Урок-конференция по пьесе А.Вампилова "Старший сын"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Вампилова;
  • Раскрыть духовный мир писателя, круг его интересов;
  • Путем анализа произведения воспитывать нравственные понятия: доброту, порядочность, благородство.

Ход урока

Чтение стихотворения Петра Реутского:

Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти  полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил её, как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Всё моё со мной останется,
И со мной, и на земле
У кого-то сердце ранится
На моём родном селе.
Будут вёсны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.

– Прозвучало стихотворение Петра Реутского. Оно посвящено  человеку, который вошел в литературу молодым, молодым в ней и остался. Он прожил всего 35 лет. Александр Валентинович Вампилов (слайды 1, 2). Валентин Распутин сказал о нем: « Он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель».

Александр  Вампилов  ни одного дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся еще от деда, поэтому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу под аккомпанемент гитары звучали и щемяще трогали за сердце романсы на стихи А.С. Пушкина, А. Дельвига, М. Ю. Лермонтова и других авторов. (слайд 3, прослушивание романса на стихи А. Пушкина)

– Нам предстоит познакомиться с жизнью А. Вампилова, окунуться в творческий мир писателя. Подумайте, какие строки из тех, что прозвучат сегодня, можно поставить эпиграфом к уроку? В каких из них выражается сущность этого человека?

Близкие друзья называли Вампилова просто и ласково: «Саня». От этого имени образован псевдоним  Александр Санин, которым молодой драматург подписал свою первую книгу, она называлась «Стечение обстоятельств».

Сообщение ученика о А.В. Вампилове

Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в посёлке Кутулик Иркутской области в учительской семье. Волею обстоятельств вынужден был расти без отца. Валентина Никитича по ложному доносу арестовали и расстреляли в 1938 году. Накануне рождения сына он писал жене Анастасии Прокопьевне : « Вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не стал писателем, так как я во сне вижу писателей».

Вещий отцовский сон оправдался, родился будущий писатель, драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды». (слайд 4, родители)

В юности Вампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, у него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения, но пел он не часто, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился  позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.

После окончания школы Александр Вампилов учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с  1960 года работал в редакции областной газеты « Советская молодежь», увлекся драматургией, стал писать пьесы.

Иркутяне по праву гордятся своим  талантливым земляком.  В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего  музея  Сибири  проходят вечера, посвященные памяти драматурга. (слайды 5, 6, 7)

В 1965 году А. Вампилов привёз в Москву в театр «Современник» и предложил О.Н. Ефремову пьесу « Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1970 году – «Старший сын». При жизни писателя были поставлены всего две пьесы: «Прощание в июне»  и «Старший сын». Шли годы так называемого застоя, не обо всём можно было писать прямо и открыто. Молодого драматурга глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра, милосердия – вот основные мотивы его пьес. (слайд 8)

«Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели писателя.

Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. «Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, – вспоминал Вячеслав Шугаев.– От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он писал Сарафанова, музыканта из  «Старшего сына», играющего на похоронах. Похоронен А. Вампилов в Иркутске.

 

– Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой, казалось, не будет конца, которой он сам привык диктовать условия, ведь Саня даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Вампилов поплыл к берегу. И он  доплыл, и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.

На берегу в это время стояла машина. Люди, приехавшие на машине, курили, равнодушно наблюдая за происходящим, за борющимся со смертью человеком. Вдруг кто – то истошным голосом закричал: « Люди, люди, киньте запасное колесо от машины, киньте хоть палку, протяните навстречу руку, но сделайте что – нибудь». Люди, оставив кинутую реплику без внимания, поглазели еще раз на утопающего, сели спокойно в машину и уехали. Так печально и трагично оборвалась жизнь человека. (слайд 9)

Смерть А. Вампилова потрясла его друзей. 20 августа 1972 года в газете «Советская молодежь» был опубликован некролог, написал его иркутский поэт Марк Сергеев. (слайд 10)

Сообщение ученика

«Не стало нашего Саши. Не верится в это, не верится. Мы гордились, когда узнали, что пьесами  Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов. В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своём отпуске, и они вместе составляли «план».

А потом он уехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил…

Теперь о тебе, Саша, нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал об этом неделю назад. И глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить как же любя жизнь и людей, как ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоём уважении к творчеству.

А ещё мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно».

 

– Подумайте, какие строки выражают сущность личности Александра Вампилова и могут стать эпиграфом к нашему уроку? («Будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно» Марк Сергеев – запись эпиграфа в тетрадях)

Чтение учеником стихотворения Александра Вампилова (слайд 11)

Что неприветливо, широкий дол, шумишь?
Не можешь мне простить разлуки?
Что не хранят, чего не помнят люди,
То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

Я навсегда в твоих лугах бескрайних,
Я навсегда в твоих лугах густых.
И после всех дорог судьбы –
Случайных,

Извилистых, запутанных, крутых –
Последняя дорога мне
Прямая –
Сюда, чтобы спокойно умереть…

(слайд 12)

– Если так переживали безвременную гибель Вампилова его друзья, можно представить, каково матери, пережившей своего сына.

Сообщение ученика

Анастасия Прокопьевна Копылова-Вампилова была учителем математики в сельской школе. Именно ей посвятил свой шедевр – рассказ «Уроки французского» – Валентин Распутин. Хорошо знавшие её люди вспоминают, что мать драматурга была человеком величайшего такта  и благородства.

Из воспоминаний Анастасии Прокопьевны Копыловой-Вампиловой: « С первых курсов университета Саня стал писать рассказы, читал их мне, и когда сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли ему? А Саша сказал: « Ты, мама, не веришь в меня». На что я ответила: « Матери всегда должны быть строги к своим детям и их способностям». И незадолго до гибели Саша сказал мне: « А ведь ты, мама, не верила в меня». Подарив мне пьесу «Старший сын», изданную в Москве, Саша написал на ней: « Дорогой маме от младшего сына».

(слайд 13, перечень книг А. Вампилова)

Запись в тетрадях важнейших дат жизни и творчества А. Вампилова (слайды 14, 15)

1937 г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».

1960 г. – закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь».  Увлечение драматургией.

1965 г. – приезд в Москву в театр «Современник».

1966 г. – «Прощание в июне».

1970 г. – «Старший сын», «Утиная охота».

1972 г. – «Прошлым летом в Чулимске». Август 1972 г. – трагическая гибель писателя.

– Александр Вампилов любил повторять: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека». Переходим к обсуждению пьесы «Старший сын». В конце 60-х первой половине 70-х годов пьеса была поставлена более чем в 50 городах нашей страны, а также за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Германии, Польше). В 1976 году режиссер Виталий Мельников снял фильм по этому произведению, пригласил замечательных актеров, которые сумели мастерски воплотить характеры главных героев, передать замысел автора – драматурга Александра Вампилова.

Вопросы для анализа:

  1. Вспомните, какое стечение обстоятельств  привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых? (слайд 16)
  2. Что можно рассказать о членах этой семьи? Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли его назвать неудачником? (слайд 17)
  3. Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы? (слайд 18)
  4. Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы? (слайд  19)
  5. Расскажите о Володе Бусыгине. Каковы главные черты его характера? Как характеризует Володю его отношение к семье Сарафановых? Изменила ли его встреча с этой семьей? (слайды 20, 21)
  6. Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых  родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы? (слайд 22)
  7. Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера? (слайд 23)

– Александр Вампилов использовал несколько названий для своего произведения – «Предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых».

– Почему «Старший сын» – наиболее удачное? Что утверждает Александр Вампилов в человеке?

Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Подводя итоги, обратимся к высказыванию В. Распутина о творчестве Вампилова: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение». (слайд 24)

Я надеюсь, что творчество А. Вампилова оставило глубокий след в ваших душах, заставило о   многом задуматься, многое переосмыслить, расставить жизненные приоритеты. Сегодня мы только лишь приоткрыли дверцу в мир талантливого большого писателя. Этот мир надо постигать через его произведения.

Д/З: подготовить отзыв о прочитанной книге по следующему плану:

  1. Какова тема и основная мысль произведения?
  2. Где и когда происходят события?
  3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  4. Кто из героев особенно понравился? Почему?
  5. Кто из героев, по-вашему, заслуживает осуждения?
  6. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

Список используемой литературы:

  1. Хрестоматия по литературе для средней школы. Учебн. пособие для 10-11 кл./ Сост.: Аламдарова Э. Н., Безрук Ю.Л., Евдокимова Л.В. и др. – СПб.: Корвус; Астрахань: Изд-во Астраханского педагогич. Ин-та, 1994.
  2. Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета. 1996.
  3. Венок Вампилову: Сб. / Сост. Л. В. Иоффе. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та 1997.
  4. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю. – Иркутск. Издание ГП. «Иркутская областная типография №1» 2000.