Информационные технологии в преподавании географии

Разделы: География


Тема климат всегда усваивается учащимися в 7 классе довольно сложно. Трудности для усвоения заключаются в большом наборе метеопоказателей, сложностями улавливания и запоминания климатических закономерностей (логика запоминания темы сложна для ребёнка в этом возрасте), абстрактности и экзотичности многих изучаемых в курсе географии материков и океанов типов климата. Для лучшего понимания и запоминания данной темы весомую помощь могут оказать ресурсы Интернет.Урок построен таким образом, когда дети во многом полагаются на зрительную память для запоминания информации, применяя практические навыки работы с геоинформационными системами для достижения наилучшего результата – комплексного взгляда на данную тему, без искусственного деления на слои и сегменты. Составление презентации к уроку, не имеет смысла. Работая, с каждым предложенным автором урока сайтом, любой учитель, может скомпилировать для себя нужное ему к уроку количество видеоизображений (в предложенных к уроку сайтах есть перекрёстные ссылки на близкую или подобную информацию), заранее переписав, все самые важные и громоздкие файлы на свой рабочий компьютер).

Тип урока: урок-практикум.

Задачи:

  • продолжить работу с учащимися по формированию навыков работы с климатическими характеристиками;
  • помочь семиклассникам понять логику работы с климатическими картами;
  • научить учащихся улавливать климатические закономерности по картам климата;
  • совершенствовать работу учащихся с климатограммами;
  • определить принципы поведения учащихся во время поиска сетевой информации по теме климат;

Средства:

  • настенная климатическая карта мира;
  • атласы за 7 класс;
  • мультимедиа, ресурсы Интернет;
  • рабочие тетради под редакцией И.В. Сиротина;
  • интерактивная карта климатических поясов мира.

Содержание этапов урока. Виды и формы работы

  1. Вводное слово учителя. Приветствие.
  2. Настрой учащихся на работу. Организационный момент. Мотивационное начало урока. Инструктаж по ТБ и ПБ.
  3. Актуализация знаний учащихся. Повторение ранее изученного (фронтальное).
  4. Изучение нового материала. Практическая работа с климатограммами, выполнение заданий в рабочих тетрадях, с использованием ресурсов Интернет.
  5. Физминутка.
  6. Обобщение и систематизация знаний. Индивидуальная работа.
  7. Подведение итогов. Оценивание.
  8. Домашнее задание. Фиксирование д/з.

ХОД УРОКА

1-2) Учитель. Сложным местом в курсе географии материков и океанов всегда остаётся тема Климат. Вы, наверное, уже убедились в этом. В чём же основные трудности усвоения?
Во-первых, в большом наборе метеопоказателей (средняя температура лета и зимы, амплитуда температур, годовое количество осадков, преобладающее направление ветра и т.д…)
Во-вторых, климатические закономерности многих климатических поясов, особенно таких экзотических для нас, как экваториальный, субэкваториальный, тропический, не всегда сразу улавливаются, какое побережье получает большее количество осадков, западное или восточное, наветренные или подветренные склоны гор?
В-третьих, абстрактность данной темы.
Конечно, компьютер пока не может реконструировать разнообразные типы климата, это не кондиционер, однако весомую помощь в понимании этой сложной темы и в закреплении её он оказать в состоянии. На помощь нам придут ГИСы. Они находят применение во многих отраслях современной жизни. Сегодня без них не возможна работа геологов, землеустроителей, дорожников, риэлторов, логистов и, конечно же климатологов. На данном уроке мы будем пользоваться готовыми Геоинформационными системами, не задаваясь вопросом, как они устроены, ведь можно же пользоваться телевизором не владея теорией распространения электромагнитных волн в пространстве.

3) Давайте, проверим, как вы запомнили информацию о климате мира? Отвечайте на мои вопросы.

  • Какие факторы влияют на образование климата?
  • Почему на всей поверхности Земли не может быть одинаковым климат?
  • Какая информация содержится на карте климатических поясов?
  • Что можно увидеть на климатической карте мира? (работа с настенной картой и картами в школьных атласах за 7 класс).

(По ходу беседы у учащихся могут возникнуть другие вопросы и суждения…)

Вывод из фронтального повторения:

Климатические пояса и зоны показаны на одной карте, температуры июля и января – на другой, есть ещё карта распределения атмосферных осадков и ветров. Собрать сведения этих объектов воедино – задача сложная даже для профессионального климатолога. Поэтому в учебниках и атласах появились климатограммы.

4) Что такое климатограмма? (графическое изображение, показывающее распределение температуры и осадков по конкретным точкам планеты). Обращаемся к нашей рабочей тетради. На стр.14 выполняем задание №2, задание выполняется по вариантам, выбираем по 3 климатограммы. (В ходе выполнения учитель помогает учащимся)

Итог работы:

Учащиеся делают вывод о том, что наиболее полную характеристику о климате можно получить, работая с климатограммами.

Учитель: Наиболее полная коллекция климатограмм размещена на сайте www.klimadiagramme.de – климатограммы по метеостанциям, всех континентов мира
Сайт выполнен на немецком языке. Но язык географических названий, карт и климатограмм настолько универсален и интернационален, что мы не будем испытывать неудобств.
В верхней части стартовой страницы сайта перечислены регионы мира: Europa (Европа), Asies (Азия), Afrika (Африка), С-Америка, М-Америка (Центральная) … – это активные ссылки для перехода в региональные разделы, в которых климатограммы похожим образом сгруппированы по странам. Давайте поработаем с климатограммой экзотической для нас Аргентины.

На стартовой странице нажимаем S-Amerika
В появившемся окне выбираем Argentinien
И в открывшейся таблице ищем BuenosAires. Здесь уже указаны важные сведения по метеостанции Буэнос – Айреса: географические координаты (340 ю.ш., 580 з.д.) и высота над уровнем моря – 25 метров. Нажимаем на название города и нам открывается нужная климатограмма.

Обратите внимание, что у нас две климатограммы, различающиеся только методом изображения количества осадков. Как вы думаете, какая форма правильнее? Конечно же, та, где осадки показаны гистограммой (столбиками). Ведь в отличие от температуры, линия графика которой действительно показывают среднюю многолетнюю температуру на каждый день года, осадки измеряются строго по месяцам, поэтому ни какой плавной линией столбики соединять не следует. Ведь тогда получится, что дождь в том или ином месте льёт постоянно, изменяется лишь его интенсивность.

Какой вы ещё подвох заметили на сайте?

Для всех метеопунктов, расположенных в Южном полушарии, изменён порядок месяцев: в начале, идёт не январь, а июль, который здесь становится зимним месяцем. Но в этом есть и положительный момент, легче сравнивать климаты Северного и Южного полушарий, легче определить зимний и летний максимум осадков.
Климатограммы, конечно помогут познакомиться с климатом того или иного места. Но они показывают среднее многолетнее значение метеопоказателей.

Как узнать, какие процессы происходят в той или иной точки планеты, текущей момент?

Воспользуемся сайтом www.gismeteo.ru

Это ведущий российский метеопортал, сообщающий погоду, более чем 4500 городов мира.
Загрузим стартовую страницу портала, найдём в нижней половине ссылку Карта погоды и анимации
Нажмём на карту Европы и попадём на страничку, где можно увидеть карту метеопоказателей по Европе на текущий и следующий день. Особенно нам будут интересны карты атмосферных фронтов. На них белой заливкой обозначены зоны облачности, красными линиями – тёплые атмосферные фронты, синими – холодные. Изолинии показывают температуры земной поверхности, стрелки – направление ветров. Чем длиннее стрелка. Тем сильнее ветер.
Преимущества компьютера перед учебником и атласом не только в оперативности, но и в возможности анимирования изображения (посмотреть).
Но, увиденные нами картинки и анимации – это всего лишь модели, реконструкции. Увидеть реальные атмосферные вихри во всей их красе можно на сайте.
Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), загрузив в строчку браузера адрес: www.nasa.gov/mission_pages/hurricanes/archives/2008/h2008_dolly.html (данная ссылка из-за своей громоздкости была заранее сохранена в текстовом документе).
Работая с сайтом, дети видят космические фотографии тропических ураганов.

5) Физминутка

6) Пользуясь данными сайта www.klimadiagramme.de, проверьте правильность выполнения вами самостоятельной работы, которую вы делали в начале урока, в рабочих тетрадях.

Учитель: А теперь заглянём на так полюбившийся нам сайт www.gismeteo.ru и по анимационным картам попробуем определить, ожидают ли в ближайшее, два дня Саратов атмосферные осадки (данный вид деятельности очень нравится учащимся, особенно в преддверии каникул, когда они сами делают прогноз о невозможности (или наоборот) посещения бабушек, друзей ит.д.)

7) Учащиеся сами подводят итог работы на уроке и, учитывая пожелания обучающихся, учитель выставляет оценки в дневники.

8) Домашнее задание

Выбрать из разных тем учебника Интернет-сайты, которые помогут изучить тему Южные материки (это может быть любая другая тема, главное, чтобы обучающиеся занимались по линии учебников УМК Вентана-Граф).