Классный час "Права ребенка"

Разделы: Внеклассная работа


ХОД ИГРЫ

1 этап

Заочно проводится конкурс рисунков на темы: «Моё счастливое детство», «Я имею право на…». Капитаны каждой команды в начале игры проводят «экскурсию» по рисункам.

2 этап

Учащиеся должны выбрать правильный вариант ответа из двух предложенных и ответить на вопросы учителя. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

№ п\п

Вариант ответа А

Вариант ответа В

1 Каждый ребёнок имеет право на всё, что изложено в Декларации прав ребёнка независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, религиозных, политических или иных убеждений На всё, что изложено в Декларации прав ребёнка могут рассчитывать только:
– внуки и правнуки Царя Салтана, а также дети Соловья-разбойника;
– дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного;
– дети одного с Бабой Ягой цвета кожи, одной с ней национальности и разделяющие взгляды Кощея Бессмертного
Вопрос  классу:
Какой из вариантов ответа является более справедливым и почему?
2 В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребёнка и предоставление ему возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически У государства свои заботы, у детей – свои. Дети не занимаются вопросами воспитания и развития государства, а государство не занимается вопросами воспитания и развития детей
Вопрос  классу:
Какой вариант правильный?
Можно ли стать всесторонне развитым человеком, если всё своё время посвящать развлечениям, играм и забавам?
3 Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребёнка Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребёнка. За исполнение этих законов отвечает Баба Яга. Контроль над их соблюдением возлагается на Спящую Царевну
Вопрос  классу:
Нужны ли законы, защищающие детей? Кто должен следить за их соблюдением?
4 Каждый ребёнок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя Все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать имена им не надо. Дети должны обращаться друг к другу по кличкам или прозвищам. Гражданство, как не имеющее никакого значения, отменяется
Вопрос  классу:
Дразнил ли кто-нибудь вас? Что вы при этом чувствовали?
   5 Каждый ребёнок имеет право на достойные медицинское обслуживание, жилище, питание, развлечения На достойное медицинское обслуживание имеют право только дети врачей. На достойное жилище  – дети строителей. На хорошее питание – дети поваров
Вопрос  классу:
Какой из вариантов вы считаете более справедливым и почему? Даже самый красивый дом можно испортить, разукрасив стены и лифты глупыми надписями, разбив лампочки и стёкла в подъезде. Приятно ли и удобно жить в таком доме?
6 Каждый ребёнок и его мать имеют право на особую заботу государства об охране их здоровья Государство должно заботиться только о здоровых людях. Все остальные должны лечить себя сами
Вопрос  классу:
Почему государство должно особенно заботиться о матери и ребёнке? Что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
7 Каждый ребёнок с физическими или психическими недостатками имеет право на заботу, а также на специальное образование и медицинский уход Ребёнок с физическими или психическими недостатками  должен заботиться о себе сам
Вопрос  классу:
Ещё вчера ты был нормальным здоровым ребёнком, а сегодня, к сожалению, сломал руку, то есть приобрёл физический недостаток. На чью помощь ты можешь рассчитывать? Величайший поэт Древней Греции был слепым. Появились  бы на свет его поэмы «Илиада» и «Одиссея», если бы рядом с ним не было заботливых людей?
Как нужно относиться к людям с физическими или психическими недостатками?
8 Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании Каждого ребёнка нужно любить и выполнять все его желания. Дети, чьи права не соблюдаются, направляются в пансионат Змея Горыныча за тридевять земель, где им будут обеспечивать уход и заботу
Вопрос классу:
Почему детям нужны любовь и внимание?
Можно ли выполнять все желания детей? К чему это может привести?
Должны ли дети сами заботиться о ком –либо?
9 В тех случаях, когда ребёнок по каким-то причинам мешает семье, он имеет право на особую заботу государства Дети, лишившиеся семьи, имеют право пойти  за тридевять земель просить помощи у доброго царя
Вопрос классу:
Почему о детях, лишившихся семьи, должно заботиться государство?
10 Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со своей мамой, кроме исключительных случаев Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со своей мамой, кроме тех случаев, когда она:
– круглосуточно запрещает смотреть телевизор;
– регулярно проверяет дневник;
– кормит ребёнка манной кашей;
Вопрос классу:
Считаете ли вы запрещение круглосуточно смотреть телевизор достаточной  причиной лишения мамы родительских прав?
Когда вы станете взрослыми, как вы будете себя вести, чтобы ваши дети  никогда не захотели разлучаться с вами?
11 Желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало материальную помощь Для оказания материальной помощи многодетным семьям государство обязано сообщать Бабе Яге, Гусям-Лебедям и Змею Горынычу адреса этих семей
Вопрос классу:
Почему государство заботится о многодетных семьях?
12 Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование, по крайней мере на начальных стадиях Каждый ребёнок имеет право на обязательное образование по телевизору. Обязательными учебными предметами являются:
– родная речь (учитель Соловей-разбойник);
– история и естествознание (учитель Кощей Бессмертный);
Права ребёнка (преподаёт Баба Яга);
Трудовое воспитание (учитель Емеля);
Вопрос классу:
Почему каждому ребёнку необходимо учиться?
13 Образование, игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребёнка. Об этом обязаны заботиться государство и , в первую очередь, родители ребёнка Образование, игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребёнка. Об этом обязаны заботиться  Баба Яга, Емеля, Соловей-разбойник и Кощей Бессмертный
Вопрос классу:
Кого, по вашему мнению, будет считать «культурно развитым ребёнком» Василиса Премудрая, а кого Баба Яга?
14 Каждый ребёнок имеет право при любых обстоятельствах получить защиту и помощь Каждый ребёнок, первый прибежавший к месту  получения защиты и помощи, первым их получит.
Все остальные получат по подзатыльнику.
Вопрос классу:
Какой из двух вариантов текста вы считаете справедливым и почему?
15 Каждый ребёнок должен быть ограждён от жестокости и эксплуатации в любой форме Каждый ребёнок до десяти лет должен быть ограждён от жестокости и эксплуатации в любой форме
Вопрос классу:
Какой из двух вариантов текста вам понравился больше и почему?
16 Ни один ребёнок не может быть продан или куплен Ни один ребёнок не может быть продан или куплен, но может быть заменён на более послушного и вежливого
Вопрос классу:
Делаете ли вы хоть что-нибудь, чтобы у ваших родителей не возникало желание обменять вас на ребёнка получше?
17 Ребёнок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом и привлекаться к работе и занятиям, вредным для здоровья, умственного и физического развития Ребёнок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом, если он состоит в родстве со Змеем Горынычем
Вопрос классу:
Какие занятия считаются вредными, а какие – полезными?
18 Каждый ребёнок должен быть защищён от дискриминации в расовой, национальной или любой другой форме Каждый светловолосый ребёнок имеет право проживать в избушке на курьих ножках, где он будет надёжно защищён от всякой дискриминации
Вопрос классу:
Как может повести себя ребёнок, выйдя из избушки на курьих ножках и впервые увидев детей с иным цветом волос?
19 В каждом ребёнке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами В каждом ребёнке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания в отношении приятных ему народов
Вопрос классу:
Как быть с неизвестными вам народами, о которых вы ничего не знаете:
– давать их представителям обидные клички;
– замазывать чернилами на карте те страны, где эти народы проживают;
– познакомиться с их историей и культурой и понять, что эти народы ничуть не хуже других?
20 В каждом ребёнке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и способности должны служить людям В каждом ребёнке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и способности должны служить только близким людям
Вопрос классу:
Возможна ли нормальная жизнь в государстве, если все живущие в нём столяры будут делать мебель, писатели писать стихи, а шахтёры добывать уголь только для себя и своих близких?
Что вы, ребята, можете сделать хорошего и полезного людям?

3 этап

Закончите утверждения, выбрав из предложенного списка подходящие пункты:

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

– Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанную в лесу, царица посягнула на…(2)
– Брак  королевича Елисея и царевны был заключён при…жениха и невесты (3)
– Пёс Соколко не пускал старуху в дом, охраняя право на…(1)

1) неприкосновенность жилища;
2) личная неприкосновенность, жизнь и свобода;
3) свободное и обоюдное согласие.

А.С.Пушкин «Сказка о Царе Салтане»

– Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом …(2)
– Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой виноваты в…царицы(3)
– Получив сообщение от гонца, царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью…(1)

1) закон и справедливый суд;
2) уехать из своей страны и вернуться на родину;
3) посягательство на честь и репутацию.

4 этап

Учащиеся должны ответить на вопросы по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»:

– Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд? (Балда)
– За какое вознаграждение и на какой срок поп нанял работника? (Поп нанял работника за три щелчка себе по лбу и обязался кормить его варёной полбой)
– Получал ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить ему и его семье достойное существование? (Нет)

Побеждает та команда, которая правильно выполнит наибольшее число заданий, тем самым набрав наибольшее количество баллов.