Открытый урок для учащихся 3–4-х классов "Путешествие в компьютерную страну"

Разделы: Информатика


Оборудование:

  • проектор или интерактивная доска;
  • презентация <Приложение>

Мероприятие составлено на основе сказки энциклопедии Зарецкого А.В., Труханова А.В. «А я был в компьютерном городе». – М.: Просвещение, 1990. – 208с.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по теме «Устройство и работа компьютера». И мы отправимся в путешествие в компьютерную страну вместе с профессором Фортраном, его котом ИКСом, а также с гусеницей и воробьем (Приложение. Слайд 1).
Хотите отправиться в компьютерную страну? (Ответ детей)

Профессор:Начинаем наше путешествие, но учтите – дело это непростое.
Компьютерная страна очень большая, и в ней можно заблудиться. Поэтому, прежде чем отправиться в путь внимательно изучите карту (Приложение. Слайд 2). На ней вы найдете названия мест, которые надо обязательно посетить, а также не пропустите викторину-кроссворд.

ИКС: Итак, в путь!

Первая полянка – «Компьютер»

Профессор: Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их назвали электронными вычислительными машинами. Но только компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами. (Приложение. Слайд 3)

Воробей:Сейчас и дома компьютеры стали незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент дадут нужную справку. Ученому и врачу, инженеру и учителю, писателю и агроному – всем может помочь компьютер.

Гусеница: Как же устроен компьютер и из чего он состоит? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей)

Гусеница:Правильно! Он состоит из системного блока, дисплея, клавиатуры, дисковода и принтера. Подробнее о них вы узнаете из нашего дальнейшего путешествия. (Приложение. Слайд 4)

Вторая полянка – «ЭВМ»

Учитель: Как мы уже знаем, иногда компьютеры называют электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ.

Воробей:Самая первая ЭВМ была очень большой, а считала в сто раз медленнее, чем наш компьютер. (Приложение. Слайд 5)

Гусеница:Но потом они развивались и в настоящее время появились очень мощные компьютеры – суперкомпьютеры. Они решают сразу много задач и делают это очень быстро. (Приложение. Слайд 6)

Третья полянка – «Центральный процессор»

Профессор: Куда нам надо идти сейчас? Ребята, посмотрите по карте.

ИКС: Центральный процессор? (Приложение. Слайд 7)

Гусеница: А я все знаю! Центральный процессор – самый главный элемент в компьютере. Он управляет всеми его устройствами.

ИКС: А откуда он знает, кому и какой надо отдать приказ?

Профессор: Центральный процессор действует по программе, написанной людьми.

ИКС: А вдруг программа окажется очень большой? Чтобы ее запомнить, нужна хорошая память.

Профессор: Все не так просто. У центрального процессора нет своей памяти.

Гусеница: Как же он без памяти-то?

Профессор: Программа храниться в памяти компьютера. Центральный процессор читает команды, записанные в памяти, и выполняет их.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое центральный процессор? (Ответы детей) Молодцы, тогда мы можем пойти дальше. Давайте посмотрим карту.

Четвертая полянка – «Программа»

Учитель: Карта завела нас на полянку – «Программа». Что же это такое? (Ответы детей)

ИКС: Программа – это задание для компьютера.

Профессор: И ее надо писать на специальном языке, понятном компьютеру, – языке программирования.

Воробей: А мы этого языка не знаем!

Гусеница: И программировать не умеем!

Профессор: Вы можете обратиться к программисту, который пишет программы или самим выучить язык программирования.

Учитель: Ребята, вы хотите выучить языки программирования? (Да) Тогда поспешим на следующую полянку – «Языки программирования»!

Пятая полянка – «Языки программирования»

ИКС: Что такое языки программирования?

Профессор: Чтобы понять это, я прочитаю вам сказку.

«В одной далекой стране жил всемогущий добрый волшебник. Он знал все языки на свете и мог одинаково легко разговаривать и с людьми, и с птицами, и со зверями. Он знал даже машинный язык – язык компьютеров. А это очень необычный язык. В нем все слова состоят только из ноликов и единичек. Вот, например слово «фея» на машинном языке записывается так:
1100110   1100101   1110001
Вот какой это необычный язык!
Выучили и люди машинный язык.
Стали на нем разные программы писать. Но не простое это дело. От ноликов и единичек в глазах рябит – недолго и ошибиться. Трудно было людям, а что делать? Ведь не понимают компьютеры человеческий язык. Решил всемогущий добрый волшебник помочь людям и стал думать. День думал. Два думал, а на третий придумал особый язык и навал его первым языком программирования.
Похож он на человеческий язык, хотя он и не человеческий. Но людям писать программы на этом языке – одно удовольствие. И просто, и быстро. А перевести программу с этого языка на машинный – пара пустяков. Это и сам компьютер сделать может. Красота, да и только.
С тех пор прошло много лет. Скоро люди и сами научились придумывать языки программирования и придумали их великое множество. Не похож один язык на другой – и имена у них разные. Вот какие: Фортран, Алгол, Паскаль, ЛОГО, Бейсик, Ассемблер, Кобол, Форт, пролог, Лисп, Модула, Симула, Си, Ада… и много-много других.
Выбирай любой – какой тебе больше нравиться!»

ИКС: Как здорово! Я себе Бейсик выберу!

Гусеница: А я Лисп!

Профессор: Языков на всех хватит! А нам пора дальше!

Шестая полянка – «Машинный язык»

Воробей: Переходя на следующую полянку, скажите мне, ребята, для чего нам нужны языки программирования? (Ответы детей)

Гусеница: А я знаю много названий языков программирования: ЛОГО, Алгол, Паскаль, … (дети продолжают)

ИКС: Мало знать названия, надо уметь писать программы! Люди, которые пишут программы для компьютера, называются программистами.

Гусеница: А много они знают языков?

ИКС: Конечно! Все языки программирования знают и еще один – самый главный – машинный язык.

Воробей: А что это за язык?

ИКС: Это язык компьютеров. Он такой необычный и очень сложный!

Профессор: На машинном языке, фраза «Путешествуем в компьютерную страну» будет выглядеть вот так. (Приложение. Слайд 8)

Гусеница: Здорово! А где хранятся записанные программы?

Воробей: Ну, конечно же, в памяти!

Учитель: А чтобы узнать об этом подробнее мы должны идти на следующую полянку! Побежали!

Седьмая полянка – «Память компьютера»

ИКС: Центральный процессор работает по программе, составленной людьми. Эта программа записана и хранится в специальном устройстве. Его называют запоминающим устройством, а иногда и просто памятью компьютера. (Приложение. Слайд 9)

Гусеница: Так что же получается? Если я запишу рецепт пирожков с клубничным вареньем в свою тетрадку, то она становиться запоминающим устройством?

Профессор: Да, конечно! А что тут странного? Ведь ты записываешь в тетрадку рецепт, чтобы не забыть. А вы, ребята, какие примеры запоминающих устройств можете привести? (Дневник, записная книжка и т.д.)

Воробей: А что если программа не нужна компьютеру? Что он с ней делает?

Профессор: Он может ее удалить, а на ее место записать другую. Или перезаписать на диск, а когда программа понадобиться, опять загрузить ее в память.

Гусеница: Ребята, как вы думаете, что будет, если память компьютера испортится? (Испортится программа работы компьютера, перепутаются цифры в расчетах и буквы в словах).

ИКС: А если компьютер использовали для космических расчетов приземления на Луну, то при неправильной работе памяти, посадка может не произойти или произойти не правильно.

Профессор: Работа каждой части ЭВМ важна, и памяти в особенности. Но что делать если ее не хватает?

ИКС: Можно что-нибудь удалить.

Гусеница: Или записать это на диски!

Восьмая полянка – «Диски»

Профессор: Раньше диски были магнитные (Приложение. Слайд 10). Они вмещали в себя не большое количество информации.

Гусеница: Примерно содержание нескольких школьных учебников.

ИКС: Но этого стало мало

Воробей: И поэтому придумали лазерные диски (Приложение. Слайд 11). Они уже могут вместить все учебники за все классы! И они постоянно развиваются, становятся более вместительными.

ИКС: И скоро смогут вместить все книги на свете!

Профессор: А для того, чтобы смотреть содержимое диска и другие программы, нам нужен дисплей.

Девятая полянка – «Дисплей»

(Приложение. Слайд 12)

ИКС: Ребята, как вы думаете, что такое дисплей? (Ответы детей)

Профессор: Правильно, дисплей – это экран, похожий на телевизионный. На него компьютер выводит информацию.

ИКС: А какую информацию он может выводить на дисплей?

Профессор: О, самую разную: результаты расчетов, тексты программ, цветные изображения, разные таблицы, стихи и рассказы. (Приложение. Слайд 13)

Десятая полянка – «Клавиатура»

Гусеница: А это что такое и для чего оно нам нужно? (Приложение. Слайд 14)

Воробей: Да это же каждый знает! Вот скажите ребята! (ответ детей)

ИКС: Клавиатура нам нужна для ввода информации в компьютер.

Гусеница: Чур, я попробую ввести что-нибудь в компьютер!

Профессор: Конечно! Только после нашего путешествия. Что у нас впереди?

Одиннадцатая полянка – «Мышка»

Профессор: Ну какой же компьютер без «мышки»?

Гусеница: Ой-ой-ой! Где мышка? Я очень боюсь!!!

Воробей: Не переживай! Компьютерная мышь не кусается. Вот она (Приложение, слайд 15, можно показать и натуральную)

Профессор: Для компьютера мышка нужна тоже для ввода информации, как и клавиатура. Только мышка позволяет двигать окошки, менять местами картинки и работать в сложных программах.

Гусеница: Теперь ясно. Больше не буду боятся. А еще есть ящик, которые ест бумагу и громко кричит. Его я тоже боюсь.

Двенадцатая полянка – «Принтер»

ИКС: Да это же принтер! Он нужен чтобы печатать на бумаге. Иногда его называют печатающим устройством. (Приложение. Слайд 16)

Профессор: Принтеры могут быть лазерные и струйные. Все они используют чернила: черно-белые или цветные, но только наносят их на бумагу разными способами. Струйный – «поливая» бумагу очень тонким слоем краски, а лазерный – тонким лазерным лучом.

Учитель: Вот мы и подошли к предпоследней полянке нашего путешествия. Итак, вперед!

Тринадцатая полянка – «Роботы»

(Приложение. Слайд 17)

ИКС: Да это же роботы! А зачем они нам нужны? (Ответы детей)

Гусеница: А еще они могли бы почистить для мамы картошку и сварить суп, или вымыть полы дома…

Профессор: Или испытывать новые модели самолетов, работать на атомных электростанциях или выполнять другую опасную работу.

Воробей: Роботы – помощники людей. Они могут вытачивать любые детали, собирать автомобили, раздавать коровам на ферме корм и делать многое другое. А управляют роботами компьютеры!

Гусеница: А как они устроены?

Профессор:Ну вот, например. (Показывая на тот же слайд)

Учитель: Теперь вы знаете все о компьютерах!

ИКС: Также как и мы!

Профессор: Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. Ну а теперь можно и поиграть! Побежали на последнюю полянку!  <Рисунок 1>