиксируются в таблицу.

Капитан будет отмечать выступающих в команде, вам также нужно выбрать человека, который будет проверять ответы других команд и заносить результаты в таблицу.

В конце урока мы подведем итог: какая команда станет победителем, капитаны команд сдадут свои списки, просмотрев которые я поставлю оценки отдельным учащимся за их работу в команде.

Основная часть урока.

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - это слова А.С. Пушкина о Петре Великом.

Сейчас поговорим о человеке, который в конце 17 – начале 18 в. провел значительные реформы в России.

Каким же был Петр I? Какие черты характера Петра помогли проявиться ему как государственному деятелю?

Характеристика Петра I. Рассказывают учащиеся, получившее опережающее задание.

Итак, что из качеств царя мы можем написать на доске? А качества Петра как правителя?

Реформатор – запишите в тетради.

Слайд 2 «Реформы Петра I»

Учитель:

Уже 300 лет идут споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Одни восхищаются Петром: “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”, “царь-просветитель”. А для других он – “злодей”, “деспот”, “тиран”.

Какие изменения произошли в нашей стране в результате проведения экономических реформ?

Конкурс 1.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы повторим основные понятия.

Но понятия оцениваются по-разному: 3 балла – красные, 2 – зеленые и 1 – синие. Учащиеся отвечают на выбранные понятия и зарабатывают баллы.

Протекционизм
Меркантилизм
мануфактура
приписные крестьяне
посессионные крестьяне
подушная подать
Рекруты
коллегии
регулярная армия

Если вы увидели, большая часть понятий связана с экономическими реформами.

Учитель подводит итоги конкурса. Объяснение понятий.

Конкурс 2

Но это еще не все понятия. Остальные кто-то написал с ошибками и их нужно исправить.

Сенод, мирконтелизм, пратекционнизм, Синат, каллегия. Пасесионые и преписные рестьяне, нарва, палтава, Санк-Петербурх, ампиратор, ништякский даговор. 4 балла

Учащиеся исправляют ошибки, и капитаны команд передают друг другу ответы для взаимопроверки.

Слайд 3 «Исторический диктант»

Итак, мы с вами закончили 1 часть урока и должны написать на доске самое главное слово или предложение, которое характеризует экономическую деятельность Петра I.

Учитель пишет на доске

Развитие отечественной промышленности. - запишите в тетради.

Слайд 4. «Государственные реформы»

Конкурс 3

Петр провел реформы в области государственного управления.

Каковы были последствия проведения этих реформ?

Схему центральных органов власти мы с вами записывали.

Но что случилось – большая часть схемы пропала. Давайте ее восстановим.

Учащиеся заполняют схему и передают для взаимопроверки.

Слайд 5. «Государственные реформы»

Учитель вместе с учениками проверяет правильность заполнения схемы, и выставляет баллы в таблицу. 11 баллов

Мы вспомнили реформы государственного управления, давайте посмотрим, что можно выделить самое главное в этих реформах?

К чему привела данная реформа? Каковы были последствия проведения этих реформ?

Централизация управления. – на доске – запишите в тетради.

Конкурс 4

Мы вспомнили экономические, государственные реформы.

Петр I проводил реформы в других областях. Для этого вы должны вспомнить даты проведения реформ.

Слайд 6. «Реформы Петра I»

Нужно поставить даты.

Что нового появилось в России в результате проведения данных реформ?

Учащиеся на листах проставляют даты и передают листы для взаимопроверки.

Слайд 7. «Реформы Петра I»

1722 г. – «Табель о рангах»

1708 г. – Реформа местного управления

1720 г. – Городская реформа

1700 г. – Упразднение патриаршества

1699 г. -– Начало создания школ

1703 г. – «Ведомости»

1700 г. – Новое летоисчисление

1718 г. – Ассамблеи

1700 г. – Указ о бритье бород и ношении европейской одежды

1711 г. – Создание Сената

1721 г. – Создание Синода

1718 г. – Создание коллегий

1703 г. – Начало строительства Петербурга

1719 г. – Основание Кунсткамеры

1724 г. – Учреждение Академии наук

1710 г. – Введение гражданской азбуки

Учитель вместе с учениками проверяет правильность дат – проверка учащимися из других групп и выставление баллов в таблицу. 16 баллов.

Итак, Что нового появилось в России в результате проведения данных реформ?

Развитие образования – запишите в тетради.

  • Новое летоисчисление
  • Новая азбука
  • Европейский облик русских людей
  • Первая газета

Большую часть своего правления Петр I вел войны. А для успешного ведения войны необходима боеспособная армия. Петр I проводит военную реформу.

В чем сущность военной реформы?

Конкурс 5

Капитаны команд выберите вопросы:

  1. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему? Какая армия появилась в результате реформы? 2 балла

  2. Какие школы появились при Петре I: 2 балла
    Навигацкая школа
    Смольный институт
    Артиллерийская школа
    Гарнизонная школа
    Народное училище
    Хирургическая школа

    Пажеский корпус

  3. Какие уставы были написаны? В каких годах?

Взаимопроверка.

Проверка учителем заданий. 2 балла.

Слайд 8. «Военная реформа».

В чем сущность военной реформы?

Регулярная армия.

Обучение офицеров и солдат, перевооружение армии – запишите в тетради.

Слайд 9. «Северная война»

Реформирование армии оказало влияние на ход Северной войны. Мы просто не можем не вспомнить эту войну, потому, что она привела к значительным изменениям в государстве. Несколько конкурсов у нас будут по Северной войне. В конце их проведения вы должны будете ответить на вопрос:

Какие изменения в стране произошли после окончания войны?

Конкурс 6. “Схемы сражений”

Задание: Даются схемы сражений Северной войны: учащиеся должны определить – что это за сражение.


Сражение под Полтавой.


Сражение у Нарвы.


Гангутское сражение.


Сражение у деревни Лесной.

Учитель подводит итоги конкурса.

Полтава, Нарва, Гангут, деревня Лесная. 1 балл.

Конкурс 7.

Задание: Кто лишний в перечне и почему?

  • Петр I, царевна Софья, Иван V, Карл XII.
  • Россия, Швеция, Дания, Англия, Речь Посполитая.
  • Нарва, Полтава, у Лесной, Азов.

Команды отвечают на поставленные вопросы, учитель подводит итоги конкурса.

1 балл.

Слайд 10. “Кто Лишний и почему?”

Конкурс 8.

На следующий вопрос предлагается ответить всем командам. Что такое Северный союз и кто в него входил?

Слайд 11. “Северный Союз”

Учитель: с помощью следующего слайда проверим ваш ответ и дадим правильный.

Северный союз – это антишведская коалиция России, Дании, Саксонии и Польши.

Заключен в 1699 году. Распался в начале Северной войны 1700–1721 гг. Потерпев поражение, Дания вышла из войны в 1700 г., Польша и Саксония – в 1706 г. После Полтавской битвы 1709 г. возобновлен с участием Пруссии (1713 г.).

Учитель подводит итоги конкурса. 1 балл.

Конкурс 9.

Расставить в хронологическом порядке сражения: Нарва, Полтава, у Лесной, Гангут, строительство С.-Петербурга.

Команды дают правильный ответ:

Нарва. 2. Строительство Санкт-Петербурга. 3. У Лесной. 4. Полтава. 5. Гангут.

Взаимопроверка.

Учитель подводит итог конкурса. 6 баллов.

Слайд 12. «Хронология сражений и событий»

Конкурс 10.

Каждая команда получает отдельное задание, при успешном его выполнении набирает баллы.

Задание: Кто автор данных донесений, и с какими событиями они связаны?

  • «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят». Петр I, создание флота.
  • «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». Полтава, Петр I.
  • «Зело жесток, сей орех, однако, слава богу, счастливо разгрызен». Петр I, Нотебург (Орешек)

Подведение итогов конкурса. 3 балла.

Слайд 13. «Неотосланные депеши»

Итак, Какие изменения в стране произошли после окончания войны?

Выход в Балтийское море

Россия – империя - запишите в тетради.

Слайд 14.

Конкурс 11.

Россия стала империей, а Петр I – императором. Личность Петра противоречива и его современники по - разному оценивали его деятельность.

Обратимся к документам на слайде:

Можно ли итог внешнеполитической деятельности Петр описать словами его сподвижника Феофана Прокоповича, произнесенными над гробом императора:

  1. «Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрыми любимую, любимая и будет; сделал врагам страшною, страшной и будет; сделал на весь мир славною, славной и быть не перестанет»? Как вы думаете, отражают ли эти слова государственного и церковного деятеля Петровской эпохи идею о превращении России в великую державу? Аргументируйте ответ.

  2. Видный общественный деятель эпохи Екатерины II княгиня Е.Р. Дашкова в своих записках высказывается о Петре так: «Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками». Сравните точку зрения Дашковой на петровские реформы с положительными оценками этих преобразований. Как разрешить возникшее противоречие?

  3. Известно, что ценой преобразовательной деятельности Петра явилось сокращение податного населения России на 30%. Размышляя об этом, поэт Волошин М.А. писал: «Царь Петр пытался перебросить Россию через несколько веков вперед, создать ей новую душу хирургическим путем, цивилизовать ее казнями и пытками». Выскажите свое мнение об этих строках. Как вы думаете, могли ли реформы проводиться иначе, с меньшим напряжением сил народа?

Команды отвечают, учитель вносит поправки и дополнения, комментирует ответы участников и подводит итоги конкурса. 3 балла.

Итак, давайте посмотрим, что мы с вами выбрали как наиболее важное в Петровской эпохе.

Обращение к доске: по схеме.

Подведение итогов конкурса.

Наибольшее количество баллов – 60 баллов.

Подведение итогов урока.

Объявляется общий итог и называются победители.

Оценивание по группам и индивидуально, выставление оценок.

Определены победители. А теперь настала пора поздравить их.

Слайд 15. “Награждение победителей орденами”

На экране появляется слайд с изображением орденов русской армии петровской эпохи. Выставление оценок.

Вот и закончился урок, посвященный петровской эпохе.

Времена не выбирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков. Таковы богатство и одаренность его натуры, противоречивость и цельность его характера. Царствование свое он воспринимал как врученную Богом работу, которую следует делать неутомимо. Он был примером в этом служении Отечеству. Более таких универсальных правителей Россия не знала.

Домашнее задание.

Слайд 16. Домашнее задание.

§ 26, вопрос 3, задание 1 – устно.

Рисунок на тему «Петровская эпоха» – желающим получить дополнительную «4».

Эссе – желающим получить дополнительную «5»:

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой,
На троне вечный был работник».