Влияние снежного покрова на озимые культуры

Разделы: Экология


Слово “экология” впервые было введено в научную терминологию немецким учёным Геккелем в 1866 году. Свою популярность оно получило в середине двадцатого века, когда обострились отношения между человеком и средой, обществом и природой.

Экология определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их средой обитания. Выделяют общую экологию и её составную часть - социальную экологию, в состав которой, в свою очередь, входит правовая экология.

Система экологического права - это совокупность его институтов, расположенных в определённой последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. Экологическое право рассматривается в трёх смыслах: как отрасль права, как учебная дисциплина, как наука.

Все охраняемые законом объекты земной природы делятся на три категории:

- интегрированные объекты;

- дифференцированные объекты;

- особо охраняемые объекты.

К первой категории объектов относится окружающая природная среда. Данное понятие складывается из понятий “природная среда” и “окружающая среда”.

Под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда представляет собой совокупность компонентов природной среды и объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющих рекреационное и защитное значение.

К дифференцированным объектам относятся такие компоненты природной среды, как земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Земля - охраняемый законом природный объект, представляющий собой в широком смысле всю планету, территорию со всеми её естественными компонентами. В узком смысле слова, земля- поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические функции (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические

(средство производства в сельском и лесном хозяйстве.

Воды - охраняемый природный объект, представляющий часть природной среды (гидросферу нашей планеты) и состоящий из естественных и искусственных водоёмов, подземных вод, ледников, Мирового океана.

Под животным миром следует понимать охраняемый законом природный объект, включающий насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы и выполняющих экологические, экономические и культурно- оздоровительные функции.

Атмосферным воздухом является компонент биосферы, элемент окружающей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

Континентальный шельф - это природный ресурс, морское, океаническое мелководье, которое имеет аналогичное соседней сушей геологическое строение. Это наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.

Морскую среду составляют море, минеральные и живые ресурсы, которые неразрывно связаны со средой обитания.

Леса - возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющие важное экологическое , экономическое и социальное значение.

Растительный мир - природный ресурс и важный компонент биосферы, который тесно связан с фауной, климатом и почвой.

Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Да… я говорю о почвенных ресурсах. Почва образуется в природе очень медленно всего 20 см за 5-6 тысяч лет. Почва нуждается в бережном отношении, так как она легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром. Работа текучей воды, ветра вызывающая разрушения почвы, называется эрозией.

Почвенные ресурсы являются одной из самых необходимых предпосылок обеспечения жизни на Земле. Однако их роль в настоящее время недооценивается. Почва как элемент биосферы призвана обеспечить биохимическую среду для человека, животных и растений, среду, обладающую высокой буферностью и энергоемкостью, значительным резервом механизмов для самоочищения, так важных для поддержания сбалансированного взаимодействия, прямого или косвенного, почвенной биоты и человека. Только почвой могут быть обеспечены полноценные условия для производства продуктов питания, корма для животных. Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопление атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод, трансформация или мобилизация загрязняющих компонентов.

Нарушает плодородие почвы и человек. Неумелое применение удобрений, ядохимикатов, загрязнение окружающей среды отходами производства, мусором, стеклом, битым кирпичом, кусками пластмассы губит почву. Сильно загрязняется почва в местах добычи каменного угля, нефти. Почва разрушается под воздействием транспорта, землеройных машин и сельскохозяйственной техники. Поэтому почву необходимо защищать от размыва и выдувания сохранить её плодородие. Самые лучшие защитники почвы- растения. Они скрепляют почву корнями и препятствуют её размыванию. Деревья и кустарники как ковёр прикрывают почву и защищают её от ветра. Для повышения плодородия почвы её необходимо удобрять.

В сельском хозяйстве земля является главным средством труда, данным природой, невосполнимым и основным богатством человека. Под агрономией понимают комплекс агрономической науки и практических приемов возделывания сельскохозяйственных культур.

Земледелие - это раздел агрономии, изучающей общие приёмы возделывания сельскохозяйственных растений. К основным задачам земледелия относятся: сохранение и повышение плодородия почвы и увеличение урожайности сельскохозяйственных культур на основе эффективного и экологически обоснованного использования земли, применения современных технологий возделывания, сортов и гибридов растений.

Охрана природы - долг каждого. Воспитание любви к Родине надо начинать с воспитания любви к природе.

Педагогический эксперимент показал, что наилучшие результаты при развитии экологической культуры учащихся в учебно-исследовательской деятельности можно достичь при организации работы по следующей схеме: реферирование литературы по выбранной теме исследования - экологическая экскурсия на объект исследования-наблюдение за объектом исследования -подведение итогов исследовательской работы по защите рефератов на экологических конференциях.

Опыт работы показывает, что систематическое включение учащихся в личностно-ориентированную учебно-исследовательскую деятельность по решению регионально-значимых экологических проблем способствует осознанному, личностно-значимому овладению учащимися основными компонентами экологической культуры.

Цель работы: изучить состояние снежного покрова в селе Альшихово Буинского района Республики Татарстан.

Задачи:

1. Взять пробы снега из исследуемых участков.

2. Измерить глубину снега из исследуемых участков.

3. Определить плотность снега участков.

4. Изучить влияние плотности, глубины залегания и запаса воды в слое снега на озимые культуры.

5. Измерить температуру снега исследуемых участков.

6. Провести статистическую обработку результатов исследований.

Актуальность работы: в последнее время наблюдается позднее выпадение осадков, снега (конец декабря). Озимые культуры страдают от переохлаждения. Вымерзание растений в период сильных холодов, при отсутствии или небольшом снежном покрове, одна из причин гибели озимых культур на больших площадях. Это буквально влияет на урожайность озимых культур.

Объекты работы: линейка для измерения глубины снега (снегомер),сосуд, снег, поле (разные участки), термометр, озимая пшеница.

Методика проведения работы:

1. Взятие проб снега из разных участков (участок №1 - край лесопосадки поля, №2 - открытый участок поля).

2. Измерение глубины снежного покрова.

3. Вычисление плотности и запаса воды в слое снега.

4. Изучение влияния плотности, глубины и запаса воды в слое снега на озимые культуры.

5. Измерение температуры снега в исследуемых участках.

6. Статистическая обработка результатов, составление графиков, таблиц.

Обсуждение результатов работы.

Я взяла пробы снега, измерила глубину снежного покрова с двух участков. Участок №1 - край лесопосадки поля, участок №2 - открытый участок поля. Первая проба и промер были взяты в участке №1, где глубина снега намного больше, чем на участке №2. В участке №2, из-за открытой местности, толщина снежного покрова меньше.

Глубина снежного покрова определяется методом промеров. Я взяла самый простой, эффективный метод линейных промеров. На местности (в поле) выбирается участок с разными ландшафтными условиями (участок №1 - край лесопосадки, участок №2 - открытая местность). А затем через равное расстояние (5 метров, 5 шагов) делаются вертикальные промеры глубины снежного покрова с помощью расчерченной сантиметровыми делениями рейки (прибор сам называют - снегомер). Таких промеров достаточно сделать три.

Результаты работы я внесла в таблицу.

Определение глубины снега в сантиметрах

Изучаемая территория Месяцы Промеры (см) Средняя глубина (см) Общая средняя глубина (см)
Участок №1 край лесопосадки январь 1-19
2-23
3-27
23  
  февраль 1-47
2-52
3-55
51,3 23+51,3:2=37,15
Участок №2 - открытая местность поля январь 1-14,6
2-17,3
3-21,3
17,7  
  февраль 1-28,4
2-35
3-43,1
38,5 17,7+38,5:2=28,1

Вывод: в участке №1 снега за два месяца накопилось много, чем в участке №2, это повлияет на урожай, на перезимовку озимых культур.

Я проделала вычисления по средней глубине снежного покрова на каждом промере и определила среднюю глубину снега на каждом участке (участок №1 и №2).

Теперь определяю общую среднюю глубину снега: 37,15+28,1:2=32,6 см.

Из таблицы заметно, что просматривается явная тенденция накопления снега к концу зимы. Несмотря на различия в мощности снежного покрова из года в год величина его соответствует климатическим нормам местности (Буинского района). Например, 2006-2007 год был не очень снежным, 2007-2008 год средне снежный, а вот 2009-2010 год в начале сезона малоснежный, а вот в январе- обилие атмосферных осадков.

Теперь нужно определить плотность снега. Для этого нужно взять сосуд и точно измерить его объём. Чтобы найти объём, нужно сначала найти радиус выбранного сосуда. Сосудом делаются отборы вертикального столба снежного покрова по всей его толще. Таких проб тоже делается три, потом нужно сосчитать среднюю пробу снега. Пробы нужно положить в пакеты и пришить к каждому пакету по номеру, чтобы не потерять данные. Снег в тёплом помещении тает, и сосудом с мензуркой можно измерить объём талой воды, массу воды. Потом массу воды (1 мл=1 г) нужно разделить на объём взятого снега в каждой пробе и определить среднюю плотность на всем участке исследований.

Так же просто вычисляется запас воды в слое снега. Для этого нужно среднюю плотность снега умножить на среднюю глубину снежного покрова; получится число с размерностью г\см.

Измерение температуры снега в исследуемых участках.

Изучаемая территория месяцы Температура снега
Участок №1
Край лесопосадки поля
Январь
февраль
-12С; -14С
-10С; -11С
Участок №2
Открытая местность поля
Январь
февраль
-16С ;-18С
-14 С; -15С

Вывод: Температура снега в разных исследуемых участках разная, зависит от месяца, исследуемого участка, суровости зимы.

Нагляднее это можно разместить в таблице.

Графики

Выводы по работе:

1. Глубокий снежный покров на участке №1 позволяет озимой пшенице лучше развить корневую систему, перенести сильные морозы.

2. Чем рыхлее снег, тем температура зимовки для озимых более оптимальна.

3. Просматривается тенденция накопления снега, увеличение плотности снега и запаса воды в слое снега к концу зимы.

Рекомендации.

1. Провести рейд по задержке снега на поле, расположенный ближе к территории школы.

2. Поближе познакомиться на классных часах с заслуженными тружениками села и благородной профессией агронома.

Литература

  1. “Основы экологии” Н.М Чернова, М.: “Просвещение”, 1997 год.
  2. “Экология в школе” №2 2008 год. Статья Чечулиной Т.В “Человек и Земля” в повести В.П. Астафьева “Царь-рыба”.
  3. “Экология для студентов вузов” И Щукин. Ростов-на-Дону “Феникс” 2005год.
  4. “Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды” А.Н. Голицын, М.: “Оникс” 2007 год.
  5. Д.И. Трайтак, Г.В. Пичугина “Сельскохозяйственный труд”. М.: “Просвещение,1994 год
  6. Хартия Земли (учебное пособие) “Заман” Казань, 2007 год.
  7. “Экологическая правда” Г. Альметьевск, 2007-2008 год.
  8. “Естествознание в школе” ООО “Школьная пресса”, М.:,2004 г.
  9. “Экология” М. Издательство “ Знание”. 2004.

Презентация